Экспорт пшеницы нового урожая Украина планирует начать через порты уже в сентябре. В рамках зернового соглашения государство надеется через несколько месяцев увеличить отгрузку зерна по морю до 3-3,5 миллионов тонн в месяц с 1 миллиона тонн, ожидаемых в августе.
Тему разблокировки портов и старт экспорта продовольствия из Украины обсуждаем с президентом организации “Украинская зерновая ассоциация” (УЗА) Николаем Горбачевым в эфире марафона “FreeДОМ” на телеканале UА.
— Какие ваши прогнозы — насколько стабильно будет действовать зерновое соглашение?
— Я практически уверен, что “зерновой коридор” будет работать. Мы будем экспортировать зерно. И весь мир увидит украинское зерно на рынке. Я убежден в этом в силу того, что в этом заинтересована не только Украина. В этом заинтересован весь цивилизованный мир.
— И россияне тоже заинтересованы?
— Конечно же, Россия не заинтересована в этом процессе. Просто я не причисляю Россию к цивилизованному миру.
Дело в том, что мы с Россией конкуренты в очень многих аспектах. Особенно в торговле зерном. И мы поставляем очень большую часть зерновых на мировой рынок.
Так, мы поставляем кукурузы практически в четыре раза больше, чем поставляет Россия. Пшеницу мы поставляем немногим меньше, чем Россия. Но суммарно экспорт зерновых из Украины выше, чем из России.
А если сюда включить еще и экспорт подсолнечного масла (а Украина — номер один экспортер масла в мире), то становится понятно, что без такого “огорода”, которым является Украина для всего мира, миру будет очень тяжело существовать.
И если даже мир сможет существовать, то стоимость этой продукции будет гораздо выше, что провоцирует мировую продовольственную инфляцию, которая на сегодня, например, в Европе достигла 8%.
— Согласно Продовольственной организации ООН, мировые цены на продовольствие после рекордного роста снизились в июле. Как старт “зернового коридора” повлияет на ценовую политику на продовольствие в мире?
— Если “зерновой коридор” не будет работать, то цены не просто вернутся до тех высоких уровней, которые были, а поднимутся значительно выше.
Цена не поднялась значительно выше до этого только из-за того, что мир ожидал, и трейдеры ожидали какого-то политического решения, которое позволит Украине экспортировать зерно. Без украинского зерна на сегодняшний момент африканские страны останутся без продовольствия.
Если же поставлять зерно из других регионов, то это будет стоить на 70-80 долларов дороже. Если взять в процентном отношении, то без “зернового коридора” рост цен [на зерно] составит 20-30%.
Продовольствия в мире нет, из-за этого возможен рост цены.
— Как украинские аграрии пережили эту блокаду?
— Производители зерна чувствуют себя ужасно. Дело в том, что мы потребляем лишь четверть от того, что производим. Нам не нужно такое количество зерна.
Мы научились его производить, потому что есть мировой рынок, на который мы экспортируем продукцию, которая пользуется спросом. Если же мировой рынок не будет у нас в доступе, мы сократим это производство.
Но нашей стране продовольственный кризис не угрожает, и не угрожал никогда, даже во время Второй мировой войны. Сейчас он тоже угрожать не будет.
Но если мировой рынок не будет у нас в доступе, мы сократим не только производство, но и логистические цепи, портовую и складскую инфраструктуру. То есть продовольственный кризис будет угрожать не нам, а миру.
Наши сельхозпроизводители чувствуют себя неважно — они научились выращивать большое количество зерна, но им его нужно продавать. Но наши Министерство аграрной политики, Министерство экономики, Министерство инфраструктуры работают очень эффективно. Все задействованы в том, чтобы найти какие-то логистические пути для экспорта продовольствия.
Но дело в том, что альтернативные морю логистические пути (по железной дороге, автомобильным транспортом, а далее по морю через другие страны, — ред.) очень дорого стоят.
Они доходят по цене до 200 долларов [на тонне]. Так, при себестоимости пшеницы около 200 долларов за тонну, при цене на рынке 350 долларов, еще 200 долл. отдать только за логистику — это 50 долларов прямых убытков.
Поэтому из-за блокады портов сельхозпроизводители чувствовали себя плохо. Я уверен, министерства найдут способы помочь нашим аграриям.
Что касается зернотрейдеров — как правило, этот бизнес очень капиталоемкий. При цене зерна в 350 долларов наполнить сухогруз типа “Панамакс” — это более 15 миллионов долларов. Поэтому на этом рынке работает очень небольшое количество компаний. Но они кредитуются в мировых банках. И эти мировые банки должны иметь гарантии, что выделенные кредитные средства не будут просто потеряны.
Поэтому без международных гарантий этот рынок в Украине работать не будет. Поэтому мы надеемся на ООН и подобные мировые организации, которые смогут помочь нам найти логистические пути для экспорта.
Также по теме: Украина готова к отправке следующих кораблей с зерном – Кулеба
22 июля в Стамбуле были подписаны соглашения по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из портов Украины, они будут действовать в течение 120 дней. Речь идет о разблокировании трех украинских портов на Черном море — “Одесса”, “Черноморск” и “Южный”.
“Зерновой коридор” заработал с 1 августа, когда первое судно с украинским продовольствием — 26 тысяч тонн кукурузы — вышло из Одесского морского торгового порта. 5 августа из портов Одессы и Черноморска вышли три сухогруза под флагами Панамы и Мальты, на борту которых находилось 57 тысяч тонн украинской кукурузы для Турции, Великобритании и Ирландии.
Как сообщалось, второй караван из четырех кораблей с зерном вышел из украинских портов утром 7 августа.
Ранее министр Кабинета министров Олег Немчинов отметил, что чем быстрее наше государство вывезет 20 миллионов тонн урожая прошлого года и начнет экспорт нового, тем быстрее улучшится продовольственная ситуация в мире.