Главный военно-морской парад в честь Дня военно-морского флота (ВМФ) России в 2024 году стал самым скромным за всю историю. Впервые за восемь лет отменили морскую часть смотра в Кронштадте, поэтому главное торжество Путина проходило в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие лишь 25 судов. А еще год назад в параде задействовали 45 единиц военно-морской техники.
Одна из причин , существенно поредевших рядов российского ВМФ — успешные удары Вооруженных сил Украины.
Скромный парад флота в РФ
На параде не было ни одного из кораблей, о ликвидации или повреждении которых заявляло ранее командование ВСУ. В торжествах в Санкт-Петербурге участвовало всего два корабля Черноморского флота РФ. Речь идет о корвете “Меркурий” — он с этого года выполняет задачи на российской базе в сирийском Тартусе, и фрегате “Адмирал Григорович”. В Севастополе морской парад не проводится с 2022 года, а в этом году отменен и парад в Кронштадте.
В параде участвовали 20 надводных кораблей и катеров, одна подводная лодка, четыре парусных судна. Для сравнения, в 2023 году в главном военно-морском параде в честь Дня военно-морского флота в Санкт-Петербурге и Кронштадте принимали участие 45 кораблей. Более 40 кораблей участвовали в параде в 2022 году. А годом ранее — свыше 50.
По данным Генштаба ВСУ, за время полномасштабной российской агрессии против Украины Силы обороны поразили 28 российских кораблей и катеров, а также одну подводную лодку. Среди них — флагман российского флота крейсер “Москва”, новейший корвет “Сергей Котов”, большие десантные корабли “Саратов”, “Новочеркасск”, “Цезарь Куников”, несколько десантных и сторожевых катеров.
Российские войска во временно оккупированном Крыму пытаются скрыть средства противовоздушной обороны (ПВО). Для этого начали строить защитные экраны на автодорогах полуострова, сообщает партизанское движение “Атеш”.
“Причиной этому послужили успешные удары Сил обороны Украины, что повлекло за собой уничтожение средств ПВО. Это результат работы не только украинских сил, но и крымчан, которые активно делились информацией о расположении военной техники оккупантов. Мы знаем, что россияне планируют построить множество заградительных сооружений на трассах Крыма в ближайшее время”, — сообщило движения “Атеш” в Telegram.
Кроме того, по информации партизан, россияне перебрасывают на полуостров системы противовоздушной обороны из оккупированного Россией Мариуполя Донецкой области.
“Известны случаи снятия с других приграничных территорий, в том числе и Дальнего Востока, систем ПВО, но также и внедрение в значительной степени еще экспериментальных моделей комплексов следующего поколения. Так они пытаются компенсировать потери системы ПВО. Им это очень нелегко делать, но приоритет по Крыму остается”, — отметил представитель Главного управления разведки Министерства обороны (ГУР МО) Украины Андрей Юсов в комментарии “Суспільне Крим”.
По информации Центра стратегических коммуникаций Сил обороны юга Украины, российские войска могут перезарядить подводные лодки в Новороссийске, не возвращаясь в пункт базирования в оккупированном Россией Севастополе. Раньше вокруг Керченского моста они держали более 10 единиц корабельно-катерного состава. Сейчас их не выводят из-за опасения потерять.
Приоритетные цели украинских Сил обороны в оккупированном Россией Крыму — ПВО, аэродромы, военные базы и склады, пункты базирования кораблей и логистика оккупантов. У Кремля нет оснований рассчитывать на то, что ВСУ прекратят уничтожать военные объекты на оккупированном Россией полуострове. По словам представителя ГУР МО Андрея Юсова, безопасных мест для российских оккупантов в Крыму нет.
Мнения экспертов
Почему в РФ провели скромный морской парад? В каком состоянии сейчас Черноморский флот РФ? Успешна ли украинская тактика по уничтожению боевого потенциала врага? Удается ли России ремонтировать поврежденные корабли? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:
- Дмитрий Плетенчук, спикер Военно-морских сил ВСУ;
- Владимир Заблоцкий, военно-морской эксперт, обозреватель Defense Express;
- Андрей Рыженко, капитан 1-го ранга запаса, заместитель начальника штаба ВМС ВСУ (2004-2020 гг.);
- Сергей Братчук, спикер Украинской добровольческой армии “Юг”;
- Питер Дикинсон, редактор украинской службы Atlantic Council, издатель журналов Business Ukraine и Lviv Today.
ДМИТРИЙ ПЛЕТЕНЧУК: Украина — мировой драйвер по применению надводных боевых систем без экипажа
— К сожалению, в этом году для нас россияне не организовали традиционный парад в Севастополе ко дню ВМС. Если бы он был, можно было бы сделать выводы о том, соответствуют ли правде заявления российской стороны о непобедимости Черноморского флота и о том, что их корабли находятся в целости и сохранности. А в параде не смогли бы участвовать “корабли-утопленники”, уничтоженные военно-морскими силами ВСУ.
Сейчас Россия вывела из Крыма уже большую часть своих кораблей Черноморского флота, но некоторые суда все еще остаются в портах оккупированного полуострова. Черное море стало очень небезопасным для надводных российских кораблей. Основные суда, которые представляют какую-либо серьезную угрозу, вывели в Новороссийск.
В Черном море остались еще три подводных лодки РФ. В любом случае эти подводные корабли могут быть заряженными — каждый может иметь до четырех ракет на борту. Поэтому в случае сигналов воздушной тревоги мы принимаем все соответствующие меры. Но перспективы для российских кораблей в Черном море — не радужные. Как правило, они находятся в пункте своего базирования и ограничены гаванью.
Произошел перелом в ходе полномасштабного вторжения России в Украину. Новым решением стали морские дроны, которые показали особый уровень ведения боевых действий. Украина стала фактически мировым драйвером в применении надводных боевых систем без экипажа. И какраз благодаря этим системам, в том числе, россияне вынуждены забиться на свою базу.
Но мы продолжаем искать способы очистки территории от российских кораблей и россиян в принципе. Не нужно расслабляться, потому что они тоже ищут способы противодействовать ВСУ.
ВЛАДИМИР ЗАБЛОЦКИЙ: У РФ нет паритета на море
— У России нет флота, который она могла бы противопоставить Военно-морским силам США. То наследие, которое РФ получила от Советского Союза, — это лишь жалкая тень флота, занимавшего в годы СССР второе место в мире после США.
На море никакого паритета нет. Если отбросить так называемых союзников, на море Россия не может противопоставить ничего. Один авианосец, который не выходит из ремонта, и то назвать его авианосцем можно лишь условно, он не может сравниться ни с одним из американских аналогов. Надводных кораблей классов “фрегат” и “корвет” у россиян меньше в разы, чем у американцев. Подводные лодки еще могут служить, у них есть какой-то потенциал.
Россия не может уже атаковать своим флотом, например, в Атлантике, единственное, на что она способна — проводить оборону у берегов. Полный переход на ракеты “Калибр” и другие ракеты данного типа — это оборонительная тактика, потому что сил, чтобы высадить десант, например, на побережье США, нет. У РФ — умирающий флот, и ее потенциал уменьшается.
Украина показала, чего стоит Черноморский флот РФ, сократив его на 30%. С распадом России, как и с распадом Советского Союза, этот флот, который остался, скорее всего, тоже будет упразднен. В экспертном сообществе даже обсуждается вопрос о том, что неплохо бы заимствовать пример Крымской войны, после которой Россия была лишена права иметь флот на Черном море. Такой пример был бы неплох и в нынешних условиях, потому что иначе противник опять воспрянет, опять будут атаковать. И флот в этом деле, к сожалению, будет играть одну из передовых ролей.
АНДРЕЙ РЫЖЕНКО: Россияне не могут восстановить боевой потенциал Черноморского флота
— Для меня несколько удивительно, что россияне отказались проводить парад в Кронштадте, раньше там проходили достаточно большие корабли. Возможно, это связано с тем, что их теперь просто нет. Другой аспект — это экономическая составляющая. Поэтому и ситуация с боевыми действиями, и провал экономики привели к тому, что парадов в РФ становится все меньше и меньше.
Многие корабли Черноморского флота РФ серьезно повреждены и требуют ремонта. Самая лучшая ремонтная база, конечно, в Севастополе. Потому что ремонт военного корабля — это не только корпусные работы, а еще работы по замене техники. На этих работах специализируются 13-й судоремонтный завод Министерства обороны России, который находится в Севастополе.
Общая проблема для всех российских ремонтных баз — отсутствие запчастей. Потому что, во-первых, корабли старые, и многие запчасти уже просто не выпускаются. А более новые образцы производились в Европе, и ввиду санкций нужные комплектующие не получить.
Например, десантные корабли проекта 775 производились в Польше. То есть оригинальных запасных частей у РФ быть просто не может. До войны россияне такие корабли отправляли на ремонт в Болгарию, но сейчас, естественно, никто их принимать не будет.
РФ приходится ремонтировать корабли за счет комплектующих, полученных путем изъятия из других судов. Была информация, что россияне хотят разобрать украинский “Константин Ольшанский”, чтобы отремонтировать два своих корабля — “Минск” и “Оленегорский горняк”, которые были повреждены нашими дронами и ракетами. Как это они смогут реализовать на практике, я не знаю. Но эти корабли находятся в Севастополе на срочном ремонте.
Запасные части к кораблям очень сложно достать, потому что десантные корабли, например, польские и, естественно, оригинальные запчасти Польша никогда не поставит. Производственные мощности проводить ремонт есть, но качество работ, их объем и время очень неопределенны и поэтому не дают возможности восстановить боевой потенциал.
Естественно, все эти проблемы влияют на боевую готовность военного флота РФ. В том числе, они усилили защиту оставшихся судов, более активно используют авиацию для патрулирования акватории, минимизируют выходы кораблей в Черное море.
Черноморский флот создавали под возможные боевые действия в Черном и Средиземном морях. Основная масса кораблей ЧФ должна была выполнять задачи в Средиземном море. В 2014 году, когда Крым был оккупирован, задачи флота видоизменились.
Сначала корабли Черноморского флота получили ракеты “Калибр”. Концепт, кстати, был взят у Запада. Но сейчас те задачи, к которым готовились корабли Черноморского флота, неактуальны. Подводных лодок в Черном море нет. Надводных кораблей противника, в которые они стреляли бы своими ракетами, тоже нет. Поэтому остается одно — блокирование судоходства.
Самые опасные действия Черноморского флота для Украины — нанесение ракетных ударов с кораблей. Но сейчас Черноморский флот РФ находится в состоянии операционной заморозки, то есть блокады. Выходить они не могут, потому что для них есть серьезная опасность получить какие-то повреждения либо быть полностью уничтоженными.
СЕРГЕЙ БРАТЧУК: РФ пытается уберечь то, что осталось на плаву
— Россия прячет даже вспомогательные корабли от украинских дронов. Они максимально пытаются уберечь все, что остается на плаву. Россияне прекрасно понимают, что стратегия Украины по уничтожению инфраструктуры врага в Черном море сработала.
Нашу морскую коалицию возглавляет Великобритания. И наша морская компонента работает очень успешно. Речь идет о том, что уничтожается также морская инфраструктура России. Если раньше российские ракетоносители заряжались в оккупированном Севастополе, то сегодня россиянам приходится что-то придумывать уже в Новороссийске.
Увеличивается время и расстояние для того, чтобы использовать “Калибры”, но не уменьшается угроза для российских кораблей в Черном и Азовском морях. Я думаю, это жаркое лето в прямом и переносном смысле для военной инфраструктуры в Крыму и Черноморского флота РФ не просто будет продолжаться, а станет еще жестче.
ПИТЕР ДИКИНСОН: Действия Украины в Черном море влияют на будущее развитие всех флотов в мире
— Украинцы сейчас пишут историю морской войны. Все изменилось после того, что треть российского Черноморского флота уже потонула, части кораблей уже не существует или они не могут активно действовать в море из-за украинских дронов.
Украина показала, как можно использовать технологии. Разумеется, все это абсолютно новая картина мировой истории, и это поставит под вопрос будущее развитие всех флотов. Какие корабли нужны, какие корабли не нужны — это тоже вопрос.
Что касается морского сотрудничества между Британией и Украиной, то здесь есть проблемы, связанные с тем, что Черное море сейчас практически закрыто. Из-за войны, которую РФ ведет против Украины, Турция, согласно международной Конвенции Монтре о статусе проливов, ограничила движение военных судов через Босфор и Дарданеллы в Черное море.
Британия хочет помогать Украине именно с кораблями, потому что их можно доставить в Украину только через реку. Это, конечно, возможно, но не совсем удобно. Тем не менее, сотрудничество между Украиной и Британией на море будет продолжаться.
Читайте также: Прекращение транзита российской нефти “Лукойл” через Украину: эксперты проанализировали негативную реакцию Венгрии и Словакии