Кремль делает ставку на экспорт сжиженного газа и нефти: работают ли меры борьбы с теневым флотом РФ — анализ экспертов

"Рудольф Самойлович", плывущий под флагом Багамских островов. Фото: gettyimages.com

Россия планирует использовать теневой флот для экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Москва начала скупать танкеры, способные перевозить СПГ, еще в 2023 году. За год, по данным консалтинговой компании Windward, Россия передала полсотни танкеров в собственность фирм из Объединенных Арабских Эмиратов. 

Аналитики считают, что таким образом Москва готовится к ужесточению западных санкций в отношении экспорта российского сжиженного газа. В июле 2024 года Европа согласовала новые шаги против российского нефтяного теневого флота. Жесткие меры по борьбе с российскими танкерами, которые используются для обхода санкций, одобрили 44 государства. 

Санкции и теневой флот РФ

После потери европейского рынка трубопроводного газа Россия сделала ставку на экспорт сжиженного природного газа. Но принятый в конце июня 14-й санкционный пакет Евросоюза запретил использовать порты ЕС для перевалки и реэкспорта российского СПГ.

Речь не идет о запрете на покупку, ограничен лишь реэкспорт в третьи страны через ЕС. Для России это прямые убытки, поэтому Москва пытается повторить схему с нефтяным теневым флотом, говорят эксперты. Покупатели, которых подозревают в связях с Россией, уже скупают десятки судов, способных перевозить сжиженный природный газ, пишет The Financial Times. 

По данным инсайдеров судоходной отрасли, группа компаний, в основном зарегистрированных в Объединенных Арабских Эмиратах, в течение последнего года приобретала корабли для перевозки СПГ. По информации Windward — компании, консультирующей судовладельцев и правительства по вопросам рисков, связанных с судоходством, — со второго квартала 2023 года более полусотни таких судов перешли в собственность компаний, зарегистрированных в ОАЭ.

“За последние 3 месяца, согласно глобальной базе данных по судоходству Equasis, как минимум 8 судов перешли в собственность малоизвестных компаний в Дубае. 4 судна относятся к ледовому классу и уже получили разрешение от Москвы на плавание в арктических водах России этим летом… Россия недавно одобрила эти суда — North Air, North Mountain, North Sky и North Way — для навигации в Арктике в этом летнем сезоне. North Way в настоящее время прибывает на терминал Зебрюгге в Бельгии, чтобы принять партию российского газа”, — пишет агентство Bloomberg.

Российский теневой флот насчитывает порядка 600 судов, которыми россияне перевозят до 2 млн баррелей нефти в день, зарабатывая средства для военной машины, сообщили в британском правительстве. Некоторые суда, предположительно, используются также для перехвата сигналов или перевозки оружия.

Морские перевозки нефти и сжиженного природного газа имеют специфические отличия. Всего в мире функционирует примерно 7,5 тыс. нефтяных танкеров разной вместимости. Судов, способных перевозить СПГ, в десять раз меньше. В то же время Россия — один из ведущих экспортеров сжиженного газа. Сочетание этих факторов, вероятно, не оставляет Москве пространства для маневра.

В Кремле планируют к 2035 году нарастить добычу СПГ втрое. По мнению экспертов, вряд ли удастся реализовать эти планы. В июне США ввели ограничения на сотрудничество с рядом российских проектов. В результате по сути заморожен “Арктик СПГ-2”, на который Москва возлагала большие надежды по увеличению добычи и производства горючего.

“Многие международные компании, так сказать, не поставляют им оборудование абсолютно уникальное, которое они не могут ничем заместить и нигде заместить. Сами изготовлять такое оборудование они не могут. Поэтому этот проект “Арктик СПГ-2″ затормозился. И с него, с этого проекта уходят, в том числе китайские компании и индийские компании”, — рассказал директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.

Основными покупателями российского СПГ являются страны Европы. Согласно данным Евростата, Россия обеспечила почти 18% нужд рынка ЕС в первом квартале 2024 года. Лидер по поставкам в Европу — США, на их долю приходится почти половина импорта. Но европейские страны постепенно отказываются от российского СПГ. Так, в мае финская государственная компания, занимающаяся поставками газа, объявила о полном прекращении закупок у России. Литва, Германия и Чехия призвали союзников полностью отказаться от российского газа.

Мнения экспертов

Как России удается продолжать использовать теневой флот для транспортировки нефти и газа? Почему сокращается экспорт российского газа? Какие эффективные методы борьбы с теневым флотом РФ? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Геннадий Рябцев, директор специальных проектов Научно-технического центра “Психея”;
  • Андрей Закревский, глава правления ассоциации “Нефть и газ Украины”, генеральный директор нефтегазового консультационного центра “Ньюфолк”;
  • Максим Гардус, коммуникационный менеджер Razom We Stand.

ГЕННАДИЙ РЯБЦЕВ: РФ использует сейчас около 200 теневых танкеров

— Около 200 танкеров в настоящее время идут без указания конечного порта прибытия, а то и вообще выключают передающие устройства, которые позволяют отслеживать их местоположение. Ситуация стала настолько угрожающей, что к санкциям присоединяются даже достаточно лояльные к кремлевскому режиму государства, в частности Объединенные Арабские Эмираты, не говоря уже о государствах Британского Содружества и США. 

Более 50 мировых страховщиков, которые обеспечивают безопасность движения судов по мировому океану, находятся под санкциями из-за помощи российскому теневому флоту. Также под санкциями находятся около 60 танкеров.

Этого недостаточно для того, чтобы пресечь деятельность теневого флота РФ, потому что далеко не все танкеры идут в порты Китая или Индии, которые очень щепетильно относятся к безопасности морских перевозок. Целый ряд танкеров идет в государства Латинской Америки и Африки, а там значительно меньше обращают внимание на то, застрахован ли груз, какой компанией застрахован и соблюдаются ли перевозчиками требования безопасности. 

Год назад многие наблюдатели, увидев быстрое увеличение теневого флота в РФ, хватались за голову. Сейчас те меры, которые вводятся против компаний-“однодневок” и теневого флота начинают приносить небольшие плоды. Процесс очень медленный. 

Очень важно сейчас предпринимать все необходимые усилия для того, чтобы пресечь деятельность опасных для окружающей среды судов, которые сейчас заполонили мировой океан и развозят по всему миру российскую нефть. Доходы от нефти наполняют федеральный бюджет РФ, треть которого направляется на войну с Украиной. 

АНДРЕЙ ЗАКРЕВСКИЙ: РФ пытается работать на опережение

— Энергетическую войну, которая сейчас происходит, можно условно назвать войной танкерных перевозок против трубопроводных перевозок. Сейчас у России фактически не осталось трубопроводных поставок газа, кроме одной нитки газопровода “Северный поток”, трех ниток газопровода в Средней Азии и одной нитки газопровода на Дальнем Востоке.

В связи с этим РФ накапливает танкеры для перевозки сжиженного природного газа, но танкеры не смогут обеспечить объемы поставки газа наравне с трубопроводными.

Экспорт российского газа сокращается по геологическим причинам. “Газпром” уменьшил добычу газа на 150 млрд кубометров. Сейчас “Газпром” умножается на ноль, а остаются проекты только “Новатэка”, который увеличил свою прибыль в последнее время в два раза. “Новатэк” — это газохимия и танкерный флот, который будет перевозить СПГ. 

Из РФ уходят такие крупные компании, занимающиеся сжижением газа, как “Линде Газ” и другие. Возможно китайское замещение, но это огромные деньги. Сейчас Россия пытается скупать или арендовать даже небольшие суда для перевозки СПГ. Но вопрос в ином — где они будут брать сам сжиженный газ. 

Россия пытается законтрактовать хоть какие-то танкеры. В 2025 году рынок начнет увеличиваться за счет того, что мировая экономика будет выходить из рецессии, и Россия заранее пытается зафрахтовать эти танкеры, потому что боится, что ей они не достанутся. 

МАКСИМ ГАРДУС: Нужно бороться со всей теневой инфраструктурой транспортировки российской нефти и СПГ

— Мы приветствуем инициативу Великобритании и лидерство этого государства в вопросе санкций против теневого флота РФ. Очень важно ужесточение правил прохода в районе Балтийского моря — здесь нас должна поддержать Дания. Это должно касаться суден, которые не имеют официальной страховки в легальном британском клубе взаимного страхования. 

Была надежда на то, что морские перевозки нефти из России уменьшатся, поскольку будут следить за тем, чтобы РФ соблюдала ценовой потолок, установленный странами “Большой семерки” и ЕС. Однако Россия пошла по пути создания теневого флота — это судна под флагами нейтральных стран, фальшивые брокерские компании, фальшивые страховые компании, которым выдают фальшивые документы о том, что российский груз якобы соблюдает ценовой потолок. Нужно бороться со всей этой инфраструктурой, накладывать санкции на суда. 

Нужно также накладывать санкции на компании судовладельцев, поскольку Россия постоянно регистрирует новые фирмы. Евросоюз, страны “Большой семерки” и США должны работать синхронно и слаженно для того, чтобы пресекать попытки РФ использовать теневой флот для зарабатывания денег на войну. 

Газовозов, в отличие от нефтяных танкеров, очень мало в мире. И, соответственно, потеряться среди десятков тысяч танкеров, которые плавают по морю, одному из российских довольно-таки легко, а вот газовозы — все наперечет. Поэтому я не уверен, что попытка создать теневой флот для сжиженного газа будет успешной, поскольку ввести санкции против каждого танкера будет довольно легко.  

Читайте также: Диктатору стало тревожно: кто покушался на жизнь Путина и что будет с РФ после его ухода — мнения экспертов

Прямой эфир