Доверие россиян к пропагандистским каналам падает, они отдают предпочтение развлекательному контенту. А российские власти начинают вплетать и в такого рода программы на федеральных каналах пропаганду. Об этом в эфире телеканала FREEДОМ сегодня, 4 января, сказал аналитик Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Сергей Жуков.
“Мы сегодня можем говорить о падении рейтингов, охватов аудитории тех пропагандистских продуктов, которые выходят в эфирах федеральных телеканалов РФ. Падает также заинтересованность пользователей интернета к откровенно пропагандистским интернет-ресурсам, в том числе Telegram-каналам”, — отметил Жуков.
Это, по его словам, свидетельствует не столько о том, что снижается доверие к этим ресурсам, сколько об общей усталости от того контента, который производят в РФ.
“Если мы посмотрим статистику, например, по просмотрам телеканалов и телепередач за 2022 год и сравним с 2023-м, то увидим, что среди лидеров по просмотрам, охвату аудитории остаются развлекательные программы. И это не новая тенденция. Люди отдают предпочтение, в первую очередь, развлекательному контенту перед пропагандистским и политическим”, — пояснил аналитик.
Он подчеркнул, что всплеск интереса к пропаганде в РФ возник в феврале 2022 года, после полномасштабного вторжения России в Украину.
“Всплеск интереса был с начала так называемой “СВО”. А сегодня маятник качнулся в обратную сторону. Люди устали от пропаганды, от пропагандистской накачки и хотят больше развлекаться, а не думать о судьбе родины”, — отметил гость эфира.
Но на это Кремль и вся его пропагандистская машина реагируют в своей обычной манере.
“В 2023 году, например, самым популярным телешоу в России стала российская версия “Битвы экстрасенсов”. И они реагируют на это соответственно: в откровенно пропагандистские программы начинают вставлять всяческих магов, экстрасенсов и сатириков, гадалок, провидцев и прочих мистических персонажей, которые начинают работать на роспропаганду”, — пояснил Жуков.
Они этим и не прекращали заниматься, считает эксперт. Но концентрация “магов” в эфире пропагандистских передач, а не развлекательных, начинает расти, говорит Жуков.
В развлекательные же программы на российском телевидении начинают вставлять пропагандистский контент.
“Самый популярный телесериал в России, я имею в виду именно тот, который демонстрируется по телевидению, это “Реальные пацаны”. Его последняя серия, которая транслируется в этом году, заканчивается тем, что главные герои едут в военный госпиталь и там всячески поддерживают российских военнослужащих, которые принимали участие в вооруженной агрессии против Украины. Всякие комики, такие, как [Михаил] Галустян и прочие, те же “Уральские пельмени” (российское творческое объединение комиков — ред.) начинают принимать участие в откровенных пропагандистских шоу, проявляют иную активность, как, например, поездки на оккупированные территории Украины, выступления перед военнослужащими РФ. И это все тоже демонстрируется в эфире федеральных каналов”, — отметил Жуков.
На российском телевидении идет сращивание развлекательного и политического пропагандистского контента, подчеркнул аналитик.
“Отличить одно от другого уже бывает довольно сложно. Убежать от пропаганды, как это пытаются сделать российские телезрители, и погрузиться в просто какой-то развлекательный контент очень сложно. И поэтому единственная альтернатива — это искать другие источники информации, которые не связаны напрямую с Кремлем, с кремлевскими и “газпромовскими” деньгами. И, возможно, это и приводит россиян на какие-то альтернативные площадки”, — резюмировал гость эфира.
Читайте также: Российские “z-артисты” теперь стоят за спиной Шамана: итоги культурного года в РФ подвел Покровский