Крупнейшая экологическая катастрофа в Черном море из-за вопиющей халатности властей РФ: последствия сложно спрогнозировать 

Последствия разлива нефтепродуктов в Черном море. Фото: t.me/pva_chp

Нефтепродукты из российских танкеров, потерпевших крушение в Керченском проливе, могут попасть в Азовское море, сообщили в Министерстве защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. По предварительным расчетам, вследствие аварии экосистеме Черного моря причинен ущерб на сумму 14 млрд долларов. 

Экологическая катастрофа в Черном море 

Во время шторма в Керченском проливе 15 декабря российские танкеры “Волгонефть-212” и “Волгонефть-239” подали сигнал бедствия. Первое судно разломилось пополам. На борту были 13 членов экипажа, вахтенный матрос погиб. А дрейфующий танкер “Волгонефть-239” сел на мель в 80 м от берега в районе порта “Тамань”. Суммарно суда перевозили более 9 тыс. тонн мазута. Более 3 тыс. тонн оказались в море.

“Часть нефтепродуктов осталась в затонувшей части судна и постепенно высвобождается в морскую воду. Основные результаты свидетельствуют о том, что мазут продолжает вытекать из затонувшего судна, загрязняя Керченский пролив и побережье Крыма. Однако наблюдается постепенное перемещение загрязнения в восточном направлении, в открытую акваторию Черного моря”, — заявили в Министерстве защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Уже 17 декабря нефтепродукты вынесло на берег. Пляжи Анапы и Темрюкского района покрылись мазутом. Министр экологии и природных ресурсов России Козлов признал, что может быть загрязнено до 200 тыс. тонн грунта. Первыми жертвами экологической катастрофы стали пернатые. По состоянию на 21 декабря, экологи подобрали около тысячи пострадавших птиц, 125 уже погибли.

“Во-первых, волонтеры стали больше привозить погибших птиц, во-вторых, пернатые поступают уже в очень ослабленном состоянии. К сожалению, с каждым днем погибших птиц будет больше. Ветеринары и орнитологи говорят, что у нас есть еще двое-трое суток. Потом выживать даже после промывания желудка и реанимации будут только единицы”, — написал в Telegram эколог Георгий Каваносян.

23 декабря стало известно о гибели десяти краснокнижных дельфинов. Причиной гибели азовок могла стать острая интоксикация парами мазута, отравление рыбой или водой.

“Выброс считается массовым при условии, когда минимум два китообразных выбросились в одном месте и в одно время. На прибрежной территории Краснодарского края такие случаи крайне редкие. Это чрезвычайно тревожная ситуация!” — подчеркнули в научно-экологическом центре спасения дельфинов “Дельфа” в Telegram.

Эксперты сходятся во мнении, что оба танкера, которые потерпели крушение, больше подходят для хождения по рекам, чем по морям. Судну “Волгонефть-212” в день аварии исполнилось 55 лет, а “Волгонефть-239” эксплуатируется с 1973 года. Они не были готовы к сильному шторму. По документам, танкеры не могли выходить в пролив позже ноября. Более того, “Волгонефть-239” вообще не должен был эксплуатироваться, потому что у судна просрочено свидетельство о классификации.

“Ни одно море мира — Черное море или Азовское, Балтийское, Северное море — ни одно море не заслуживает всего этого вреда от российского присутствия. Сейчас все видят последствия катастрофы в Черном море — мазут, который загрязняет побережье. Россия использует чрезвычайно старые суда — по 50 лет, использует все что угодно, чтобы только заработать деньги”, — заявил президент Украины Владимир Зеленский.

С помощью сотен устаревших или дефектных танкеров, застрахованных только формально, федерация обходит ценовой потолок на экспорт сырой нефти. “Группа семи” (G7) вместе с Евросоюзом и Австралией установила прайскэп в 60 долл. за баррель еще в декабре 2022 года. Но некоторые государства продолжают покупать у России сырую нефть по цене выше установленного предела. Санкции в отношении теневого флота страны-агрессора вошли в 15-й пакет ЕС. Ограничения усиливает и Великобритания. Как пишет The Washington Post, новые масштабные энергетические санкции, в частности в отношении теневого флота, планируют ввести Соединенные Штаты Америки.

Как оценивают ситуацию эксперты

Какими могут быть краткосрочные и долгосрочные последствия разлива нефтепродуктов в Черном море? Почему российские власти не в достаточной мере занимаются ликвидацией последствий аварии? Каковы причины катастрофы? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Олег Савицкий, эксперт по климатической и энергетической политике, стратегический советник Razom We Stand;
  • Евгений Симонов, эксперт группы по изучению экологических последствий войны в Украине (UWEC);
  • Евгений Хлобыстов, профессор кафедры экологии Киево-Могилянской академии, эксперт Крымскотатарского ресурсного центра.

ОЛЕГ САВИЦКИЙ: Катастрофа привела к тому, что теперь часть Черного моря — мертвая

— Нельзя говорить о том, что район Черного моря, где произошел разлив нефтепродуктов, теперь будет пригодным для ведения морского промысла. Это теперь мертвая часть моря. Подобная ситуация будет продолжаться многие годы, поскольку танкеры затонули вместе с этим мазутом, и он будет высвобождаться неопределенное время. 

Тяжело спрогнозировать, сколько мазут будет выходить из затонувших танкеров. Мазут, который осядет на дне, станет отложенной проблемой. В период штормов будут возникать новые волны загрязнения и снова попадать на берег.

Затонувшие танкеры — источники возможных новых повторных выбросов этого мазута на берег. Устранить эту проблему можно только достав суда, но очевидно, что сейчас это невозможно из-за погодных условий. И я очень сомневаюсь, что Россия будет предпринимать эти меры, чтобы минимизировать урон в будущем, поскольку это очень дорогостоящее мероприятие. 

Пренебрежение Россией экологическими стандартами безопасности многократно приводило к масштабным катастрофам. И в основном на ее территории, поэтому эти катастрофы не привлекали такого большого внимания, как ситуация в Черном море.

Экологические катастрофы происходили в Сибири и на Дальнем Востоке. У них нефтяная огромная инфраструктура и огромные системы нефтепроводов — там тоже бывали большие утечки нефти. 

Экологические катастрофы с разливами нефти в России за последние десятилетия происходили десятки раз. Но РФ не меняет своей практики в отношении использования природных ресурсов и в экологических стандартах безопасности. 

То, что случилось в Черном море, — это уже последняя точка и последний звонок для всего мира, чтобы понять, что собой представляет Россия. РФ — это сегодня угроза всему живому. То, что происходит, — просто кульминация того, к чему правительство России шло десятилетиями. 

Катастрофа в Черном море является также прямым следствием агрессивной войны против Украины, развязанной Россией, и экоцидом. Что касается международного аспекта, то эта ситуация показывает, что нужно пересматривать нормы морского права. 

Нужно создавать такие условия, чтобы защитить территориальные воды Европы и всех стран, которые находятся под угрозой подобных катастроф из-за действий России. Речь идет о теневом флоте из старых танкеров, которые могут создать подобную экологическую катастрофу в любой точке Европы. Необходимо менять вообще правила перевозок в территориальных водах Евросоюза. 

ЕВГЕНИЙ СИМОНОВ: Это крупнейшая экологическая катастрофа в Черном море за последние десятилетия

—  Оценить всю ситуацию сейчас сложно, поскольку не хватает многих деталей. Но очевидно, что это не просто случайное головотяпство, а системное пренебрежение безопасностью — как экологической, так и технологической. Особенно это касается судоходства и перевозки нефти. Подобный случай уже был в 2007 году — тогда было серьезное происшествие с разливом около 2-3 тыс. тонн нефтепродуктов и была та же модель судна — “Волгонефть”. К сожалению, эти суда до сих пор используются. По реестрам их насчитывается не менее трех десятков, возможно, даже больше.

После недавней катастрофы россияне продолжают перевозить мазут из Сибири в порт Кавказ, где его перегружают на крупные суда для экспорта. Очевидно, что эти суда не подходят для эксплуатации в морских условиях — они элементарно слишком старые. Но их продолжают использовать, потому что это дешево. Новые суда стоят дороже и требуют больших затрат, а в сложившейся модели эксплуатации — с созданием множества мелких компаний, владеющих одним-двумя танкерами, — в случае аварии никто не несет ответственности, кроме самих обанкротившихся компаний.

Это крупнейшая катастрофа разлива нефти в Черном море за последние десятилетия. Масштабы до конца неизвестны, поскольку мазут продолжает вытекать из затонувшего судна. Пока лишь известно, что последствия уже серьезнее, чем в предыдущих случаях. Но точный объем утечек и повреждений мы, вероятно, узнаем позже.

Министр чрезвычайных ситуаций РФ Александр Куренков вчера заявил, что ликвидировано лишь 15% последствий аварии. Судя по всему, за 10 дней сделано крайне мало. В нормальной ситуации было бы объявлено чрезвычайное происшествие федерального уровня и это стало бы основанием для привлечения подразделений из других регионов и акваторий, а также использования ресурсов крупных нефтяных компаний. Однако этого не произошло.

Международная помощь Россией тоже пока не запрашивалась. Здесь играют роль и логистические, и идеологические факторы — “великая держава” редко решается на подобные шаги. Если бы помощь все же запросили, то, скорее всего, ее оказали бы, например, индийские спасательные службы. Но это потребовало бы времени.

Последствия катастрофы видны уже сейчас: массово выносит на берег мертвых моллюсков и беспозвоночных. Ущерб может исчисляться миллионами погибших организмов. Распространение загрязнения зависит от погодных условий, которые меняются. Например, сейчас мазут подошел к заповедным территориям и Феодосийскому заливу, а дальнейшее движение загрязнения будет зависеть от ветра и течений.

Большая часть мазута, предположительно, находится в толще воды или на дне. Когда вода станет теплее, он может снова всплыть и продолжить загрязнение. В зоне риска находится все Черноморское побережье, включая Одессу. Это процесс, который будет продолжаться месяцами, с периодическим всплеском в зависимости от условий.

ЕВГЕНИЙ ХЛОБЫСТОВ: Власти РФ проявили чудовищную халатность 

— Основное воздействие этой катастрофы приходится на Черное море, а не на Азовское, поскольку течения в Керченском проливе направлены из Азовского моря в Черное. Авария произошла именно в Керченском проливе, и ущерб от нее мы только начинаем осознавать. Сейчас мазутовые пятна движутся вдоль краснодарского побережья Черного моря, доходя до пляжей и зон отдыха. Пока ветры и течения удерживают загрязнение от крымского берега, но уже зафиксированы пятна в семи километрах от Керчи. Это значит, что проблема скоро может затронуть и Крым.

Уже пострадали десятки птиц, оказавшихся в мазуте. Такие птицы практически нежизнеспособны: даже если их очистить и выпустить обратно в природу. История показывает, что подобные спасательные операции редко бывают эффективными. Например, в 1987 году у берегов Аляски пытались спасти десятки морских птиц, но эффективность оказалась около 10% — остальные погибли. Мы не можем точно сказать, сколько птиц погибнет в результате этой катастрофы, но ясно, что масштабы проблемы значительны.

Мазут, будучи тяжелее воды, должен оседать на дно, но из-за штормовой погоды он перемещается пятнами в сторону Краснодарского края. Однако течения вокруг Керченского пролива направлены в сторону Крыма, а затем — в сторону Одессы, румынского и болгарского побережий. Хотя пока маловероятно, что мазут достигнет таких далеких районов, гибель микроорганизмов уже началась. 

Опускаясь на дно, мазут формирует слой, под которым невозможно существование флоры и фауны. Это будет катастрофой для всей экосистемы Черного моря, последствия которой станут очевидны лишь спустя месяцы.

К сожалению, пострадали не только птицы. Уже зафиксирована гибель нескольких дельфинов. Хотя это разумные существа, они тоже попадают под воздействие нефтяных пятен. Дельфины дезориентируются и погибают. Проблема, вероятно, будет усугубляться.

Ключевой фактор катастрофы — изношенность судов. Один из танкеров был построен 55 лет назад, другой — в 1973 году. Эти суда, которые по современным стандартам давно непригодны для эксплуатации, были обновлены в 1990-х годах. Однако обновление оказалось формальным: их техническое состояние оставляло желать лучшего. В результате суда раскололись в местах ослабления конструкции. Они вообще не имели права выходить в море, особенно в штормовую погоду.

Главная причина аварии — жажда экономии. Экономия на транспортировке, на буксировке, на нахождении в портовой зоне — все это привело к трагедии. Старые танкеры используют из-за их дешевизны, и эта “дешевизна” теперь обернулась катастрофой. Экономия на всем стала причиной экологического бедствия для всего региона.

Кроме того, ситуация усугубляется отсутствием адекватного реагирования. В случае подобных катастроф должен вводиться режим федеральной чрезвычайной ситуации, который позволяет мобилизовать все ресурсы: спасательные службы, технику из других регионов — например, из Каспийского или Балтийского морей. Однако этого сделано не было. В ликвидации участвует только “Транснефть”, тогда как у крупных компаний вроде “Роснефти” есть огромные службы, которые могли бы помочь, но они не мобилизованы.

На сегодняшний день никто точно не знает масштабы катастрофы. Существуют лишь разрозненные данные от экологов-добровольцев. Официальные отчеты носят декларативный характер, реальная картина неизвестна. Власти проявили чудовищную халатность.

Читайте также: Без России не обошлось: крушение лайнера в Казахстане обсудили эксперты

Прямой эфир