Комментарий ГП “МПИУ” относительно ложной публикации NGL.media о деятельности предприятия

4 ноября сайт NGL.media в разделе новостей опубликовал материал за подписью расследовательницы Елизаветы Чип о деятельности государственного предприятия “Мультимедийная платформа иновещания Украины”, а именно об аудите и разработке стратегии развития и менторстве англоязычного YouTube-канала The Gaze. Материал, по нашему мнению, содержит неточную и неполную информацию, имеет признаки манипуляции, нарушает ряд журналистских стандартов, чем вводит в заблуждение общественность и СМИ, а также наносит репутационный ущерб как институту украинского иновещания, так и нашим партнерам компании “СабСаб”.

Прежде, чем дать комментарий по сути публикации, считаем необходимым обратить внимание общественности и медиа на тот факт, что ни ГП “МПИУ”, ни ООО “СабСаб” не получали никаких запросов от NGL.media относительно комментариев или предоставления любой другой информации о предмете публикации. Это привело к тому, что в материале Елизаветы Чип отсутствует точка зрения Предприятия и наших партнеров, а также, к сожалению, выявлены неполные знания автора “новости” о компании “СабСаб” и услугах, которые она предоставляет, и непонимание ею механизмов ценообразования именно на те услуги, которые заказало ГП “МПИУ”. Тем более странным выглядит тот факт, что NGL.media не обратилось к ГП “МПИУ” с соответствующим запросом, поскольку со времени старта диджитал-платформы The Gaze регулярно публикует различные материалы о ее деятельности, обращается по этому поводу к Предприятию и всегда получает как информацию по сути своих обращений, так и обратную связь от ГП “МПИУ” после публикаций.

В конце концов, информацию, которая раскрывает задачи “СабСаб” по аудиту и менторству по YouTube-каналу The Gaze и делает их цель и механизм ценообразования прозрачными и понятными, расследовательница NGL.media могла бы получить и использовать в своем материале даже без обращения в ГП “МПИУ” или ООО “СабСаб”, поскольку эта информация есть в документах тендера, размещенных в открытом доступе в электронной системе публичных закупок Prozorro. К сожалению, по неизвестным нам причинам, этого также сделано не было. Также, на наш взгляд, этот пробел нельзя объяснить необходимостью оперативной подготовки общественно весомой новости, поскольку финальная информация об этом тендере (Договор о предоставлении услуг №235/0810/24 от 8 октября 2024 года) была обнародована на Prozorro 9 октября 2024 года, а новость на сайте NGL.media появилась 4 ноября 2024 года.

По сути публикации NGL.media можем сообщить следующее:

1. Проведение качественного аудита YouTube-канала The Gaze было одной из рекомендаций Государственной аудиторской службы Украины, указанной в отчете ГАСУ. В частности ГАСУ рекомендовало “пересмотр Концепции наполнения и продвижения цифровой платформы Государственного предприятия “Мультимедийная платформа иновещания Украины” на предмет информационных потребностей иностранной аудитории”.

Соответственно, ГП “МПИУ” было принято решение “обеспечить качественный аудит YouTube-канала The Gaze, разработать новую стратегию его развития, наполнения и продвижения, а также предоставить менторскую поддержку для эффективной реализации стратегии с целью увеличения показателей эффективности и соответствия платформы заявленным целям”, для чего привлечь авторитетную компанию, которая имеет опыт предоставления соответствующих услуг. С этой целью Предприятие объявило тендер, победителем которого стало ООО “СабСаб” — известная отечественная компания, которая работает со многими участниками украинского медиарынка, в том числе и в вопросах глубинного аудита YouTube-каналов, разработки стратегии развития и менторства. Из соображений сохранения коммерческой тайны партнеров, ГП “МПИУ” пока не имеет права разглашать информацию о контрагентах “СабСаб”. Тендер был объявлен 19 сентября, прием предложений продолжался до 27 сентября. ООО “СабСаб” стало единственной компанией-участником торгов. При этом компания предоставила всю необходимую информацию об опыте предоставления соответствующих услуг и подтверждение уровня компетенции, а также обоснование ценообразования. Попутно заметим относительно упрека о том, что участие в них приняло только ООО “СабСаб”: ГП “МПИУ”, как и любой другой участник, никоим образом не влияет на количество компаний, которые соглашаются к участию в торгах.

2. В публикации NGL.media, со ссылкой на неназванного представителя одного из украинских телеканалов, к сожалению, выявлено незнание или непонимание всего комплекса услуг, которые предоставляет ООО “СабСаб”, их специфики и особенностей ценообразования, а также непонимание особенностей и предмета анализируемой закупки ГП “МПИУ”. В частности, в публикации NGL.media сказано: “Киевское ООО “Сабсаб” является разработчиком сервиса SubBox для анализа и продвижения каналов на видеохостинге YouTube. Представитель одного из украинских телеканалов, также использующих этот сервис для анализа своего контента, сказал NGL.media, что стоимость годовой подписки на SubBox не превышает 70 тыс. грн. По его же словам, средняя стоимость комплексного аудита ютуб-канала и предоставления рекомендаций по развитию не превышает 1000-1500 долларов (41-62 тыс. грн)”.

Во-первых, обращаем внимание, что сервис SubBox, который ГП “МПИУ” также использует в своей работе, не имеет никакого отношения к закупке услуги по комплексному аудиту и разработке стратегии развития, наполнения и продвижения англоязычного YouTube-канала Заказчика, о которых пишет NGL.media. Соответственно, сравнение этих цен является некорректным и таким, что вводит читателей в заблуждение.

Во-вторых, стоимость аудита YouTube-канала определяется не просто словом “аудит”, а глубиной анализа, его техническими, качественными и количественными характеристиками, детальное описание которых, в частности содержится в Приложении №4 к Тендерной документации, опубликованной в электронной системе публичных закупок Prozorro. К сожалению, ни автор публикации, ни привлеченные ею эксперты, скорее всего, не ознакомились с упомянутым документом. В противном случае их представления о ценообразовании на рынке диджитал аналитики выглядят странными. Цена в 1000-1500 долларов США, о которой говорит неназванный эксперт NGL.media, действительно может быть релевантной в отношении так называемого быстрого анализа, известного на рынке как “чекаут-анализ”. При этом соглашение ГП “МПИУ” с ООО “СабСаб” предусматривает услугу по комплексному аудиту, разработке концепции развития, наполнения и продвижения англоязычного YouTube-канала The Gaze, которая реализуется в три этапа:

  1. комплексный аудит YouTube-канала, который включает всесторонний анализ текущего состояния The Gaze, оценку соответствия контента целям проекта, определение главных конкурентов на англоязычном рынке, качественные и количественные сравнения их контента с контентом The Gaze; определение путей улучшения и разработку рекомендаций;
  2. разработка и утверждение обновленной стратегии развития YouTube-канала The Gaze, которая будет включать рекомендации для глубинной работы с аудиторией, разработку контентной стратегии на 6 месяцев, разработку стратегии продвижения;
  3. менторство и поддержка реализации стратегии до 25 декабря 2024 года.

Поэтому, надеемся, специалистам рынка понятно, что приведенный выше комплекс услуг не может стоить 1000 — 1500 долларов США, если речь идет о качественном выполнении работы и ориентированности на результат.

Попутно сообщаем, что оплата договора с ООО “СабСаб” запланирована не за счет государственного бюджета Украины, а за средства, которые ГП “МПИУ” заработало через монетизацию YouTube-каналов, которые входят в структуру государственного иновещания Украины.

3. Относительно оценок эффективности работы The Gaze, к которым NGL.media прибегает уже не впервые, хотим заметить, что ГП “МПИУ” всегда открыто к конструктивной критике. Мы убеждены, что открытый диалог о развитии украинского иновещания способствует конструктивному взаимодействию между государственными и общественными институтами и усиливает устойчивость украинского медиасообщества. Мы полностью понимаем и поддерживаем важность институтов общественного контроля за использованием средств государственного бюджета и другие проявления гражданского активизма в отношении государственного сектора. Мы никоим образом не подвергаем сомнению право NGL.media освещать деятельность ГП “МПИУ”, исследовать наш медиаконтент или оценивать его качество. При этом мы ожидаем, что NGL.media будут делать это качественно, конструктивно и ответственно.

Прежде всего, хотим обратить внимание, что за полтора года работы The Gaze сформировало ядро целевой аудитории, показатели просмотра показывают динамичный рост (за третий квартал текущего года +10,3 тыс. подписчиков и 3,7 млн просмотров), также стабильно растет глубина просмотра контента. Дважды в августе контент The Gaze попадал в тренды YouTube. Эти результаты, в частности, зафиксированы и в аудите ООО “СабСаб”. Мы не стремимся сравнивать YouTube-каналы The Gaze и Kyiv Independent, поскольку поддерживаем мнение о необходимости широкого представления голоса Украины на различных медиаплощадках. Но поскольку NGL.media прибегло к такому сравнению, приводя Kyiv Independent как успешный пример, заметим, что с 17 февраля 2022 года YouTube-канал Kyiv Independent аккумулировал 93,6 тыс. подписчиков и 13,6 млн просмотров, а YouTube-канал The Gaze с 17 мая 2023 года — 35,8 тыс. подписчиков и 8,2 млн просмотров. Учитывая безумное внимание мира к полномасштабному вторжению России в Украину в 2022 году, когда был запущен YouTube-канал Kyiv Independent, мы считаем такие цифры вполне сопоставимыми.

Также в публикации приведен комментарий медиаменеджера Евгения Сафонова, который считает, что “сколько бы денег МПИУ не потратило на трафик — это не повысит популярность. В таком случае эксперты рекомендуют заводить другой канал”. Безусловно, мнение господина Сафонова имеет право на существование и реализацию в рамках тех проектов, которыми он занимается. Но ГП “МПИУ” получило профессиональные рекомендации, учитывая сформированное ядро целевой аудитории, динамику роста подписчиков, количества и глубины просмотров, продолжить развитие бренда The Gaze согласно обновленной стратегии.

Уважаемые коллеги, этим комментарием мы стремимся донести общественности и медиа аргументированную позицию ГП “МПИУ” относительно нашей деятельности и предоставить более полные и точные сведения об украинском иновещании, в частности YouTube-канал The Gaze; продемонстрировать нашу приверженность принципам открытого диалога с экспертным сообществом. ГП “МПИУ” открыто к сотрудничеству со средствами массовой информации и рассчитывает на взвешенное и беспристрастное отношение медиа к своей деятельности. Мы обращаемся к NGL.media и к другим медиа, которые опубликовали новость от 4 ноября, с просьбой опубликовать наш комментарий полностью, без изменений, в том же разделе, где был опубликован материал NGL.media.

Прямой эфир