Силы обороны Украины поразили большие десантные корабли “Ямал” и “Азов”, находившихся у берегов оккупированного Крыма.
Удары по военным объектам в Крыму
Во временно оккупированном Севастополе взрывы прогремели вечером 23 марта и утром 24 марта. По данным мониторингового Telegram-канала “Крымский ветер“, было слышно как минимум 20 взрывов. Российские оккупанты назвали атаку “наиболее масштабной” за последнее время.
В районе оккупированного Симферополя в результате удара пострадала нефтебаза в поселке Гвардейское — загорелись 3 емкости с нефтепродуктами и склад.
Также было перекрыто движение на Крымском (Керченском) мосту.
А три крылатые ракеты Storm Shadow поразили главный узел связи Черноморского флота РФ в оккупированном Севастополе.
23 марта был атакован 13-й судоремонтный завод ЧФ РФ в Севастополе, где, среди прочих, были пришвартованы большие десантные корабли “Ямал” и “Азов”. Оба выведены из строя ударами Силы обороны Украины.
“Ямал” и “Азов” — это суда проекта 775, они были спущены на воду на польских верфях в Гданьске в конце 1980-х годов. На борту такого корабля могут быть размещены:
- две артиллерийские установки;
- четыре зенитные установки;
- две реактивные системы залпового огня.
В общей сложности на борту могут располагаться до 500 тонн техники и грузов и 225 десантников. При различных вариантах загрузки большой десантный корабль может перевозить 10 танков типа Т-55.
Большой десантный корабль “Ямал” получил свое нынешнее название в 2002 году, когда шефство над ним взяла администрация Ямало-Ненецкого автономного округа России. “Ямал” участвовал в аннексии Крыма. В конце 2017 года корабль столкнулся с сухогрузом, и отправился на ремонт, в строй вернулся только в середине 2023-го. По состоянию на 23 марта 2024 года “Ямал” готовился к ходовым испытаниям в Севастополе после ремонта. По оценкам военной разведки Украины, после нанесенного удара характер повреждений корабля критический: пробоина в верхней палубе обусловила крен на правый борт.
Большой десантный корабль “Азов” свое название получил из-за места дислокации — город Азов Ростовской области. Судно редко задействовали в военных учениях, его использовали в показательных целях. Например, его снимали в фильмах, после оккупации Крыма “Азов” показали на военно-морском параде в Севастополе. В 2017 году именно этот корабль впервые прошел под Крымским мостом. По состоянию на 23 марта 2024 года БДК “Азов” стоял на ремонте в Севастополе.
После ракетного удара 23 марта у российских захватчиков в Черном море осталось всего 7 десантных кораблей. Из них в составе Черноморского флота РФ — всего два десантных корабля проекта 1171, которые являются наиболее старыми.
“Россия плавала по Черному морю с 1783 года, но теперь вынуждена сдерживать свой флот в порту. И даже там путинские корабли тонут!” — написал в соцсети Х министр обороны Великобритании Грант Шаппс, реагируя на ликвидацию российских десантных кораблей.
Президент Украины Владимир Зеленский поблагодарил героев, очищающих Крым и Черное море от оккупантов.
“Хочу особо отметить сегодня все элементы наших Сил обороны и безопасности Украины, которые минусируют российский потенциал войны”, — сказал он в своем обращении.
Значение поражения БДК “Ямал” и “Азов” в оценке экспертов
Потери Черноморского флота РФ и результативность ударов Сил обороны Украины в эфире телеканала FREEДOM проанализировали:
- Наталья Гуменюк, начальник Объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга Украины;
- Сергей Братчук, спикер Украинской добровольческой армии “Юг”;
- Павел Лакийчук, руководитель военных программ Центра глобалистики “Стратегия ХХI”;
- Александр Коваленко, военно-политический обозреватель группы “Информационное сопротивление”;
- Денис Попович, военный обозреватель.
ПАВЕЛ ЛАКИЙЧУК: Мы уничтожили больше половины российских десантных кораблей
— Большие десантные корабли (БДК) — само название говорит о том, что они предназначены для проведения десантных операций. Так, в 2022 году россияне планировали провести одну массированную десантную операцию в районе Одессы и встречными ударами захватить весь юг Украины. Этого у них не получилось. Кстати, для этого кроме десантных кораблей 197-й бригады Черноморского флота в Черном море было заведено еще 6 аналогичных единиц из Балтийского флота и из Северного флота. Пару штук из них уже выведены из строя (“Минск”, “Оленегорский горняк”), но не все.
Возможность проведения [российскими оккупантами] десантной операции мы сорвали практически сразу.
Сначала мы продемонстрировали на их крейсере “Москва” наличие у нас противокорабельных ракет. Это сразу поставило большой крест на российской десантной операции.
Также под Мариуполем и в иных точках мы уничтожили российских морпехов — именно подготовленных морпехов. Потому что те, которые сейчас воюют, — это уже не морпехи, это пехотинцы, которые просто называются “морскими”.
Но за БДК осталась другая важная задача. Эти суда — аналоги кораблям типа РО-РО (ролкеры, служат для перевозки грузов, — ред.). Это такие транспортные паромы, вооруженные, защищенные, которые могут обеспечивать логистику, осуществлять наиболее важнейшие перевозки. В общем-то, черноморцы этим и занимались. Вот, БДК “Цезарь Куников” мы подбили почти под Феодосией, когда он двигался из Новороссийска. То есть и эти возможности мы им обрезаем.
На сегодняшний день мы уничтожили больше половины российских десантных кораблей. У них осталось 40% от всей численности.
Им уже ничего не остается. Крымский мост — под ударами, его пропускная способность ограничена. Крымскую переправу они сами фактически обанкротили. Поэтому им приходится рисковать и выводить корабли в море, чтобы обеспечивать тылы не только Черноморского флота, не только Крыма. Это обеспечение логистики всей группировки сил противника, которая действует на юге Украины.
Из самых крупных десантных кораблей, которые остались еще в Черном море — “Петр Моргунов” (из состава Северного флота РФ, — ред.). Когда россияне думали провести свою внезапную мощную “СВО” против Украины, они затащили в Черное море одну из своих основных фишек — один из двух больших десантных кораблей (“Петр Моргунов” действительно большой), построенных в России в последнее время. И после затопления крейсера “Москва” большой десантный корабль “Петр Моргунов” стал самым большим. И русские понимают, что это локальная цель для Сил обороны Украины, поэтому его усиленно прячут в Новороссийской бухте. Он ни в транспортных, ни в боевых операциях участия не принимает, так как спрятан максимально далеко. Но, думаю, до него Силы обороны Украины тоже доберутся.
То есть противнику приходиться искать новые пункты базирования для своих кораблей, вне Крыма. Что касается строительства военно-морской базы в Очамчире, то россияне начали формирование там пункта базирования сразу после российской оккупации Абхазии как части Грузии. Там в устье реки был небольшой порт, они разместили там дивизион пограничных кораблей ФСБ. В 2008-2010 годах был проведен значительный объем работ по углублению устья реки, практически до 9 метров.
В результате порт может принимать корабли класса корвет и фрегат. А у Черноморского флота больше по классности кораблей и не осталось.
Фактически этот небольшой пункт базирования захвачен ФСБшниками — российскими пограничниками. Часть этого порта используется для контрабандной перевалки угля, украденного на оккупированных территориях Украины. И крышуют это дело российские погранцы. Захотят ли российские ФСБшники делиться территорией и лакомым кусочком еще и с военными? А военных они не сильно любят на самом деле.
Я смотрел последние снимки строительства этого порта, опубликованные грузинскими партизанами. Вот за 5-10 лет там фактически появилось одно здание и одно еще строится — ближе к этому угольному терминалу. Все остальное — это синенькие домики, то есть пункт базирования российских пограничников.
Пункт базирования в Очамчире сильно не расширит возможности российского флота, если даже они туда будут убегать.
Поэтому Севастополь остается главной военно-морской базой. Но они ее формировали в мирное время, то есть это база мирного времени. В Севастополе сконцентрированы все необходимые службы для обеспечения действий флота — органы управления, узлы связи, судоремонтные предприятия. Более того, у них была возможность после 2014 года диверсифицировать судоремонтную базу за счет украденных у нас предприятий в Феодосии и Керчи. Но нет, они оставили только в Севастополе.
Причем, в Севастополе сосредоточены же и склады самого разного имущества — от ГСМ до арсеналов, до шкиперского, штурманского имущества, минного, торпедного имущества и прочего барахла. И вот это растащить по всему Черному морю гораздо проблематичнее, чем перебросить корабли из Севастополя в Новороссийск, в Феодосию, в Туапсе или куда еще. Им все равно приходится возвращаться в Севастополь на ремонт, на пополнение боезапаса, на прохождение мерной линии, на размагничивание и так далее.
Всё, к несчастью для них, сосредоточено в Севастополе. Поэтому они в Севастополь приходить будут. И будут получать там все, что им полагается, в первую очередь, от Сил обороны Украины.
ДЕНИС ПОПОВИЧ: Мы постепенно приходим к удару по Крымскому мосту, чтобы запереть Крым в логистическом мешке
— Есть нефтебаза в Гвардейском, где концентрировалось топливо для нужд российской военной группировки на юге Украины.
Есть удары по двум большим десантным кораблям “Ямал” и “Азов”, поражен узел связи Черноморского флота Российской Федерации. Плюс некоторые российские источники сообщают о том, что был поврежден еще один [разведывательный] российский корабль — “Иван Хурс”, правда, пока это неофициальные данные.
Также есть информация из российских источников о повреждении, по крайней мере, трех самолетов Су-27 на аэродроме “Бельбек” [на северо-западе] Севастополя в рамках этого ракетного налета. И о прилетах в расположение 810-й бригады морской пехоты — с человеческими жертвами.
Поэтому достаточно много событий произошло [23-24 марта] в окрестностях Севастополя.
За нанесение этого ракетного удара командующий воздушными силами Петр Олещук уже поблагодарил исполнителей — и моряков, и летчиков. То есть очень результативно сработали, и есть надежда, что и дальше такие удары будут продолжаться.
“Азов” и “Ямал” — это суда проекта 775, они строились на Гданьской верфи в Польше. Есть сомнение, что “раненые” корабли удастся починить, потому что нет компетенции, а поляки не будут помогать.
Да, у россиян еще есть 5-7 подобных кораблей из состава иных флотов.
Но Черноморский флот РФ уже лишился своих больших десантных кораблей. И сейчас ни о каком использовании десантных кораблей для десанта на побережье речи не идет.
Также под вопросом их возможность перемещения грузов, поскольку мы знаем, что большие десантные корабли используются, как альтернативный логистический мостик для переправки грузов для оккупационной группировки в Крыму. Это и техника, и оружие, и другие принадлежности. По мере того, как эти корабли идут ко дну, и эти возможности тоже уменьшаются.
Мы так постепенно приходим к тому, чтобы, наконец, ударить по Крымскому мосту, чтобы полностью запереть Крым в логистическом мешке.
Понятное дело, что это требует подготовки, ресурсов, сил. Но желательно завершить это дело до того момента, когда Российская Федерация постарается построить дополнительную железную дорогу вдоль побережья Азовского моря. Они пытаются реализовать этот проект.
АЛЕКСАНДР КОВАЛЕНКО: Есть только возможность спасти российские корабли — вывести их в Каспийское море
— Большие десантные корабли “Ямал” и “Азов” — это корабли проекта 775, который реализовывался еще во времена Советского Союза. И то, что они строились в Польше, это значительно осложняют любые ремонтные работы. Поэтому все зависит от того, какие повреждения получил корабль, каких ремонтных работ требует.
Например, поврежденный БДК “Оленегорский горняк” тоже проекта 775 до сих пор не восстановлен. Это связано не только с пробоем корпуса, а еще и с повреждением его силовых агрегатов, которые можно заменить, только получая соответствующие запчасти и оборудование из Польши.
БДК проекта 775 являются основными “рабочими тюленями” российской Черноморской флотилии, и они выполняли сейчас в основном логистическую функцию, то есть перевозку материально-технического обеспечения, транспортировку грузов.
Сейчас в Крыму россияне удерживают корабли, либо те, которые не являются носителями крылатых ракет морского базирования “Калибр”. Либо туда прибывают большие десантные корабли, которые выполняют логистическую функцию.
В принципе, Севастополь и временно оккупированный Крым остались без полноценной компоненты российской Черноморской флотилии. Чтобы уберечь свои корабли от поражения, их оттянули к Новороссийску. Но Новороссийск не является абсолютно безопасной зоной для размещения кораблей.
Вполне возможно, чтобы совсем позорно не выглядеть и не потерять своего присутствия в Черном море, они вынуждены будут передислоцировать корабли в район Абхазии. Но там база еще не достроена и не налажена. И будет очень интересно посмотреть, как они будут налаживать инфраструктуру в этом оккупированном регионе Грузии с учетом технических и технологических возможностей.
Но порт [в абхазском Очамчире] не является спасительным кругом. Украинские морские дроны совершенствуются, они настолько повысили свои характеристики, что в принципе приблизились к возможностям нанесения ударов по объектам, которые находятся в районе порта Новороссийска. А через полгода (это средний период для усовершенствования характеристик) даже Абхазия перестанет быть для нас недостижимым регионом. А возможно, эти характеристики уже достигнуты, просто мы об этом не знаем.
Поэтому для российского флота только одна есть возможность спасения своих военных кораблей — вывод внутренними водами в Каспийское море.
Но, конечно же, командование российских оккупационных войск на это быстро не пойдет, поскольку подобного рода бегство — это будет тотальное унижение и позор для России. И, имея довольно неплохой по потенциалу флот, она тотально проиграла морской бой в Черном море стране, у которой нет флота.
СЕРГЕЙ БРАТЧУК: Идет доразведка по состоянию “Ямала“
— БДК “Ямал” и “Азов” получили повреждения, и они не готовы к выполнению своих боевых задач.
Идет доразведка по состоянию “Ямала” — является ли пораженным объектом именно “Ямал”? Есть данные о том, что это вполне может быть такой же большой десантный корабль, такого же проекта 775, но только с названием “Минск”. По крайней мере, об этом свидетельствуют спутниковые снимки. Но идет доразведка, враг максимально пытается избежать утечки информации.
Что касается “Азова”, то тут карма прилетела.
Еще раз скажу, что свой функционал эти корабли выполнять не могут. Речь идет о том, что российский Черноморский флот (вернее, уже Черноморская флотилия) понес очередные потери.
Плюс это удар по военной логистике врага. Потому что БДК выполняют роль паромной переправы для перевозки боеприпасов, тяжелого вооружения — всего того, что потоком идет на фронт, в частности, на Херсонское и Запорожское направления.
Насколько мне известно, на сегодня полноценно могут трудиться всего лишь три больших десантных корабля.
Украина уже хорошо обезглавила именно этот участок для флота. Уничтожаются и узлы управления, и узлы связи, атакуются воинские части, объекты энергетической инфраструктуры. Это все будет продолжаться.
НАТАЛЬЯ ГУМЕНЮК: У оккупантов новый тренд — у них “горит трава“
— Работа в Крыму проведена мощная, была серьезная подготовка.
Сезон [“бавовны” в Крыму], который мы анонсировали, не закрывается, не сворачивается до момента полноценной деоккупации Крыма.
И каждый военный объект, и даже тот объект, который внешне выглядит как гражданский, но задействован в обеспечении войск оккупанта, — это законная цель. Целей у нас много, работы у нас много.
У оккупантов же новый тренд [пояснения происходящего] — у них “горит трава”. Это при том, что она еще не засеяна, как говорится, но она у них уже горит. А это означает одно — что у них горит земля под ногами.