Российский самолет Су-57, который пропаганда называет самой современной и эффективной единицей авиации РФ, поражен. Впервые за время полномасштабной войны Украине удалось поразить редкий самолет в российском тылу. Это произошло на аэродроме “Ахтубинск” в Астраханской области России, почти за 600 км от линии боевого столкновения.
У оккупантов есть повод для паники?
Су-57 ― самый современный истребитель России, способный наносить удары высокоточными ракетами. Его серийные поставки начались в 2022 году. На вооружении воздушно-космических сил РФ было всего шесть таких боевых самолетов, сообщает украинская разведка. Один из них был поражен 8 июня 2024 года на территории военного аэродрома “Ахтубинск”. Это подтвердили и российские источники.
В Главном управлении разведки Министерства обороны Украины заявили, что о поражении самолета свидетельствуют спутниковые снимки. Первый датируется 7 июня, на нем виден целый самолет. На втором, от 8 июня, возле истребителя появились воронки от взрыва и характерные пятна пожара, возникшего в результате огневого поражения.
В рамках действующей госпрограммы до 2027 года Воздушно-космические силы России должны получить 76 истребителей, пишет издание “Важные истории”. Как сообщали в Государственном центре подготовки авиационного персонала и военных испытаний Минобороны РФ, стоимость Су-57 по состоянию на 2018 год составляла около 2 млрд руб.
Украинские войска и спецслужбы постоянно уничтожают российские самолеты. Так, бойцы 110-й бригады Вооруженных сил Украины сбивают российские Су-25 практически каждую неделю. По данным на 10 июня этого года, потери российской авиации — 326 вертолетов и 358 самолетов. Только с начала 2024 года ВСУ уничтожили около 30 истребителей и бомбардировщиков. А также воздушный командный пункт Ил-22, с которого можно управлять войсками во время боевых действий.
Уничтожены и два А-50, российские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, благодаря которым силы РФ управляют атаками своей ударной авиации и обнаруживают в небе украинские самолеты. Первый А-50 россияне потеряли за 100 с лишним километров от украинской границы, второй — за 250 км.
Украина уже начинает вытеснять Россию из авиапространства оккупированных территорий. А разрешение Запада наносить удары предоставленным союзниками оружием по военным объектам на территории РФ может привести к тому, что противнику придется прятать свои самолеты вглубь страны.
Если Украина получит разрешение на использование ракет ATACMS, то сможет достать до всех российских аэродромов, на которых вблизи украинских границ базируется тактическая авиация России.
Комментарии экспертов
Авиаспециалисты подчеркивают, несмотря на факт повреждения самолета и на тот факт, что их у России немного, Су-57 остается угрозой для Украины. Чем опасен и уникален самолет, а также как Силам обороны достать до остальных самолетов РФ, в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:
- Сергей Братчук, спикер Украинской добровольческой армии “Юг”;
- Анатолий Храпчинский, эксперт в сфере авиации, заместитель генерального директора компании по производству средств радиоэлектронной борьбы;
- Константин Криволап, авиационный эксперт.
СЕРГЕЙ БРАТЧУК: Су-57 уязвим, но все равно опасен
— Самолет, который называют невидимкой, был впервые замечен, насколько я помню, как раз в акватории Черного моря. Тогда он пытался нанести удар ракетой К-69 по Одессе. Су 57-й как невидимка, подкрался на определенной высоте на определенное расстояние, но ему не удалось совершить боевого пуска. Потому что наши силы и средства противовоздушной обороны обнаружили его. Они озвучили это фактически сразу в прямом эфире и показали, что они не только его видят, но и сопровождают. Конечно, хотелось бы, чтобы тогда первое же сопровождение было и поражением этого самолета. Пока до этого не дошло, но, как говорится, история только начиналась.
Самолет на тот момент развернулся с рубежей боевых пусков и ушел от Одессы. Несколько раз потом этот самолет снова возникал в украинском воздушном пространстве, снова он пытался выполнять боевые задачи. Но, насколько я помню, пуски боевых ракет ему так и не удалось осуществить.
То есть этот самолет — не невидимка, не пятого поколения. Да, более совершенен, но, тем не менее, оказалось, что он далеко не гордость российской авиации, далеко не представитель Военно-космических сил РФ. Но в любом случае самолет очень опасен.
АНАТОЛИЙ ХРАПЧИНСКИЙ: Украинские беспилотники играют важную роль в уничтожении российской авиации
— Россия на протяжении долгого времени пытается ввести этот самолет в эксплуатацию. То есть они, в принципе, фактически поставили его на вооружение, но этот самолет с 2010 года активно проходил испытания, проверки и неоднократно имел проблематику. Так, допустим, во время визита индийской делегации после посадки самолета было возгорание двигателя, повлекшее за собой полностью возгорание всего самолета.
Тем не менее нужно обратить внимание, что российская пропаганда активно будет дальше его продвигать и будет искать виноватых где угодно, только не в себе.
В принципе, если мы говорим о российском ВПК, то за последнее время, то есть за этот год, есть значимые удары по его имиджу. А тут хотелось бы сказать и об уничтожении систем С-400 и, допустим, о других сбитых самолетах, таких как А-50 или Ту-22М3.
Большое количество радиоэлектроники самолета Су-57 произведено не в России и не может быть произведено в России. Поэтому присутствует проблематика еще и с производством этих самолетов в большом количестве.
У Украины есть более современная система, которая позволяет качественно видеть такие объекты в воздушном пространстве. Россия однозначно не залетала на территорию Украины и в зону действия наших систем противовоздушной обороны, а могла эксплуатировать его для запуска ракет, допустим, Х-69, со своей территории. Но, тем не менее, надо сказать, что как ракета Х-69, так и ракета Х-55 сбивается нашими средствами противовоздушной обороны.
После разрешения работать по территории Российской Федерации с западными образцами вооружения, можно говорить, что данный тип самолетов точно будет ограничен в процессе боевых действий, потому что будет опасно залетать на территорию или близко к территории Украины.
Для того чтобы пробить противовоздушную оборону РФ, скорее всего, участвовали и украинские БпЛА, которые уничтожали непосредственно средства противовоздушной обороны. То есть мы говорим о том, что мы пока что работаем средствами беспилотной авиации, которые у нас есть.
При этом нужно продолжать разговор с западными партнерами о расширении номенклатуры вооружения, которое мы можем использовать по территории РФ.
Более того, надо говорить о расширении географии использования, потому что нужно бить по большинству аэродромов, которые находятся в приграничных зонах, и создавать 100-километровую демилитаризованную зону на территории Российской Федерации, где не будет никакого вооружения. И говорить о расстояниях, там, допустим, 500 км или 1 000 км, где не будет стратегической российской тактической авиации.
У нас есть хорошие разведывательные БпЛА, которые могут выявлять местоположение, в каких именно ангарах стоят самолеты.
КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: Су-57 не будут использовать для воздушных баталий
— Су-57 — это самолет с малой радиолокационной заметностью — 0,1 кв. м. Например, у F-16 — 1,2 кв. м, 1,5 кв. м, 1,8 кв. м — в зависимости от навешенного оборудования. То есть Су-57 действительно малозаметный самолет. Он действительно скоростной, он действительно высокоманевренный. Он вооружен самыми современными ракетами, что есть у россиян, — Х-69, Р37М, которые вообще делались именно под него.
Вся разработка этого самолета финансировалась за счет Индии. Но в 2018 м году, когда на глазах у изумленных индусов, на аэродроме полностью сгорел Су-57, они некоторое время еще подумали, взвесили и вышли из проекта. На этом история с индусами закончилась.
Была информация и от британской разведки, и от наших военных специалистов, что он участвовал в нанесении ударов по Одессе, Кировоградской области. И я подозреваю, что его использовали, когда ракеты Х-69 поразили Трипольскую ТЭС.
Аэродром “Ахтубинск” — это одна из мощнейших российских авиабаз еще с советских времен. Она считалась научно-техническим комплексом, потому что там проходили доводочные работы и испытания сертифицированных машин, которые просто доводились до ума. В России две таких базы — в Ахтубинске и в Жуковском, что в Подмосковье.
Я не сомневаюсь, что аэродром “Ахтубинск” напичкан средствами ПВО на все случаи жизни. Но мы видим, что и эту защиту удалось обойти. Потеря Су-57 соизмерима для россиян с поражением самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50, которых мы уже уничтожили две единицы. А уже есть предположение, что в Ахтубинске мы уничтожили два истребителя Су-57. Если так, то это суперхорошая новость, это невероятно. Это большой позор для России.
Концентрация средств ПВО вдоль линии боевого столкновения не позволяет ни российским самолетам залетать на нашу территорию, ни нашим туда. В одну и другую сторону прорываются лишь штурмовики Су-25 на очень малых высотах — что российские, что наши. Вся остальная истребительная авиация не пересекает. Поэтому не думаю, что Су-57 будет использоваться для каких-то воздушных баталий.
Этих самолетов очень мало, их не могут производить уже сейчас. Кроме прототипов, которые испытывались, было выпущено шесть самолетов, потом было выпущено два самолета. И сейчас по всем сообщениям россияне не могут достичь характеристики самолета пятого поколения.
В частности, самолеты пятого поколения должны уметь управлять роем дронов. Россияне сделали один дрон “Охотник”, который якобы должен летать вместе с Су-57, а истребитель должен им управлять. Но что-то там у них не ладится, не получаются стыковки именно в связи с высокими уровнем технологий, которые должны использоваться для этих целей. Там есть проблемы и с двигателем, но сейчас, вроде бы, они уже ставят двигатель второго поколения — но посмотрим, смогут ли они это сделать.
Но в любом случае, это очень опасный самолет, и он занимает наивысший уровень в российской авиации.
Читайте также: Украина будет бороться с российскими КАБами, уничтожая их носители — детали от Селезнева