Преимущество в воздухе — важнейшее условие проведения эффективных наступательных операций, поэтому Украине нужна боевая авиация. Воздушные силы рассчитывают получить от западных партнеров минимум 30 самолетов F-16 до конца лета. Об этом сказал военный аналитик Алексей Гетьман в эфире телеканала FREEДОМ сегодня, 30 июня.
Эксперт подчеркнул, что F-16 — не самый лучший самолет, который есть у стран НАТО. Но это наиболее удачный самолет с точки зрения поддержки ВСУ с воздуха.
“Он может выполнять функции штурмовой авиации, истребителя, непосредственно как штурмовой авиации, так и легкого бомбардировщика. Может применяться как средство противовоздушной обороны — перехватывать определенные виды ракет”, — отметил Гетьман.
Первые поставки F-16 ожидают к концу лета. Но точных дат никто не называет, говорит аналитик.
“Были даже такие разговоры, что первая партия появится у нас уже к августу, а может быть — к началу сентября. Наверное, это будет несколько эскадрилий. Украинские пилоты говорят, что нам хватило бы этого для наступательных действий на одном из направлений, чтобы добиться господства в воздухе. Две-три эскадрильи — это порядка 30 самолетов. Плюс-минус, по-разному считается. Эскадрилья это 10-12 самолетов, до 20, смотря как она построена”, — сказал гость эфира.
F-16, говорит Гетьман, имеют преимущество над самолетами противника: они менее заметны, чем борты МиГ, Су.
“Когда его видит радар врага, он гораздо меньше выглядит, чем те самолеты, которые мы сейчас используем. Поэтому можем ближе подлететь к линии фронта. Тот бортовой радар, который есть на F-16, видит плюс-минус на 100 километров дальше, чем бортовые радары российских самолетов. И ракеты класса “воздух — воздух” для борьбы с авиацией стреляют тоже примерно на 100 километров дальше, чем российские ракеты “воздух — воздух”, — отметил эксперт.
Это означает, что украинские военные с помощью F-16 смогут отодвинуть авиацию врага как минимум на 70-100 километров от линии фронта.
“Россияне уже не смогут использовать свои ракеты “воздух — земля” и планирующие бомбы, которые летят на 50-70 километров. Ими оккупанты тоже атакуют украинские позиции”, — пояснил Гетьман.
Он также отметил, что украинские пилоты говорят, что уже давно тренируются на тренажерах, которые имитируют полет на F-16.
“Есть такой нюанс: чтобы подготовить украинских пилотов, совершенно нет необходимости использовать 18 или более месяцев. Когда назывались такие сроки, имелась в виду, видимо, подготовка пилотов, которые вообще не умеют летать. Наши пилоты летают очень неплохо. Их не надо учить летать. У украинских пилотов — по 300 боевых вылетов с начала полномасштабной войны. Им надо выучить панель управления F-16, приборную доску, чтобы понимать, какие индикаторы за что отвечают. То есть вот это нюанс. А пилотировать F-16 наши летчики, как и любой другой самолет, отлично смогут. Поэтому хотелось бы, чтобы эти самолеты появились хотя бы к Дню Независимости Украины (24 августа, — ред.)”, — сказал гость эфира.
Ранее эксперт по вопросам развития авиационного рынка Богдан Долинце сказал, что полноценная подготовка “с нуля” одного пилота на Западе стоит 100-115 млн долл. и занимает от 2 до 5 лет. Переподготовка — от 1 до 1,5 года.
По мнению Долинце, дата передачи Украине самолетов F-16 будет сберегаться в тайне до последнего момента. Однако можно прогнозировать, что на боевое дежурство в Украине они могут встать в конце 2023-го — начале 2024 года.