Катастрофа Ил-76: детали крушения российского военного самолета проанализировали эксперты

Обломки самолета Ил-76, который упал в Белгородской области. Фото: ТАСС

25 января в США прошло заседание Совета безопасности ООН, которое инициировала Россия из-за авиакатастрофы Ил-76 в Белгородской области. Представители Украины и представители РФ сделали заявления, но какая-либо резолюция Совбезом ООН принята не была. 

24 января 2024 года российский военно-транспортный самолет Ил-76 разбился в нескольких километрах от села Яблоново Белгородской области, недалеко от границы с Украиной. 

Минобороны и МИД РФ заявили, что на борту находились 6 членов экипажа, 3 сотрудников военной полиции и еще якобы более 60 пленных украинских военнослужащих. Сообщается, что все они погибли. Россияне назвали происшествие “терактом” и обвинили во всем Украину. 

Киев официально не подтвердил ни сбитие самолета, ни то, что украинские военнопленные должны были лететь именно в нем. 

Что известно о крушении Ил-76 в Белгородской области

После авиакатастрофы российские силовики опубликовали видеозаписи, на которых можно увидеть отверстия на уцелевшем обломке самолета, типичные для поражения зенитно-ракетным комплексом. Очевидцы также распространили видеозаписи действий ПВО в указанном районе. Россия обвинила Украину в уничтожении самолета.

В Главном управлении разведки Министерства обороны Украины подтвердили, что 24 января планировался обмен пленными. Однако заявление о том, что на борту находились украинские пленные, не получило подтверждение в разведывательных данных. В ГУР сообщили, что Украина не была проинформирована о количестве транспортных средств, маршрутах и формах доставки пленных. Известно, что доставка пленных производится как авиационным, так и железнодорожным и автомобильным транспортом.

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что российская сторона играет с жизнями украинских военнопленных и призвал провести международное расследование.

Российский президент Владимир Путин заявил, что противовоздушная система РФ не могла сбить свой самолет. Следственный комитет России опубликовал ряд видео с места крушения Ил-76 в Белгородской области, показав несколько фрагментов неопознанных тел с татуировками, а также документы людей, которые якобы находились на борту самолета. 

Как пишет немецкое издание Deutsche Welle, заместитель постоянного представителя Украины при ООН Кристина Гайовишин на заседании Совета безопасности 25 января заявила, что Киев не был проинформирован о типе транспорта, которым Россия якобы перевозила военнопленных.

“Уже одно это может свидетельствовать об умышленных действиях России, направленных на то, чтобы поставить под угрозу жизнь и безопасность пленных”, — сказала представительница Украины.

Кроме того, Кристина Гайовишин заявила, что если информация о военнопленных на борту Ил-76 подтвердится, то это будет “серьезным нарушением норм международного права со стороны России”. Также это можно будет расценивать, как “первый случай использования Россией живого щита в воздухе” для прикрытия транспортировки оружия, подчеркнула она. 

Заместитель представителя РФ в ООН Дмитрий Полянский на заседании Совбеза ООН заявил, что Ил-76 был якобы сбит из комплекса ПВО западного производства и украинское руководство якобы “знало о маршруте и способе транспортировки пленных к месту заранее согласованного обмена”. 

“Вся информация, которой мы располагаем на сегодняшний день, показывает, что мы имеем дело с преднамеренным, умышленным преступлением”, — сказал Дмитрий Полянский. 

Заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари А. ДиКарло заявила, что организация на данный момент не в состоянии проверить все обстоятельства катастрофы. 

“Мы понимаем, что и Россия, и Украина проводят отдельные расследования инцидента, и Украина призвала к международному расследованию. Организация Объединенных Наций не в состоянии проверить эти сообщения или обстоятельства катастрофы”, — сказала Розмари А. ДиКарло. 

В то же время Розмари А. ДиКарло призвала не останавливать процесс обмена военнопленными между Украиной и Россией. 

Спикер делегации Международного комитета Красного Креста в Украине Александр Власенко в эфире Радио Свобода заявил, что если в результате катастрофы Ил-76 есть погибшие украинские пленные, то их тела Россия должна вернуть в Украину. 

“Тела погибших должны возвращаться как можно быстрее. Мы принимаем в этом определенное участие — в обмене телами между Российской Федерацией и Украиной. Если есть погибшие в результате этой авиакатастрофы, то их тела должны быть возвращены”, — сказал Александр Власенко.

Украина настаивает на осмотре места крушения самолета Ил-76 независимыми международными экспертами. Уполномоченный Верховной рады по правам человека Дмитрий Лубинец обратился в ООН и Международный комитет Красного Креста с призывом провести осмотр места катастрофы. 

“Украина требует прозрачного международного расследования по падению самолета Ил-76”, — написал Лубинец в социальной сети Facebook. 

Мнения экспертов

Могли ли украинские военнопленные быть на борту сбитого Ил-76? Какие есть версии причин катастрофы? И как Россия использует крушение Ил-76 в своих пропагандистских целях? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Михаил Подоляк, советник руководителя Офиса президента Украины;
  • Владислав Селезнев, военный эксперт;
  • Константин Криволап, авиационный эксперт и аналитик;
  • Александр Коваленко, военно-политический обозреватель группы “Информационное сопротивление”;
  • Денис Попович, военный обозреватель. 

МИХАИЛ ПОДОЛЯК: Россия отвергает независимое расследование

— Необходимо критически осмысливать и воспринять эту катастрофу не через призму информационной кампании, которую так истерически ведет Кремль. Нужно оценить, что было сказано на разных площадках. Так, президент Украины предложил провести международное расследование, чтобы понять, что на самом деле произошло, кто действительно находился на борту или что находилось на борту этого самолета, какова была его траектория.

Но мы видим реакцию России. Любые предложения о внешнем присутствии при расследовании она категорически отвергает. Это касается не только Ил-76, но и любых преступлений, которые она совершает, в том числе на своей территории. Потому что нет внешнего доступа, невозможно проверить события, происходящие на территории России.

Поэтому совет — критически относиться к любым заявлениям России. Какая ключевая задача для России сегодня? Это убрать эффективные системы противоракетной противовоздушной обороны от линии фронта, чтобы РФ могла безнаказанно использовать тактическую или стратегическую авиацию для атаки по территории Украины. 

Вторая их задача — отвлечь внимание от собственного объема военных преступлений, и сказать, что война — это что-то такое двустороннее, где есть нарушение конвенции с двух сторон и так далее.

Президент Украины четко говорит: первое — мы все-таки попробуем через Главное управление разведки и СБУ получить хоть какую-то информацию о том, что там все-таки произошло, кто находился в этом самолете или что находилось в этом самолете. И второе — давайте проведем международное расследование. Тогда, собственно, многие вопросы были бы сняты.

ВЛАДИСЛАВ СЕЛЕЗНЕВ: Наши эмоции и паника — не руку противнику

— Российская информационная агрессия в контексте гибридной войны является весьма важным и действенным фактором влияния на умы наших сограждан. Безусловно, это связано с продвижением российской пропаганды и тезисов о том, что на борту упавшего Ил-76 были украинские пленные. 

Рационально поступили представители Координационного центра по обмену, которые встретились с членами семей пленных украинских военнослужащих для того, чтобы обсудить имеющуюся у них информацию. Крайне важно постоянно взаимодействовать на этом уровне. 

Мы должны понимать, что эмоциональная составляющая в этом процессе точно не будет способствовать детальному расследованию причин и условий, которые привели к падению Ил-76. И мы пока окончательно точно не уверены в том, что на борту этого военно-транспортного самолета находились украинские военнопленные.

Важно, в первую очередь, опираться на те сообщения, которые постоянно озвучивают представители украинских спецслужб и официальной власти, и не поддаваться панике. Именно на нашу панику рассчитывает противник. 

КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: Ил-76 — это основной транспортный самолет ВКС РФ

— Ил-76 — это основной транспортный самолет ВКС России. В советское время на завода в Ташкенте было сделано где-то 900 таких самолетов. Часть их пошла на экспорт, а другая часть осталась в республиках Советского союза после развала. Непосредственно у ВКС России самолетов Ил-76 перед началом полномасштабного вторжения в Украину было 120. 

Была версия, что на этом Ил-76 перевозили ракеты С-300. Судя по разгрому обломков, есть такое ощущение, что детонация все таки была вторичная при взрыве на месте. Ил-76 — это основной самолет, на котором все перевозится, в том числе, из Ирана. 

Экипаж обычного транспортного самолета Ил-76 — это 6-7 человек, в зависимости от количества людей, которые занимаются погрузочно-разгрузочными работами. Это надежная машина, которая занимается рутинными операциями. У Ил-76 около 20% невыработанного ресурса. Поэтому там, если не учитывать какие-то специфические метеоусловия, не такие высокие требования к экипажу. 

АЛЕКСАНДР КОВАЛЕНКО: Очевидно, что на борту были только члены экипажа 

— Россияне пытаются из сбитого Ил-76 создать некий прецедент, чтобы не просто обвинить Украину в том, что она сбила самолет, а и, помимо всего прочего, дестабилизировать обстановку в стране посредством заявления о том, что на борту были украинские военнопленные.

Российская сторона так и не представила ни одного тела украинского военнопленного, который мог условно погибнуть в ходе этой катастрофы. 

Самолет Ил-76 должен был, по заявлениям Министерства обороны РФ, перевозить военнопленных в Белгород для последующего обмена. Тогда почему он не на посадку заходил, а взлетал с Белгорода и двигался совершенно в другом направлении? Самолет покидал город. 

На видео, которое попало в открытые источники, не запечатлено десятков тел, разбросанных по полю на месте падения Ил-76. И это очень важный момент, поскольку все мы прекрасно помним первые кадры с места падения МН17, сбитого российским ЗРК “Бук” в 2014 году в Донецкой области. 

Самолет Евгения Пригожина намного меньше, чем Ил-76 и с небольшим количеством пассажиров. Первые кадры с места падения этого бизнес-джета демонстрировали не только разрушенный фюзеляж, но и тела погибших. Где тела и почему Россия их не показывает? 

Министерство обороны РФ сделал официальное заявление в попытке дискредитировать Украину. Но на самолете, я более чем уверен, не было никаких военнопленных. 

Кроме того, 3 конвоира на 65 военнопленных, как заявляют в МО РФ, — это не по уставу. По правилам, на 65 военнопленных должно было быть не менее 25 конвоиров. 

Перевозка конвоируемых на самолете — это самое опасное мероприятие, поскольку есть риск бунта, подавления конвоиров и захвата самолета с последующей его перегонкой, например, в Украину. Все указывает на то, что Россия распространяет фейк. 

Я испытываю надежду, что Российская Федерация побоится совершить настолько масштабное военное преступление с подготовкой сфабрикованных вещественных доказательств. Ведь они могут попросту убить 65 наших военнопленных и выдать их за якобы погибших во время этой катастрофы. Но я надеюсь, они побоятся это сделать. 

Если мы говорим о каких либо свидетелях, то местные жители должны были видеть эти десятки тел погибших. Но никто их не видел по одной простой причине, поскольку погибших было всего шесть человек. Это члены экипажа. Уже удалось идентифицировать пилотов. 

ДЕНИС ПОПОВИЧ: Россияне хотят подорвать военную поддержку Запада

— Сейчас бродит по сети видео, опубликованное Следственным комитетом РФ. Там показаны части тел людей, которые были найдены на месте катастрофы, но их слишком мало для того, чтобы утверждать, что это несколько десятков наших военнопленных. Скорее всего, это останки членов экипажа, что вполне естественно, поскольку именно эти люди должны были находиться на борту. 

Я не думаю, что на борту был кто-то другой, кроме членов экипажа. Это мнение подтверждается на уровне главы украинской разведки, Министерства обороны Украины, где утверждают, что в морги Белгорода были доставлены останки пяти человек, что сопоставимо с количеством членов экипажа для этого самолета. 

Если международные наблюдатели будут допущены на место катастрофы, то эта версия о том, что якобы воздушные силы Украины сбили самолет, в котором находились наши военнопленные, будет очень быстро поставлена под сомнение. 

Российской Федерации было бы выгодно как можно скорее предоставить доказательства, показать тела людей, которые были найдены на месте катастрофы. Могли также на месте крушения сохраниться какие-то остатки сопроводительных документов. 

На самолете видны пробоины, которые характерны для зенитной ракеты. Россияне преследует именно эту цель — подорвать поддержку Запада для того, чтобы продемонстрировать, что мы западным оружием убиваем своих людей. 

Еще одна версия сводится к тому, что таким образом Российская Федерация хотела бы посеять сомнения в украинском обществе, пользуясь тем, что информация о военнопленных является весьма чувствительной. 

Читайте также: В силовых структурах России отсутствует скоординированность действий, — детали рассказал Чувиляев

Прямой эфир