18 января в городе Бровары Киевской области потерпел крушение вертолет спасательной службы. Все члены экипажа и пассажиры погибли, в их числе — высшее руководство министерства внутренних дел Украины:
- глава ведомства Денис Монастырский,
- его первый заместитель Евгений Енин;
- госсекретарь МВД Юрий Лубкович;
- заместитель руководителя Патронатной службы МВД Татьяна Шутяк;
- начальник управления обеспечения защиты Департамента внутренней безопасности НПУ подполковник полиции Михаил Павлушко;
- ведущий инспектор Департамента коммуникации МВД Николай Анацкий;
- старший оперуполномоченный по особо важным делам Департамента внутренней безопасности НПУ Андрей Маринченко;
- командир воздушного судна — инструктор авиационной эскадрильи специального назначения на вертолетах Александр Василенко;
- пилот авиационной эскадрильи специального назначения на вертолетах Константин Коваленко;
- бортовой механик авиационной эскадрильи специального назначения на вертолете прапорщик службы гражданской защиты Иван Касьянов.
Во время катастрофы судно задело здание детского сада — погибли ребенок и родители воспитанников учреждения.
Авиакатастрофа произошла около 8 часов утра. По словам очевидцев, был сильный взрыв, после чего они услышали детский крик. Улицу полностью заволокло дымом, ну а в здании детского садика начался пожар. Жителям соседних домов пришлось буквально через этот забор передавать детей друг другу, чтобы спасти их.
По информации Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, в результате крушения вертолета погибли 14 человек, включая одного ребенка. Это число могло быть больше, если бы не мужество простых людей, которые уже в первые минуты после катастрофы поспешили на помощь детям.
“Мы услышали мощный взрыв. Отец побежал на улицу. Я не понял, куда он. Он даже не оделся — просто кофта и шапка. Я посмотрел в окно, а там он забегает в детский сад. Мама тоже выбежала на улицу и забирала детей через забор у воспитателей. Затем пришел Глеб. Нам передали троих детей, и мы им оказали первую помощь”, — рассказывает житель Броваров.
Реакция Украины и мира
Президент Украины Владимир Зеленский, а также зарубежные лидеры выразили свои соболезнования семьям погибших.
“Мои соболезнования всем родным и близким погибших! Денис, Евгений, Юрий, команда МВД… Настоящие патриоты Украины. Светлая память! Светлая память всем, чьи жизни унесло это черное утро!” — написал глава государства в Telegram.
Крушение вертолета в Броварах также прокомментировал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
“Трагедия далеко от линии фронта, в Броварах. Мои соболезнования родным погибших, особенно детям. Желаю скорейшего выздоровления пострадавшим. Денис Монастырский и Евгений Енин были моими близкими коллегами и друзьями, настоящими украинскими патриотами. Огромная потеря для всех нас”, — написал он в Twitter.
“Мы вместе с Украиной скорбим после трагической аварии вертолета в Броварах. Министр Денис Монастырский был большим другом ЕС. Выражаем наши глубочайшие соболезнования семьям погибших, президенту Зеленскому, премьер-министру Украины Денису Шмыгалю и народу Украины”, — заявил глава Европейского Совета Шарль Мишель в Twitter.
“Трагедия разразилась в сердце истерзанной войной Украины. Выражаю искренние соболезнования семьям погибших, Владимиру Зеленскому и всей стране в связи с крушением вертолета в Броварах”, — написала президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
“С глубокой скорбью узнал о падении вертолета в Броварах под Киевом, в результате чего погибли люди, в том числе высшее руководство МВД Украины. Мои мысли с семьями и близкими погибших”, — высказал слова соболезнований президент Польши Анджей Дуда в Twitter.
“С ужасом узнал о гибели министра внутренних дел Украины Дениса Монастырского и его заместителя Евгения Енина. Они были отличными партнерами по сотрудничеству и друзьями. Мои глубочайшие соболезнования родным и близким”, — написал глава представительства ЕС в Украине Матти Маасикас.
“Ошеломлена и огорчена ужасной новостью из Броваров. Мои глубокие соболезнования близким министра Монастырского, первого заместителя Енина, а также всех погибших и пострадавших в катастрофе этим утром. Наши сердца — с громадой Броваров, а также нашими друзьями и партнерами в МВД Украины”, — высказала соболезнования посол США в Украине Бриджит Бринк.
“Шокирована трагической гибелью руководства МВД Украины, а также мирных жителей в результате крушения вертолета в Броварах. Я хорошо знала и министра Монастырского, и его первого заместителя Енина. Мои искренние соболезнования их семьям и нашим партнерам в правительстве Украины в связи с этой потерей”, — заявила посол Великобритании в Украине Мелинда Симмонс.
Расследование и версии трагедии
Расследование происшествия поручили Службе безопасности Украины. В ведомстве предварительно выделили три версии: нарушение правил полета, техническая неисправность и умышленные действия по уничтожению вертолета. В правоохранительных органах призывают сохранять терпение и не распространять непроверенную информацию.
“Первое, что нужно сказать — это то, что рано делать выводы. Сейчас уже открыто уголовное производство. Следователи службы Украины, ГБР и СБУ сейчас будут работать. Одно могу сказать, что будет большой объем действий, чтобы выяснить все обстоятельства. Но есть просьба ко всем вам, к людям, которые видели этот пролет вертолета: мы понимаем, что он долго летел на низкой высоте. Прошу обратиться в Нацполицию по линии 102, или к местным полицейским. Мы приедем к вам и запишем все показания. Это очень важно для объективного расследования”, — призвал начальник Главного управления Национальной полиции Украины в Киевской области Андрей Небытов.
В связи с внезапной гибелью руководства одного из ключевых органов системы безопасности Украины, Кабинет министров провел экстренное заседание. Временно исполняющим обязанности министра внутренних дел назначили нынешнего главу Национальной полиции Игоря Клименко. Такая быстрая реакция позволит сохранить нормальную работу ведомства в обеспечении безопасности и расследовании преступлений, в том числе и совершенных российскими оккупантами.
“На сегодняшнем заседании Кабинет министров возложил исполнение обязанностей министра внутренних дел на замминистра, главу Нацполиции господина Игоря Клименко. После обсуждения с парламентом будет представление на назначение нового руководителя ведомства. МВД — одно из ключевых звеньев защиты нашей страны. Поэтому задействованы необходимые протоколы, чтобы сохранить управляемость всеми процессами”, — сообщил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
По уточненной информации ГСЧС, в результате крушения вертолета, ранения получили 25 человек, 11 из них — дети. Всем пострадавшим оказана квалифицированная медицинская помощь. Поисково-спасательная операция в Броварах завершена. В городе объявлен трехдневный траур по погибшим.
Позже президент Зеленский подчеркнул, что падение вертолета в Броварах и смерти людей — это результат войны.
“Я считаю, из-за того опыта войны, который есть сегодня у меня и у нашего общества, это не несчастный случай. Это война. Война просто не только на поле боя. У войны есть несколько направлений. Нет больше несчастных случаев. Все это результат войны”, — сказал глава государства, отвечая на вопросы после своего онлайн-выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Характеристики вертолета
Вертолеты Super Puma Airbus 225 используются во многих европейских странах и считаются флагманом подобного вида авиации. В вертолете есть датчики ночного видения — для проведения спасательных операций ночью. Дальность полета составляет более 1000 километров. Запас топлива — до 600 литров, вместительность — более 20 человек без учета двух пилотов и одного бортпроводника. До этого в Украине так много пассажиров перевозили только советские Мі-8.
Возможные причины трагедии в Броварах и детали авиапроисшествия в эфире телеканала FREEДОМ разобрали:
- спикер Национальной полиции Украины Марьяна Рева;
- эксперт по вопросам развития авиационного рынка Богдан Долинце;
- политолог Владимир Фесенко;
- авиационный эксперт Валерий Романенко.
Марьяна Рева: Информации о без вести пропавших людях нет — нашли абсолютно всех
— У нас уже есть окончательная цифра погибших. Это 14 человек, среди них — один ребенок.
Неточности касательно пострадавших и погибших на протяжении дня были связаны с тем, что нужно было очень быстро идентифицировать тела. Не только фрагменты тел погибших на месте трагедии, но и те, которые находились в других местах.
Что касается пострадавших: известно о 25 людях. Большинство из них — дети. Они уже обратились за медицинской помощью.
Среди погибших — люди из команды МВД: помощники, охранники, пилоты самолета ГСЧС. Это ужасная трагедия. Мы морально очень тяжело ее переживаем и понимаем, что погибшее сегодня руководство МВД хотело бы, чтобы мы выполняли свою работу качественно и ответственно. И мы продолжаем очень ответственно работать.
Поисково-спасательные работы на месте уже завершены. Сейчас на месте работают оперативники, полиция: ищут и опрашивают свидетелей. Риск того, что количество потерпевших увеличится, конечно же, существует. Но мы надеемся, что эта цифра больше не будет увеличиваться.
На данный момент у нас нет информации касательно без вести пропавших людей — нашли абсолютно всех. Существует проблема с идентификацией тел. А у людей, которые сейчас находятся в больнице, ожоги. И дай Бог, чтобы их здоровью больше ничего не угрожало.
Со свидетелями мы общались в первую очередь, как только прибыли на место. Все они собрались возле места крушения вертолета. Мы сразу же начали с ними работать: опрашивать, собирать абсолютно все видео, которые будут использованы в этом криминальном производстве. Напомню, что Служба безопасности Украины ведет это дело, но Национальная полиция помогает всеми возможными методами.
Здание [детского сада, на который упал вертолет] горело долго, вы могли видеть эти кадры. Спасатели очень быстро потушили пожар, сработали оперативно. Сейчас ведется коммуникация, в первые минуты всех оснастили тем, что нужно для помощи.
Несмотря на все эмоции и пустоту, мы понимаем, что МВД должно работать. И сегодня Кабинет министров назначил временно исполняющим обязанности министра внутренних дел [главу Нацполиции Украины] Игоря Клименко.
МВД продолжает работать стабильно, ситуация под полным контролем. И в первую очередь, о чем уже заявил Игорь Клименко, должна быть реализация всех поставленных Денисом Монастырским задач по защите людей и защите Украины.
Богдан Долинце: Предварительное расследование будет длиться несколько недель, а финальные результаты могут обнародовать через год-полтора
— На сегодняшний день очень рано делать предположения, что могло быть причиной трагедии. Если посмотреть ретроспективно, мы видим, что этот вертолет уже практически 20 лет выпускается концерном Airbus. Было выпущено более 170 единиц именно данной модификации вертолета.
В начале эксплуатации была выявлена определенная техническая проблема вертолета — она была устранена. На сегодняшний день вертолет эксплуатируется в около 30 странах по всему миру, имеет сертификаты от европейского органа управления воздушным движением, подтверждающие летную годность и безопасность выполнения полетов.
В том числе он эксплуатируется в таких странах, как Япония и Канада, которые тоже провели соответствующую оценку, запуская данную модель в эксплуатацию. Это означает, что все эти страны проверили на соответствие и техническое, и безопасной эксплуатации по стандартам и протоколам, разработанным заводом-производителем.
Исходя из этого, до выявления других фактов пока нет оснований говорить о том, что он плохой или по безопасности хуже, чем любые другие вертолеты.
Мы все помним, как несколько лет назад после череды авиакатастроф нового самолета Boeing были выявлены технические неполадки, и фактически все машины данной авиакомпании были полностью сняты с эксплуатации. Они несколько лет стояли на земле, пока концерн не провел необходимые работы для минимизации и устранения соответствующих технических проблем. И только после таких работ прошли необходимое испытания и уже фактически в разгар пандемии ковида самолет снова смог вернуться к выполнению полетов.
Касательно вертолета Airbus 225: все страны, где на сегодняшний день он эксплуатируется, продолжают его эксплуатацию. И никакой информации или последствий, которые требовали бы прекратить эксплуатацию данного вертолета, не выявлено.
Независимо от модели вертолета, есть специальная процедура выполнения полетов в сложных метеоусловиях, к которым относится высокий уровень туманности, так называемая малая видимость. Для выполнения полетов в сложных метеоусловиях должно быть, с одной стороны, техническое оборудование самого вертолета. Как правило, большинство вертолетов имеют необходимое оборудование. Если мы говорим о вертолетах, которые имеют даже средства для ночного видения, то такое оборудование иметь не обязательно.
Кроме того, вертолеты оборудованы так называемой системой снижения риска столкновения с землей, которая определяет как расстояние до земли, так и наличие преград по курсу следования. Это для того, чтобы исключить возможность столкновения со зданием, рельефом местности и с другими объектами.
Вторая составляющая — выполнять такие полеты имеют право только специально подготовленные экипажи, которые допущены до полета в сложных метеоусловиях. Если экипажи не имеют такого допуска, они возвращаются на аэродром вылета, прекращают полет или облетают соответствующие зоны.
Была информация, что на борту один из членов экипажа был не просто пилотом, а пилотом-инструктором. Поэтому, скорее всего, экипаж имел все необходимые допуски и очень большой стаж по сравнению с обычными пилотами вертолетов.
Акты незаконного вмешательства, как и внешние факторы в виде погодных условий или человеческого фактора — каждый из этих вариантов может иметь место. Были они или нет, скажет только информация после проведения предварительного расследования. Для гражданской авиации период такого расследования составляет около нескольких недель. После этого начинает прорабатываться основная версия.
Но детальные финальные результаты расследования, к сожалению, идут очень долго и могут стать доступны не ранее, чем через год-полтора. Это средний период расследования авиационных происшествий в Украине.
Вертолет в целом — это транспортное средство повышенной опасности в связи с тем, что он требует специального допуска к управлению. Они, как правило, имеют на борту большое количество разных технических жидкостей авиационного керосина, которые могут иметь разный режим, в том числе могут сгореть.
На сегодняшний день любая версия является равновероятной, пока не будет доказано обратное.
Если исходить из мировой статистики авиапроисшествий, к сожалению, две трети катастроф проходит именно из-за человеческого фактора. Это или ошибка человека, или связанные с человеком другие факторы. Если говорить о технической составляющей, то это 5-10-12% трагедий. Все остальное — случай или внешние факторы, такие как погодные условия или акты незаконного вмешательства.
В конкретной ситуации, даже если мы рассмотрим ранее озвученные версии СБУ, то каждая из них могла привести к условному возгоранию, если таковое будет подтверждено.
Владимир Фесенко: Одна из рассматриваемых версий — вероятность диверсии для уничтожения руководства МВД
— Во-первых, хочу высказать соболезнования близким всех погибших. Для нас это очередная трагедия, после Днипра.
Тут дополнительная сложность, связанная с гибелью руководства МВД. Нужно иметь в виду, что это действительно очень важная структура в оборонном комплексе Украины наряду с Вооруженными силами. В структуре МВД — несколько достаточно автономных ведомств, которые играют важную роль в обороне страны в условиях войны. Это Нацполиция, служба чрезвычайных ситуаций, Национальная гвардия, пограничные войска…
Но эта большая трагедия не дезорганизует работу этих ведомств, они продолжат свою работу. Мы видим, что Кабмин очень быстро назначил временно исполняющего обязанности министра внутренних дел, а новая кандидатура, согласно Конституции, будет утверждена Верховной Радой.
МВД работало и работает как слаженная система. И Денис Монастырский, который очень достойно проявил себя на должности его главы, и все работники обеспечили высокий уровень работы этого министерства.
Министр внутренних дел — политическая фигура. Одна из его важных функций — работа с деоккупированными территориями, в частности по восстановлению инфраструктуры и социальной сферы. И значение этой функции в условиях войны резко возрастает. Поэтому глава МИД координирует свою работу на уровне Кабмина с министерством энергетики, министерством инфраструктуры, а также другими ведомствами, например, Минобразования, Мининформполитики, Минздравом и Минсоцполитики.
Этот вопрос будет решен, как только политическим руководством Кабмина и Офисом президента будет определена кандидатура нового министра. Возможно, им станет временно исполняющий обязанности, а может быть, будет определена некая политическая фигура. Если будет принято соответствующее политическое решение, то уже в ближайшие дни Верховная Рада может собраться и утвердить кандидатуру нового министра.
Опыт показывает, что может быть необходимость проверить эффективность работы человека перед назначением. Например, у нас уже полгода в качестве исполняющего обязанности главы СБУ очень эффективно работает Василий Малюк.
[В речи президента Зеленского на ВЭФ] не просто посыл — в адрес РФ не нужны какие-то особые посылы. Думаю, украинцы сами понимают, что с 24 февраля Россия — это олицетворение зла. Все, что они делают в нашей стране — от военных действий до ракетных обстрелов и лживой ядовитой пропаганды — это зло, с которым мы боремся.
Абсолютно согласен с президентом Зеленским, что даже такие трагические ситуации, где могло быть и сочетание неблагоприятных погодных условий — в итоге следствие войны.
[Авиакатастрофа, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский] произошла на территории России, под Смоленском. Самолет был польский, но подозрений действительно много. Я говорю аккуратно, потому что есть разные версии… Поскольку это произошло в России, Польша не могла в полной мере влиять на процесс расследования. Поэтому в Польше не доверяют официальным результатам расследования, озвученным российскими службами — якобы были определенные ошибки диспетчеров, и произошла трагическая случайность.
В нашем случае ситуация все-таки другая. Одна из рассматриваемых версий — вероятность диверсии и каких-то целенаправленных действий, направленных на уничтожение руководства МВД.
Расследование может идти достаточно длительный период времени. Практика таких авиационных трагических инцидентов показывает, что бывает по-разному. Поэтому нужно будет проверить также технические версии.
Первые предварительные результаты, возможно, будут и через несколько дней. А окончательные — по итогам работы комиссии, которая должна проверить все версии, включая состояние двигателя, топливо, вероятность диверсии… Тут надо набраться терпения, но расследование будет проводится на нашей территории украинскими правоохранительными органами.
А на будущее нужно учесть общие черты этих двух трагических ситуаций. Тогда значительная часть польского руководства была на борту самолета, а теперь — важного ведомства структуры обороны Украины. Думаю, должны быть четкие инструкции, чтобы в условиях войны, допустим, министр и его первый зам не были на одном борту. Это важная мера безопасности. Также должны быть четко определены параметры безопасности передвижения таких летательных средств в городской местности с учетом погодных условий.
Валерий Романенко: Причиной аварии туман мог послужить только в случае столкновения с каким-то объектом
— Если сравнивать с российским Мі-8 и его экспортной версией Мі-17, то Super Puma — просто идеальный вертолет. Если брать всю его историю как военного, так и гражданского вариантов, то количество катастроф — две-три, и у них разные причины. А если машина опасна, то причина нескольких авиационных инцидентов, как правило, одна и та же.
Поэтому я бы не сказал, что это опасные вертолеты. Хотя, конечно, для наших ГСЧС и Национальной гвардии хотелось бы машину несколько иного назначения, более военизированную. А это слишком комфортная и слишком дорогая машина.
[Насчет причин трагедии]: возможно все. Но, как правило, вертолеты ниже 30-этажного здания, то есть высоты в 150 метров не летают. В этом нет никакого смысла. Вертолет должен четко пролетать выше всех возможных наземных объектов, которые могут ему встретиться на трассе, а также выше линии электропередач. У нас, по-моему, нет зданий выше 32 этажей, кроме телевизионных вышек, которых не так много.
Тем более, экипаж всегда готовится к полету. У него есть летная карта, и он четко может по ней проследить, есть ли препятствия на маршруте, чтобы обойти их по высоте заранее. А то, что вертолеты прижимаются к земле, чтобы не быть пораженными зенитными ракетами, актуально только в прифронтовой зоне. На высоте, допустим, в 200 метров, нужно лететь в 40 километрах от границы, чтобы вражеский радар его заметил.
[Насчет посадки летательного аппарата во время падения без повреждений]: если у самолета по какой-то причине выключается оба двигателя, он может дальше продолжать полет планированием. По инерции у него сохраняется какая-то подъемная сила, и он может достаточно плавно приземлиться без особых повреждений.
У вертолета такой режим называется авторотацией. Во время падения воздушный винт на верхней части вертолета его раскрутит, послужив своеобразным парашютом. Это позволит вертолету аккуратно приземлиться, без особых повреждений и без ранения тех, кто находится на борту. Такие тренировки проводятся даже для молодых пилотов. Но для этого нужна высота минимум в 400-500 метров.
Туман и облака — вертолету не помеха, но может произойти столкновение с чем-то в тумане. Но достаточно объективной информации об этом пока нет… На борту вертолета находится радиовысотомер. Думаю, на такой очень сложной в плане оборудования машине также находится система предупреждения о столкновении с землей. Кроме того, перед вылетом летчики получили сводку погоды. Они соизмерили возможности вертолета, прежде чем выпустить его в полет.
Если видимость ниже какого-то параметра, например, ниже 100 метров, то такие аппараты выпускать в воздух нельзя. Для самолетов все более либерально… Но все равно причиной аварии туман мог послужить только в случае столкновения с каким-то объектом.
В целом я ожидаю хотя бы предварительных решений комиссии. Национальная полиция сообщила, что какие-то выводы будут сделаны в течение двух дней. Тогда я буду обдумывать эти выводы, потому что это какая-то объективная информация… При этом я исключаю военное воздействие — это не зенитная ракета. Я также не верю в то, что мог быть взрыв на борту. Остаются либо технические причины, либо ошибка экипажа — одно из двух.