Кино стало оружием Кремля наряду с танками, ракетами и бомбами. Ведь это важный фактор формирования национального сознания. Через кино жителям РФ показывают альтернативную историю, откровенные фейки и манипуляции. Прославляют военные преступления и героизируют убийц. Из госбюджета РФ на это тратят колоссальные суммы и используют кинематограф как информационное оружие, чтобы показать свою правду. Об этом подробно — в новом выпуске “Специального репортажа” на телеканале FREEДОМ.
Автор — Ольга Михалюк.
“Творчество”, прикрывающее военные преступления россиян
Перекручивание исторических фактов, затертые клише, манипуляции и откровенное вранье. Кинематограф в России всегда был инструментом пропаганды и влияния. После аннексии Крыма и захвата территорий Донецкой и Луганской областей Кремль начал оправдывать свои преступления с помощью все той же киноиндустрии.
А с началом полномасштабного вторжения в 2022 году российский прокат и эфир заполонила художественная реальность, создаваемая приспешниками режима, — режиссерами, продюсерами и актерами, которые используют искусство как информационное оружие.
Одурманенная мифом о взятии Киева “за три дня” армия оккупантов на подступах к столице Украины совершила множество преступлений. В Буче войска РФ убили по меньшей мере 1400 украинцев.
В Ирпене правоохранители обнаружили тела 269 мирных граждан. И это — всего за три недели оккупации.
После того как миру открылась правда об ужасающих военных преступлениях оккупантов российская власть всеми способами стала защищать свою армию. К примеру, глава МИД РФ Сергей Лавров, несмотря на фото- и видеодоказательства, назвал “инсценировкой” и “фейковой атакой” массовые убийства мирных в Киевской области.
Чтобы усилить нарратив о непричастности к бойне помимо пропагандистских шоу в ход пустили кинематограф.
17 августа прошлого года в прокат вышел пропагандистский фильм “Свидетель”. Его снял бывший художник-постановщик, режиссер Давид Дадунашвили. В киноленте — иностранец, бельгийский скрипач, приехавший дать концерт в Киеве, якобы становится очевидцем полномасштабного вторжения.
События будто бы происходят в Киеве и вымышленном поселке Семидвери — прототипе Бучи. Нападение России показано на контрасте с массовыми беспорядками в Киеве после раздачи оружия добровольцам, а также мародерством и нападениями, которых в реальности никогда не было.
Ни одного разбойного нападения или грабежа, показанного в фильме, украинские правоохранители не зафиксировали.
А то, что нафантазировали в “Свидетеле”, в частности мародерство, творили как раз российские солдаты — везде, куда ступала их нога.
24 февраля 2022 года украинцы, проснувшись от ракетных ударов, бросились эвакуировать своих родных. А те, кто остался, давали отпор врагу. Но в “Свидетеле” — своя — российская “правда”. Например, о том, что в Киевской области бесчинствовали “азовцы”. Именно к ним в плен попадает главный герой фильма.
За отвагу и профессионализм на поле боя бригада Нацгвардии Украины “Азов” стала для украинцев и всего мира символом несокрушимости украинского духа. А для россиян, подогретых искусной пропагандой, — олицетворением зла.
“Азов” преимущественно тогда был в Мариуполе. В Киевской области работали совсем другие бригады. И этот нарратив об “Азове” работает с 2014 года. В фильме он достигает апогея — они совершают какие-то непоправимые действия, за которые их не наказывают”, — говорит кинокритик Юрий Самусенко.
Демонизация украинских военных — одна из целей этого “фильма”. В пафосном обращении якобы командира украинского подразделения к собратьям авторы сценария намешали идеи ислама и нацизма: “чистота крови”, “единство нации”. Александр Дьяченко, который с таким рвением воплощает образ праворадикала, раньше часто снимался в украинских фильмах.
А дальше — еще абсурднее. Главного героя, еврея по национальности, заставляют играть неофициальный гимн Люфтваффе под видеоряд с факельными шествиями.
“Игровое заменяет документальное. Свидетель становится еще более убедительным, ведь он иностранец, мы не доверяем американцам, но вот Бельгия — страна, которая хоть и поддерживает Украину, однако находится для россиян на какой-то такой периферии. Это еще и человек искусства, а значит, у него интеллект намного выше. Соответственно, на этом строится диалог между россиянами и фильмом: ну как мы можем не поверить человеку, который стал свидетелем таких ужасных событий?”, — иронизирует Самусенко.
Использовать образы свидетелей, особенно иностранцев, чтобы тем “открылись глаза” на происходящее, — избитый прием российской пропаганды. Он отработан на всех войнах, развязанных или подогреваемых Кремлем. Все построено по одним и тем же лекалам. Меняются лишь места и персонажи.
“Художественные фильмы, которые снимались в контексте пятидневной российско-грузинской войны. Например, “Олимпус Инферно” или “В августе 2008-го” — все те же персонажи, они появляются позже уже в “Русском характере”, “Военном корреспонденте” и других русских пропагандистских фильмах. Обязательно есть какой-то русский военный офицер или простой парень-солдат, который спасает всю ситуацию. Обязательно есть какой-то иностранец, который окружен западной пропагандой и он увидел правду. Правду, конечно же, в русской пропагандистской оптике”, — поясняет кинокритик Игорь Кромф.
В российском кинематографе украинцам всегда отводилась роль простаков, необразованных крестьян или бандитов. А с 2014 года, после Революции Достоинства, когда украинский народ выбрал европейский вектор развития страны, началась демонизация его активистов, а затем — добровольцев и солдат, которые стали на защиту Родины.
В свою очередь российских военных преступников подобное кино прославляет, как и заключенных, которых заставили подписывать контракты с Министерством обороны РФ.
“Позывной “Пассажир” 2024 года — одно из последних творений кинопропаганды. Рассказывает о войне на Донбассе в 2015 году. По сюжету питерский писатель приезжает в поисках брата, пропавшего без вести, и сам становится участником боевых действий. Он берет себе позывной “Пассажир”.
Фильм снят по роману поддерживающего войну против Украины писателя Александра Проханова. Со стандартным набором штампов: “героические российские добровольцы” пришли помочь местному населению в борьбе с “бандеровцами”. Не забыли и о “притеснении русскоязычных”. Мальчик, обвешанный самодельной броней из портретов Пушкина и Гоголя, просит “хорошего” русского командира взять его воевать.
“Образы героизма, солдата и ребенка культивировались в советское время. Это рабочие образы, архетипы. Пропаганда их использует для своих нужд…”, — анализирует Кромф.
При этом пропагандистский фильм наделяет нечеловеческой жестокостью солдат Вооруженных сил Украины.
Якобы украинский танкист — расстреливает ребенка, который выбежал с красным знаменем в руках. Или украинский летчик, который будто бы бомбил “мирных жителей Донбасса”. Его задерживает уголовник в исполнении актера, похожего на основателя частной военной компании “Вагнер” Евгения Пригожина.
Так фильм выполнил еще одну задачу — по отбеливанию и героизации наемников “Вагнера”. Тогда, когда режиму это еще было необходимо. После жестоких казней сослуживцев, пыток и военных преступлений в Украине, вышел на экраны “Солнцепек”, а также его продолжение “Лучшие в аду”. Обе киноленты лично спонсировал повар Путина. Примечательно, что сценарист обоих фильмов Алексей Нагин погиб “при защите интересов России”. То есть, был не только пропагандистом, но и оккупантом.
Картину сняли в разрушенной российской армией Попасной Луганской области. Вот только сказать, кто был оккупантом, а кто защищал свою землю, авторам фильма смелости не хватило. Поэтому и воюют в нем какие-то “белые”, то есть россияне. И “желтые” — украинцы. Предсказуемо, для “белых” написаны лучшие батальные сцены, чтобы подчеркнуть миф о несокрушимости “второй армии мира”.
Золотая жила для пропагандистов
Но дело не только в поддержании легенд и одурманивании людей. Здесь еще и шкурный интерес. В 2024 Министерство культуры РФ выделило 9,4 миллиарда рублей на кино. В 2025 году сумма может быть увеличена до более чем 233 миллиардов рублей, а с учетом последующих лет — превысить 575 миллиардов рублей. Это как бюджет республики Ингушетия на 34 года. Она в России самая бедная, согласно статистике. Не снимали бы низкопробные киноагитки, перекрыли бы российскую глубинку вдоль и поперек новыми дорогами, построили или отремонтировали бы школы, детсады и больницы. Но режиму выгоднее создавать искаженную реальность и насаждать ее массам.
Например, “Свидетель” обошелся госказне в 200 миллионов рублей. При этом за 4 месяца проката не собрал и 15 миллиардов.
“Позывной “Пассажир” при бюджете в более чем 351 миллион рублей получил едва ли треть — почти 132 миллиона рублей. О чем это говорит?
“Эти фильмы просто провалились в прокате. Их сняли никому не известные режиссеры. Люди не пойдут это смотреть. Те, у кого мозги совсем “промыты” и кто хочет об этом вообще смотреть, смотрит это по телевизору. Но абсолютное большинство зрителей в кино ходят отвлечься от реальности. А не возбудить в себе ненависть к соседям”, — считает кинокритик Антон Долин.
Крым: деньги “пилили” даже на съемках пропаганды
“Крым” Алексея Пиманова — один из немногих пропагандистских фильмов, который почти окупился. Кассовые сборы немного не дотянули до потраченных 400 миллионов рублей. А посмотрел “агитку” лишь 1% населения 140-миллионной России.
Как отмечает медиаэксперт, фактчекер StopFake Елена Чуранова, в раскрутку это фильма было вложено очень много ресурсом.
“Специально, искусственным образом накручивали рейтинг этого фильма. Сам “Кинопоиск” об этом писал, что сайт взломали и накрутили рейтинг этого фильма, чтобы показать, что он успешный”, — говорит Чуранова.
По сюжету журналистка из Киева Аленка влюбляется в крымчанина Сашку. Она — участница Евромайдана. Он — сторонник России и любитель советского прошлого.
“Драматическая история любви. Главные герои из Крыма и из Киева встречаются во время Майдана и дальше путинская идеология и кинематография продвигает истории, которые присущи пропаганде России. Этот фильм был профинансирован Министерством обороны РФ, что напрямую свидетельствует, что кино — это не просто искусство. Это инструмент и оружие министерства”, — высказала мнение Чуранова.
Люди, вышедшие на Майдан, предстают в образе оголтелых радикалов. Как в одном из эпизодов, когда черкасские активисты остановили колонну из восьми автобусов с крымчанами, которые возвращались с киевского Антимайдана. Инцидент был раздут российской пропагандой настолько, что стал одним из поводов для аннексии Крыма, как сказал в одном из интервью Владимир Путин.
Но даже российский зритель не оценил кинопродукт Пиманова.
“По российскому ТВ действительно массово крутилась информация о том, что ехали крымчане в автобусах, что их остановили люди с Евромайдана. В фильме “Крым” показано, мол обычные крымчане ехали из Киева, а их убили. После этого кейса пошли истории, что в Крым едут вагоны украинцев, которые будут убивать всех, кто не разговаривает на украинском языке. Этот нарратив послужил оправданием для проведения так называемого “референдума”, для того, чтобы аннексировать Крым. Все это было гиперболизировано показано”, — говорит медиаэксперт, фактчекер StopFake Елена Чуранова.
Подзаработать на так называемом патриотическом кинопродукте готовы не только никому неизвестеные режиссеры, но и сидящие на приличных госзарплатах пропагандисты.
“Семейный подряд” Маргариты Симоньян и Тиграна Кеосаяна снял фильм “Крымский мост. Сделано с любовью”. Продюсировал и режиссировал — Кеосаян. Сценарий написала Симоньян.
Согласно данным портала “Kinodata.Pro”, бюджет фильма о “любимой стройке Путина” составил 175 миллионов рублей. Затраты на раскрутку — 125 миллионов. По данным из открытых источников, чета Симоньян-Кеосаян перевела на свои счета, а также счета родственников 46 миллионов бюджетных денег. Самая большая в мире база данных фильмов IMDb оценила ленту в 1,1 балла из 10.
“Этот фильм — позор. Он абсолютно провалился, он не дотянул до каких-то слабейших голливудских комедий в прокате. Люди не хотят такое смотреть за деньги”, — констатирует кинокритик Антон Долин.
Фильм имеет большую отсылку к советской пропаганде, считает кинокритик Игорь Кромф. “Советская пропаганда периода Сталина фокусировалась на фильмах о стройках века. История повторяется дважды: первый раз, как трагедия, второй раз, как комедия. Сам фильм выглядит ужасно. Бюджет — абсолютно сумасшедший. Это обычный “распил” денег семейством Кеосаян и Симоньян”, — считает кинокритик.
Искажение исторических фактов во имя нового “вождя”
Как романтические, так и военные фильмы несут в себе еще одну опасность. Для оправдания тоталитарного режима и полномасштабного вторжения в Украину в них переписывается история по выгодной кремлевскому режиму версии.
Так, в “Крымском мосту” авторы исказили историческую правду о трагедии коренного населения, депортированного сталинским режимом.
В фильме герой — крымский татарин преклонного возраста — прославляет диктатора.
“Крымские татары были уничтожены в результате депортации. До 40% населения, по разным оценкам. Это очень много. То есть людей вывезли в степь, оставили там зимой, множество людей умерло, множество людей умерло по дороге. Это геноцид. То, что россияне преклоняются перед сталиным, свидетельствует, что российская власть сама является людоедской. Она точно также с удовольствием уничтожала бы миллионы людей, как сталинская власть, если бы могла”, — акцентирует историк Александр Палий.
В “Ополченочке” 2019 года — пропагандистском проекте киностудии “Лугафильм” — одна из героинь слово в слово повторяет путинские нарративы о происхождении Украины. Фильм сняли во временно оккупированном Луганске.
“Ипатьевская летопись. Берем за 1187 год сообщение и видим, что там упоминается Украина по отношению к Переяславскому княжеству. 1189 год. Украина употребляется по отношению к Галицкому княжеству. Потом берем 1213 год — летопись и опять Украина употребляется по отношению к Волынскому княжеству”, — приводит аргументы историк Палий.
Украинцами в 17-м столетии называли послов Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств. Во второй половине 18-го столетия этноним “украинцы” широко используется гетманами Украины и казацкой старшиной Войска Запорожского. А Украину они называют своей отчизной. Столетием позже топоним “Украина” упоминается в поэме Пушкина “Полтава”. И это если не глубоко копать.
Россию в этом продукте пропаганды отождествляют с Русью, умалчивая о том, что история Московского княжества началась в 13-м столетии. При Иване Грозном оно стало Русским царством, а при Петре первом — Российской империей.
“Московии не было еще во время Киевской Руси. Московское княжество появилось только в 1270-х годах. Уже после того, как монголо-татары разрушили Киев, появилось. Поэтому какая здесь преемственность? Осталось Киевское княжество. Оно существовало до 1470 года. Как Россия может быть преемником Руси, если кроме сворованного в 18-м веке названия ничего нет?”, — рассуждает историк Александр Палий.
Пропагандистские фильмы не имеют цели показать историческую правду. Не гонятся за высокохудожественными ценностями и глубокими смыслами. Режиссеры используют провластные нарративы, чтобы угодить, заработать или подняться по карьерной лестнице.
Но кремлевский диктатор не ходит в кино на эти “шедевры” пропаганды. Его мало волнует уровень жизни большинства россиян, но беспокоит их поддержка. И именно такими — свято верящими экрану — режим хочет видеть своих граждан. И скармливает им вранье, назначает “врагов” и внушает веру в “правое дело”, хотя на самом деле сеет разруху, проливает кровь и несет смерть.
Читайте также: Новый исторический рекорд: Кремль наращивает расходы на госпропаганду (ВИДЕО)