Ни место жительства, ни род занятий, ни степень известности — ничто сейчас в России не влияет на возможность стать “иноагентом”. В том числе за то, что получил всего 2 доллара. Когда в квартиру вламываются рано утром с обыском — это уже не ЧП, а обыденность. Под запретом целый ряд исполнителей, песен, фильмов, даже мультфильмов.
Артемий Троицкий — российский музыкальный критик, знаменитый радиоведущий, публицист, актер. Именно от него многие узнавали о роке, который в Советском Союзе был под запретом. О новых запретах уже в современной России, где Троицкого объявили “иноагентом”, он рассказал в интервью шеф-редактору телеканала FREEДOM Алексею Мацуке.
Жизнь “иноагента”
К многочисленным регалиям Артемия Троицкого добавилась еще одна — “иностранный агент”. И это при том, что он с 2014 года не живет в России.
“Это случилось в “черную пятницу” 13 января 2023 года. Я узнал об этом из средств массовой информации, потому что мне никаких документов не поступало, никаких писем, объяснений я не получал. Подозреваю, что это связано с моими выступлениями или публикациями. После того, как я был объявлен “иностранным агентом”, я подал иск, так как не согласен с этим статусом. И состоялось судебное заседание, где эту ситуацию слегка прояснили”, — рассказывает Троицкий.
Судья перечислил какие-то публикации, причем далеко не новые, еще довоенные. В них Артемий Троицкий критиковал путинский режим. Но на жизнь музыкального критика новый статус особо никак не повлиял.
“Моя жизнь изменилась минимальным образом. Но я не хочу, чтобы на меня в России заводились какие-то уголовные дела. Поэтому мне нетрудно было с помощью юристов предпринять несколько шагов по соблюдению новых регуляциий в связи со статусом “иноагента”. Так, на каких-то моих материалах появилась плашка о том, что я, согласно Минюсту РФ, являюсь “ностранным агентом”. И в конце идет приписка, что я с этим статусом не согласен. Также какие-то уведомления о моих доходах. Но дело в том, что я пенсионер, и абсолютно никаких доходов в России на протяжении уже многих лет у меня нет. Поэтому все это достаточно бесполезно для российских властей”, — поясняет он.
“Тлетворное влияние Запада”. Люди старшего поколения, наверняка, помнят такое выражение, когда с телеэкрана неслось: “Сегодня слушаешь ты рок, а завтра сдашь объект не в срок”. Всем казалось, эти времена давно позади, к маразму советских времен никто уже не вернется. Оказалось, еще как вернулись. Артемий Троицкий иронизирует, что признание его “иноагентом” из-за того, что он подвержен зарубежному влиянию, запоздало на несколько десятков лет.
“Сначала я отвечал возмущенно, что никакой не “агент“, никто меня не завербовал, никто мои “агентские“ услуги не оплачивает. Единственный мой зарплатный проект — музыкальная радиопередача на “Радио Свобода“. Это совершенно неполитический проект. А потом мне надоело отвечать в таком возмущенным ключе. И я стал говорить: да, я “иноагент“, я был завербован осенью 1963 года, когда мне было 8 лет и я впервые услышал музыку “Битлз“ и вообще рок-н-ролл. И вот с этого момента, конечно же, я подпал под это “тлетворное“ влияние и стал его распространять в качестве агента. Так что можно сказать, что я агент — агент рок—музыки, агент“ Битлз“, агент “Пинк Флойд“ и так далее. И мне этот статус даже нравится“, — делится Троицкий.
Музыканты и война
Рок-музыка в Советском Союзе зарождалась не просто как стиль, но и как образ жизни, определенное бунтарство. Подпольные концерты, затертые от многочисленных переписываний кассеты. О каком-то сотрудничестве рок-музыкантов с властью, об участии в провластных концертах вообще речь идти не могла.
Но сейчас ситуация изменилась. И если многие музыканты разъехались по миру и заняли четкую позицию против войны, то есть и те, кто лояльно относится к тому, что в России называют “СВО”, и получают за это от российского государства немалые деньги. А есть и те, кто просто затаился и не комментирует ситуацию — чтобы не сказалось на карьере.
Троицкий говорит, что ему в этом смысле повезло. Потому что, во-первых, он разобрался с большинством своих музыкальных друзей еще в 2014 году, когда произошла первая интервенция России в Украину.
“Уже тогда несколько моих приятелей из числа известных музыкантов поддержали это безобразие. Я с ними отношения прекратил“, — говорит он.
Сейчас к ним добавилось еще некоторое количество рокеров.
“Но, к счастью, это все не те люди, которые мне по—настоящему нравились, не те музыканты, артисты, которых я считаю по—настоящему талантливыми. Но кто такой Сергей Галанин, его группа “Серьга“? Это вторая, третья лига. Кто такая Чичерина? Это вообще какая—то полусумасшедшая“, — комментирует музыкальный критик.
Его разочарование, связанное с “молчунами” — с теми, кто активно не выступают за войну, но в то же время и не поддерживают антивоенное движение.
“Скажем, это Вячеслав Бутусов или “Наутилус“ в прошлом. Это Гарик Сукачев, в прошлом “Бригада С”. Но опять же, они никогда не принадлежали к числу моих любимых музыкантов. Все артисты, которые были моими близкими друзьями, и которые всегда были для меня и многих других реальными авторитетами — скажем, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Алла Пугачева, Земфира — они все оказались на правильной стороне баррикад. И их поведение не вызывает никакого внутреннего протеста. Они молодцы“, — акцентирует Артемий Троицкий.
А российским любителям попсы “повезло” больше. Большинство их кумиров Россию не покинули. Троицкий уверен — это потому, что без показов по “ящику” о тех, кто сегодня поддерживает войну, и не вспомнили бы.
“Если бы не было телевидения, то никакого Николая Баскова бы не было. У него нет ни одного хита. Я как-то проводил опрос: назовите знаменитую песню в исполнении Николая Баскова. Кто—то вообще затруднился ответить на этот вопрос. А те, кто отвечали, называли единственную песню “Шарманка“. Басков как бы знаменитость исключительно благодаря телевидению, как и иная попса. А контролирует телевидение у нас государство, в том числе и частные каналы. А там, где телевидение, там и корпоративы — это уже живые деньги. Это основной источник дохода для Баскова, для Лепса, для Стаса Михайлова и иных. Так что они на корню были закуплены российским государством. И тут удивляться нечему”, — поясняет музыкальный критик.
Но вернемся к рок-музыке. Сегодня даже такой грустный анекдот появился. Советский Союз, времена застоя. Запрещены “Машина времени”, “Аквариум” и “ДДТ”. 2023 год, Россия. Запрещены “Машина времени”, “Аквариум” и “ДДТ”.
История повторяется, и не исключено, что в России вскоре вновь войдут в моду концерты-квартирники. Когда люди, не поддерживающие власть, будут собираться в квартирах, слушать запрещенную музыку и читать запрещенные стихи. Но расплата за такие попытки вдохнуть воздух свободы хотя бы в запертой комнате будет гораздо жестче, чем в 1980-е годы.
“Есть явные параллели с ситуацией, скажем, первой половины 1980 х годов, когда в Советском Союзе шли гонения на рок—музыку, были запреты на концерты, были даже некоторые аресты и посадки, облавы и так далее. Сейчас отличие в том, что очень многие музыканты просто уехали. То есть имеется этот простой выход“, — отмечает Троицкий.
“Думаю, практика квартирников тоже вполне может возродиться. Другое дело, что сейчас власти более жестко за это наказывают, и гораздо внимательнее за этим следят. При советской власти все как—то было расслаблено и довольно весело. Сейчас идет какой—то жесткач — аресты, штрафы, уголовные статьи. В Советском Союзе не было уголовных статей за песни. Я не помню ни одного случая, когда бы артистов перехватывали за репертуар. Даже в тех случаях, которые имели место, — с тем же Алексеем Романовым из группы “Воскресение“, Жанной Агузаровой из “Браво“, Александром Новиковым, бардами из Екатеринбурга — артисты садились не за песни, а за нелегальный бизнес, за торговлю билетами, за подделку документов и так далее. То есть не по творческим статьям. А сейчас просто в открытую бьют. Бьют по контенту. Бьют по позиции артистов. И это, конечно, очень подло“, — добавляет он.
Те, кто признан “иностранными агентами”, выражают свое отношение к России по-разному. Но большинство выехавших из страны хочет, если не навсегда, то хотя бы на время вернуться. Но только при одном условии — когда сменится власть и закончится война.
“Я тоже был бы рад вернуться в Россию. У меня там остались друзья и родственники. Но ностальгии по березкам и прочей древесине у меня нет. Но в России есть очень дорогие мне люди. Я бы очень хотел их навестить, если они не смогут меня навестить в Европе. Но это может произойти только в том случае, если политическая ситуация в России существенно изменится. Я не очень верю в то, что в России вдруг восторжествует какой—то справедливый, свободолюбивый демократический режим. Разве что если эта война закончится победой Украины, и если скинут Путина и его ближайшее окружение, и если Россия пойдет на договоренности с остальным миром. Думаю, что в этом случае я бы с удовольствием навестил свою родину“, — резюмирует Троицкий.