Блокирование украинской агропродукции на польской границе 21 февраля стало главной темой селекторного совещания президента Украины с членами правительства и главами министерств. Польские протестующие, которые представляются фермерами, продолжают блокировать как автосообщение с Украиной, так и грузовое и железнодорожное.
Среди протестующих уже звучат пропутинские лозунги, а президент Украины Владимир Зеленский приглашает на переговоры польское правительство для того, чтобы прояснить ситуацию на границе.
Блокада границы: Украина и Польша вместе ищут решение проблемы
Во время протеста на границе на одном из польских тракторов был замечен плакат с упоминанием президента РФ Владимира Путина: “Путин разберется и с Украиной, и с Брюсселем, и с нашим правительством”. Так называемый “польский фермер” с данным плакатом оказался агентом российских спецслужб, он внесен в украинскую базу “Миротворец”.
Речь идет о Петре Панасюке. Польские правоохранители уже открыли против него производство за разжигание ненависти. Статья предусматривает штраф или лишения свободы до 2-х лет. В своих соцсетях Петр Панасюк поддерживает российских оккупантов и пропагандирует российскую агрессию, при этом называет себя “квалифицированным историком, геополитиком, геостратегом”.
Генеральный консул Польши во Львове Элиза Дзвонкевич осудила действия польских фермеров на украинской границе. На своей странице в Facebook она написала, что это “позорные действия”, и усомнилась, что за блокированием границы действительно стоят польские аграрии.
“Я больше не могу молчать. Из любви к собственной Родине. Я не могу делать вид, что не вижу этих позорных действий Польши на польско-украинской границе. Прошу прощения у вас, дорогие украинские друзья. То, что происходит, не может быть делом рук моих соотечественников. Настоящий поляк никогда не ударит ножом в спину соседу, который борется за свободу. Дело не в требованиях, а в форме протеста. Стыд и позор. Прошу прощения у воюющей Украины, простите”, — написала Элиза Дзвонкевич.
Забастовки польских фермеров на границе с Украиной начались в начале февраля 2023 года. На днях протестующие заявили о “тотальной блокаде”: речь о перекрытии как автомобильных дорог, так и железнодорожных путей. Украинское зерно митингующие стали высыпать из фур и вагонов прямо на землю. Правительства двух стран — Польши и Украины — на данный момент ищут способы разрешить напряженную ситуацию с выгодой для всех сторон.
После совещания с украинскими министрами президент Украины Владимир Зеленский обратился к властям Польши и Евросоюза. Он подчеркнул, что ситуация на польско-украинской границе добавляет угроз для поставок оружия украинской армии на фронт. И призвал руководство Польши к началу скорейших переговоров относительно разблокирования границы.
“Украина всегда будет помнить польский выбор, сделанный 24 февраля в ответ на российское вторжение. Это был выбор в пользу общей силы. Миллионы поляков были и остаются с нами – и сердцем, и делом. И я благодарен им всем. И я благодарен всем сейчас, кто не молчит и поддерживает справедливое решение ради наших общих интересов. И, я думаю, каждый поймет, что Украина не может смириться с тем, что происходит на границе между нашими государствами. И тем более с тем, что там начали появляться откровенные пропутинские лозунги. Это неправильно. И антисолидарно”, — заявил Владимир Зеленский.
В правительстве Польши поддержали призыв Зеленского к встрече на границе. Госсекретарь канцелярии президента Польши Анджей Дера заявил, что президент Анджей Дуда поддерживает встречу такого формата. По его словам, ситуация роковая с обеих сторон и эту проблему необходимо решить.
“Президент выступает за то, чтобы этот диалог состоялся. Наши фермеры борются за средства к существованию. Украинский народ борется за средства к существованию. Ситуация роковая с обеих сторон, с этой точки зрения, потому что решительность с обеих сторон огромна, и эту проблему просто необходимо решить”, — сказал Анджей Дера.
По словам политолога Олега Лисного, высыпание зерна — это криминальная ответственность, потому что это порча имущества. Перекрытие железной дороги тоже является преступлением.
“Проблема не в Украине. Это общая проблема для всего Евросоюза. Везде бастуют, но только на отдельном участке почему-то есть непонятные, мягко говоря, лозунги. Президент четко указал на проблемы и на то, что должна сделать польская сторона — не должно быть лозунгов про Путина”, — считает Олег Лисный, вице-президент аналитического центра “Политика”.
Не исключено, что польских фермеров на такие радикальные действия, как высыпание украинского зерна на землю, подталкивает рука Кремля.
“Эти акции происходят в эмоциональной среде. Создаются ситуации, которые должны вывести украинцев на эмоции и довести до точки кипения. И на этом фоне украинцы должны сделать что-то обидное для поляков. Я понимаю, что ни полякам, ни украинцам это невыгодно. Следовательно, есть третья сторона, которая очень серьезно вложилась в эти мероприятия”, — говорит Олег Лисный.
“Я уверен, что за всем этим стоит Россия. Потому что некоторых политиков, которые пиарились на том, что зерно высыпали из машины, мы видели и год назад, и полтора года назад, и два года назад. Они не связаны с партией “Конфедерация”, которая является пророссийской партией, ее лидер открыто выступал за то, чтобы Украину не принимали в Европейский союз”, — считает Владимир Балин, вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков.
По словам Балина, перевозчики уже готовы объезжать польскую границу и проезжать на территорию ЕС через другие страны.
Заместитель главы Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук заявил, что продолжается работа над расширением пропускных способностей и возможностью осуществлять транзит украинской продукции через Польшу. Украина терпит убытки, по предъявить требования о компенсации некому.
“За ноябрь и декабрь потери из-за блокирования границы польскими перевозчиками и фермерами составили более 1,5 млрд. евро”, — заявил Денис Марчук.
По словам Марчука, Украина может начать зеркальные действия по отношению к польской продукции.
“Я думаю, что возможны тоже такие зеркальные методы в отношении тех продуктов питания, которые идут со стороны территории Польши. Но мы должны понимать, что ситуация с логистикой, когда со стороны Польши двигаются гуманитарные и военные грузы, для нас очень важна в период войны. Если мы начнем усугублять ситуацию, то нет гарантий, что они полностью не перекроют движение”, — уточнил Денис Марчук.
По мнению экспертов, сейчас необходимо проводить переговоры с Польшей, потому что на границе застряли важные грузы, в том числе гуманитарного и военного назначения. Всего на въезд в Украину заблокировано не менее 4 тыс. машин.
Акции фермеров проходят по всей Европе и не связаны с поставками украинского зерна. В то же время, протесты фермеров в Польше гиперболизированы в сравнении с протестами аграриев в остальных странах ЕС.
Фермеры протестуют по всей Европе, но в Польше протест частично политизирован
Как будут развиваться события на польско-украинской границе, какие истинные причины протестов фермеров и как Украина может разрешить данную ситуацию в эфире телеканала FREEДOM рассказал министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский.
— Что касается действий фермеров, то насколько нужно обратить на эту ситуацию именно польским правоохранительным органам?
— У польских правоохранительных органов была достаточно быстрая реакция. Важно также подчеркнуть, что все вещи, которые имеют провокационный характер, не массовые и пресекаются. Вечером 20 февраля железная дорога была разблокирована, она сегодня работает.
Были ситуации с блокировкой военных грузов. Польская полиция на это отреагировала и сопроводила этот груз, чтобы он без очереди переехал границу и попал в Украину. Конечно, есть политизированное, по моему мнению, отношение к экспорту из Украины, там много мифов и такое бывает в разных сложных ситуациях.
В любом случае нужны терпение, понимание и постоянное разъяснение. Это не первый и не последний протест фермеров в Европе. Это, в принципе, часть их жизни. И это часть жизни каждой власти в Европе — общение с фермерами, дискуссии и взаимные компромиссы.
— Зерно, которое высыпали поляки на железной дороге, направлялось транзитом в Германию. Тут непонятно, кто понесет убытки. И, конечно же, кто эти убытки оплатит, но это уже второстепенный вопрос. Вот касательно первопричины этих убытков, которые несут польские аграрии, что можно сказать?
— Есть ряд причин, которые в какой-то мере усиливают друг друга. Протесты были не только в Польше, они были по всей Европе. И причины этих протестов можно обобщить в две основные. Первая — это недовольство европейских фермеров особыми экологическими требованиями, так называемым зеленым курсом. Второе — это уменьшение или изменение дотаций.
В то же время, параллельно открываются новые рынки сельхозпродукции в Европе для других стран в мире — Бразилии, Украины, Новой Зеландии, Канады, Австралии.
Это сейчас большая европейская повестка, которая очень высоко стоит среди других вопросов. В части в Польше это было политизировано и усилено, очевидно, какими-то эмоциональными моментами и, в том числе, подогрето отдельными персонажами.
Сильное падение цен уже второй год происходит не из-за Украины, а из-за хороших урожаев в мире. Так совпало, что это произошло в Бразилии, Америке, Аргентине и той же России, которая демпингует и одновременно решает свои политические задачи.
Этот клубок причин создал вот такой плохой результат. И это нам всем надо учитывать, и власти, в том числе. Надо понимать, что у нас параллельно очень важный, даже более важный процесс, чем другие торговые дискуссии, которые сейчас существуют, — это продление сроков беспошлинной торговли со всей Европой, которые заканчивается 5 июня.
Было получено очередное позитивное решение, если не ошибаюсь, 23 или 24 страны проголосовали “за”, а несколько воздержались, где лишь умеренные ограничения только на яйца, курицу и сахар. То есть этот процесс движется правильно и он конструктивный. Это кого-то раздражает и мы должны учитывать, что процесс нужно довести до конца со спокойной и трезвой головой, понимая все, что происходит.
— В странах Балтии фермеры бастуют против уменьшения дотаций и в том числе против российского зерна. Они специально на этом акцентируют. То есть они решают свои проблемы внутри ЕС, но протестуют, чтобы через их страны не шло транзитом российское зерно. Как вы считаете, стоит ли это учитывать в разрешении данной ситуации?
— В той повестке балтийских фермеров, в том числе литовских, ведется определенная работа. Я думаю, что в ближайшие месяцы там будет готовый результат, который многих удивит. Надо набраться терпения, чтобы все было правильно, и главное, чтобы на практике было реализуемо. Потому что мы видим за последние два года разные сигналы, когда объявляются санкции, но они, по сути, не работают.
— Насколько улучшит ситуацию построение альтернативных путей через границы с другими соседними странами? В частности речь идет о новом маршруте, который будет проходить от украинского порта Измаил до румынской Констанца и дунайских портов Германии.
— Конечно, улучшит. Это достаточно перспективная история, потому что чем больше вариантов, тем лучше. Важно договариваться с другими соседями. Без привязки к Польше мы этот маршрут в правительстве планировали. Спасибо Минтрансу — он его подготовил достаточно хорошо. Ранее мы встречались с бизнесом, так как предвидели ухудшение ситуации на польской границе.
Сейчас ведется исключительно техническая работа — сколько нужно барж, контейнеров, куда они смогут доходить.
— Президент Владимир Зеленский после селектора заявил: “наши следующие шаги будут очень скоро”. Раскройте тайну, о каких шагах идет речь?
— Тайну я не раскрою. В своем обращение президент сказал многое. Лично мне оно понравилось — очень четкое и сбалансированное.
Это все равно очень тонкие отношения. Президент четко дал понять, что в приоритете — дружба и солидарность с Польшей. У нас с Варшавой общие цели. Все остальное не должно стоять над этими общими целями.
Читайте также: Запрет на импорт российской агропродукции в ЕС помог бы снизить напряжение среди европейских фермеров, — Ченцов