17 июля Россия, которая была участником Черноморской зерновой инициативы по экспорту украинских зерновых, официально вышла из этой сделки. После этого президент Украины Владимир Зеленский обратился к руководству Турции и ООН (которые являются гарантами действия соглашения) с предложением продолжить функционирование “зернового коридора” в Черном море без России.
Параллельно Украина начала более активно использовать альтернативные пути вывоза зерна через страны ЕС. Это привело к тому, что пять соседствующих с Украиной стран ввели некоторые ограничение на импорт украинской агропродукции. Однако 15 сентября Европейская комиссия приняла решение не продлевать действие ограничительных мер в этих странах, так как рыночные перекосы в них были нормализированы.
С августа Украина также запустила альтернативный Черноморский морской коридор по территориальным водам стран НАТО.
Решение Еврокомиссии
15 сентября истек срок запрета Европейской комиссии на экспорт украинского зерна в ряд стран ЕС. Для поддержки собственных фермеров от импорта украинской сельхозпродукции отказались Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия. Эти страны решили не покупать украинскую кукурузу, пшеницу, рапс и подсолнечник.
Перед этим в руководстве Польши заявляли, что будут блокировать импорт украинской агропродукции даже, если Еврокомиссия отменит этот запрет. О неготовности пустить на свои рынки украинский товар говорил и министр сельского хозяйства Венгрии Иштван Надь. По его словам, он солидарен с румынскими, болгарскими и словацкими коллегами, которые якобы продлят запрет. При этом Болгария приняла решение об отмене ограничений.
Ранее премьер-министр Украины Денис Шмыгаль анонсировал обращение в арбитраж Всемирной торговой организации в случае блокирования Польшей экспорта украинского зерна. Он отметил, что решение Польши блокировать экспорт украинского зерна не имеет объективных оснований. Шмыгаль пояснил эту ситуацию предстоящими парламентскими выборами в стране. Глава украинского правительства считает, что ряд политических сил Польши манипулируют статистическими данными, чтобы получить электоральные преимущества. При этом, как подчеркнул премьер-министр, что Украина выполняет нормы действующих соглашений.
“Мы не собирались навредить ни одному фермеру в Европейском Союзе, ни одному фермеру в Польше или в другой стране-соседке. Но у нас действующее соглашение об Ассоциации, нормы которого мы ответственно выполняем. Если мы будем видеть, что Украина заливает какой-то из рынков наших стран-соседей аграрной продукцией и это происходит неконтролируемо и нарушает права или баланс аграрных производителей стран-соседей, мы готовы к немедленным переговорам и готовы к немедленным шагам со своей стороны по урегулированию таких ситуаций. Но такого нет”, — заявил премьер-министр Украины.
Шмыгаль добавил, что коалиция из пяти стран — Польши, Венгрии, Словакии, Болгарии и Румынии — все же не будет принимать индивидуальные решения по ограничению украинского экспорта, независимо от решения Еврокомиссии.
В свою очередь, представитель Еврокомиссии по вопросам сельского хозяйства и торговли Гарсия Феррер заявила, что в Еврокомиссии ищут альтернативные пути для экспорта агропродукции из Украины. Кроме согласившихся участвовать в экспорте стран Балтии и Хорватии также рассматривается вариант альтернативного “зернового коридора” с участием Италии и Греции. По этому коридору до конца года может быть поставлено около 4 млн тонн произведенной в Украине агропродукции.
Украина уже начала использовать порты Хорватии для перевозки зерна.
“Украинское зерно уже пошло на экспорт через хорватские порты. Этот торговый путь хоть и нишевый, но уже пользуется популярностью. Мы готовы его развивать, расширяя возможности транспортного коридора. Мы считаем, что этот логистический маршрут будет играть важную роль в двусторонней торговле между нашими странами и после войны”, — сказала вице-премьер-министр — министр экономики Украины Юлия Свириденко во время двусторонней встречи с премьер-министром Хорватии Андреем Пленковичем.
В итоге, 15 сентября Еврокомиссия приняла решение не продлевать действие ограничительных мер по экспорту зерна в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Словакии. Европейская комиссия пришла к выводу, что благодаря работе Координационной платформы и временным мерам, введенным 2 мая 2023 года, “рыночные перекосы в пяти государствах-членах, граничащих с Украиной, исчезли”.
“Конструктивный настрой всех участников платформы помог решить конкретные проблемы и обеспечил экспорт в третьи страны за пределами ЕС и даже его рост”, — отметили в евроведомстве.
По данным Financial Times, с июля этого года Россия уничтожила почти 300 тысяч тонн украинского зерна. После выхода из зернового соглашения РФ беспрерывно атаковала дронами-камикадзе ангары с агропродукцией, портовую и другую экономическую инфраструктуру Украины. Это вызвало шквал обвинений со стороны Киева и Запада в сторону России, так как страна-агрессор продолжает использовать продовольствие как оружие в войне. После этого мировые цены на зерно значительно выросли.
Мнения экспертов
О том, как зерновая сделка работает без участия России, в эфире телеканала FREEДОМ говорили:
- Ольга Трофимцева, и. о. министра аграрной политики и продовольствия (2019 г.), посол по особым поручениям в МИД Украины (2022-2023 гг.);
- Денис Марчук, заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета;
- Иван Ус, главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований;
- Александр Гапон, глава общественной организации “Украинская аграрная ассамблея”.
ОЛЬГА ТРОФИМЦЕВА: ООН и Турция не могут самостоятельно пойти на уступки по зерновой сделке
— Я бы рассматривала хорватские порты не как альтернативу, а как приятный бонус к тем возможным путям экспорта украинского зерна, которые прорабатываются или существуют на сегодняшний день. Понятно, что для тех объемов зерновых и масляничных культур, которые выращивают украинские фермеры, наиболее оптимальным является морской путь и украинские порты Черного моря.
На сегодня в связи с агрессией России и блокадой украинских портов у нас есть временный Черноморский коридор, который был предложен украинскими военными и успешно протестирован. Также как альтернатива используются сухопутные пути. И третий вариант — это комбинированный коридор через Дунай, который использует речной и морской транспорт.
Все эти варианты сейчас рабочие и позволяют Украине экспортировать зерновые.
Что касается попыток [ООН и Турции] вернуть Россию в действие Черноморской зерновой инициативы. Организация Объединенных Наций, как и Турция, являются посредниками в организации этого зернового соглашения, и ООН не может пойти на какие-то уступки самостоятельно. (Речь о требовании РФ снять санкции с “Россельхозбанка” и подключить его к мировой банковской системе SWIFT, а также иных условий — ред.). Представители ООН могут только пытаться быть посредниками.
Сейчас ООН находится в не очень простом положении, потому что мы видим, что наши партнеры разделяют нашу позицию касательно того, что нельзя идти на уступки России в данной ситуации.
И мы продолжаем работать с нашими партнерами над нынешними возможностями и их расширении для украинского экспорта.
А что касается переговорной позиции с Россией, были усилия президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в рамках встречи стран “Большой двадцатки” (G20). Мы и наши западные партнеры считаем, что условием снятия или ослабления санкций может быть исключительно прекращение военной агрессии против Украины.
АЛЕКСАНДР ГАПОН: Натовский морской коридор — наиболее живой проект
— Для украинцев лучше, чтобы не было никакой зерновой сделки. Так как нет внутреннего Черного моря у Российской Федерации, мы имеем право им пользоваться точно также, как им пользуются Болгария, Румыния, Турция, Грузия.
Без участия Турции “зерновой коридор” Черным морем невозможен. Никто не прорыл новый канал кроме двух морских проливов Босфор и Дарданеллы (расположенных в Мраморноморском регионе северо-западной Турции, — ред.), чтобы пропускать через него грузы, Другое дело роль Турции в этом.
Президент Турции Эрдоган ездил на встречу к Путину в Сочи. Я понимал, что эта поездка ни к чему не приведет. Потому что Эрдоган не имел полномочий договариваться об Украине без Украины, о зерновом коридоре из Украины в другие страны мира без этих стран и без Украины. Не может быть визит президента одного государства к другому просто так. Сначала дипломатическими службами готовятся документы, предварительные соглашения, а потом встречаются президенты и красиво на камеру перерезают ленточку. А так это не имело никакого смысла.
Что касается инициативы экспорта зерна Черным морем по натовскому коридору.
Нам нужно вдоль нашего берега, это около 200 км [до Румынии], по морю обеспечить стоянку нескольких кораблей НАТО, которые по Конвенции ООН могут заходить и находиться в Черноморском бассейне 90 дней (по некоторым — 30 дней). А по натовским кораблям Россия никогда не выстрелит.
Нам нужно таким способом обеспечения безопасности дойти до берегов Румынии. Потом — Болгария, Турция, и всё — вопрос этот решен. Поэтому, мне кажется, что это наиболее живой проект, он и должен развиваться. И тогда проблемы поляков, румын, венгров, болгар и словаков отпадут сами собой, потому что основная часть зерна будет идти по этому [натовскому морскому] коридору. А России в зерновой сделке быть недолжно.
Да, есть сухопутные варианты экспорта. Например, страны Балтии имеют прекрасную инфраструктуру — 4 портовых элеватора в Клайпеде могут легко экспортировать на 25-30 млн тонн зерновых. Но довезти туда все наше зерно невозможно. Туда можно довезти с финансовыми потерями около 1 — 1,5 млн тонн.
Что касается экспорта через порты Хорватии. Да, порты Хорватия готовы экспортировать 3,5 — 4 млн тонн. Но мы сможем говорить вообще о возможности работы по этому коридору только через год-полтора — после того, как будет улучшена вся логистическая инфраструктура.
Что касается Польши, Словакии, Венгрии, Румынии. Насколько они сегодня вкладывать европейские инвестиции в логистику, в строительство наземных перевалочных и элеваторов? Ведь после возобновления “зернового коридора” Черным морем в полном объеме, после окончания войны эта инфраструктура будет не задействована.
ДЕНИС МАРЧУК: Нам каждый месяц нужно вывозить не менее 4,5 млн тонн зерна
— Фактически с апреля мы столкнулись с невозможностью полноценно экспортировать продовольствие с территории Украины. Украина несет убытки, каждый месяц это более 170 млн евро, не имея возможности поставлять пяти странам Восточной Европы. Россия блокирует Черное море, потом Россия выходит из зерновой инициативы.
Если говорить о ситуации в Польше, где товаропроизводители получают рынки, получают субсидии от Европейского Союза. Мы понимаем, что в Польше 15 октября пройдут выборы, поэтому и ставки очень высоки. Расстояние между правящей партией и оппозиционными силами уменьшается. А сельского электората и аграриев в Польше около 18%.
И они позиционируются в контексте, скажем так, защиты национального товаропроизводителя, но на самом деле ничего кроме политических голосов не имеют.
Напомню, в условиях нынешнего урожая нам каждый месяц нужно вывозить не менее 4,5 млн тонн зерна. С другой стороны, отсутствие поставок агропродукции из Украины уже привело к тому, что мировые цены на продукты питания выросли более чем на 10%. И особенно сложно это для Африки, куда мы больше всего поставляли зерновых культур.
ИВАН УС: Невозможность экспорта Украиной зерновых через Черное море создает давление на мировые цены
— Безусловно, в мире есть потребность в возобновлении работы Черноморской зерновой инициативы. Вспомним июльский саммит Россия — Африка, на котором РФ предложила африканским странам определенные поставки зерна бесплатно, но в ответ услышала заявление от главы Южно-Африканской Республики о том, что их больше интересует возвращение Черноморской зерновой инициативы.
Сам факт того, что Украина не может в полном объеме использовать Черное море для экспорта своих зерновых и подсолнечного масла, в мире создается давление на мировые цены. Они растут, а для Африки важны не мелкие поставки, а важны мировые цены зерна.
Также просьба России вернуться [в зерновое соглашение] была предпринята в коммюнике сентябрьского саммита стран “Большой двадцатки” (G20).
Второй вопрос в том, насколько возможно использование альтернативных маршрутов. Насколько наши партнеры (в первую очередь Соединенные Штаты Америки) будут готовы к тому, чтобы предоставить дополнительные гарантии безопасности транспортировки? Мы уже знаем информацию о том, что военно-воздушные силы Британии летали недалеко от кораблей, которые шли в территориальных водах Украины, Румынии, Болгарии, Турции для того, чтобы прикрывать их.
Насколько США готовы к тому, чтобы присоединиться к ним? Уже есть информация о том, что недалеко от Турции стоит сейчас самый большой авианосец Соединенных Штатов Америки “Форд”. И вполне возможно, что самолеты, которые на нем базируются, могут быть гипотетически использованы для обеспечения этого коридора.
Читайте также: Украина предложила Турции возобновить работу “зернового коридора”