Когда Украина получит F-16: итоги визитов Зеленского в Нидерланды, Швецию и Данию обсуждаем с экспертами

Фото: president.gov.ua

20 августа президент Украины Владимир Зеленский из Нидерландов сообщил, что 42 истребители F-16, которые производятся компанией Lockheed Martin, “будут в украинском небе”. Еще 19 американских истребителей F-16 Украине пообещала предоставить Дания, куда Зеленский отправился сразу с Нидерландов.

До этого украинский президент посещал Швецию. Оттуда рассказал о планах по передаче Киеву шведских истребителей Gripen. В планах Зеленского переговоры о передаче западных истребителей еще с несколькими государствами.

Детали

17 августа США одобрили отправку истребителей F16 в Украину из Дании и Нидерландов, для защиты от российской агрессии.

“Настоящим выражаю полную поддержку Соединенными Штатами как передачи истребителей F-16 Украине, так и обучения украинских пилотов квалифицированными инструкторами”, — говорится в письмах, которые госсекретарь США Энтони Блинкен направил в Копенгаген и в Амстердам.

Блинкен также отметил, что крайне важно, чтобы Украина могла защитить себя от продолжающейся российской агрессии и нарушения ее суверенитета, подчеркнув, что одобрение запросов позволит Украине “в полной мере воспользоваться своими новыми возможностями, как только первая группа пилотов завершит подготовку”.

Напомним, президент США Джо Байден еще в мае одобрил программы обучения украинских пилотов на F-16. Помимо Дании, учебный центр должен быть создан в Румынии.

Обучение украинских пилотов полетам на истребителях F-16 коалиция в составе 11 стран должна была начать в августе 2023 года.

В июле исполняющий обязанности министра обороны Дании Троелс Поульсен заявлял, что учеба, скорее всего, будет завершена в начале 2024 года.

Обучение помимо украинских пилотов, проходит и вспомогательный персонал. Навыки технического обслуживания самолетов украинскими специалистами — важная часть в вопросе передачи F-16.

Во время рабочего визита в Королевство Нидерланды президент Украины Владимир Зеленский обговорил с премьер-министром страны Марком Рютте, сколько самолетов F-16 получит Украина от Нидерландов

“Сегодня делаем еще один шаг на усиление воздушного щита Украины. F-16. Самолеты, которые мы используем, чтобы держать российских террористов подальше от украинских городов и сел. Мы с Марком Рютте договорились о количестве F-16, которые будут предоставлены Украине после тренировки наших пилотов и инженеров. 42 самолета. И это только начало”, — написал Зеленский в Telegram.

42 самолета F-16 глава украинского государства назвал только началом.

“Каждый раз, когда Силы обороны и безопасности Украины переходили на новый вид вооружения — “Хаймарсы”, “Гарпуны”, “Леопарды”, “Пэтриоты”, мы чувствовали, что эта война идет к завершению. К завершению победой свободного народа, свободного украинского народа. F-16 обязательно дадут новую такую энергию уверенности, новую мотивацию и для воинов, и гражданского населения. И дадут новый результат для Украины, и всей Европы”, — заявил Зеленский.

По результатам встречи с премьер-министром Дании Метте Фредериксен президент Украины сообщил, что есть договоренность о передаче еще 19 истребителей F-16.

“Мы договорились о передаче Данией 19 истребителей F-16. Это очень мощная поддержка для нас. Уже начинаются тренировочные миссии. Мы вместе сегодня общались с нашими парнями и девушками, которые учатся и будут работать с F-16 здесь, а затем — в нашем небе”, — отметил Зеленский во время встречи с представителями СМИ.

По словам главы украинского государства, украинские воины мотивированы побеждать и с нетерпением ждут, когда будет возможность защищать украинское небо с применением F-16.

На встрече с Владимиром Зеленским на авиабазе в Дании Метте Фредериксен сообщила, что 6 самолетов могут быть предоставлены Украине к Новому году, еще 13 — в 2024-2025 годах

“Я горжусь тем, что Дания вместе с Нидерландами передаст истребители F-16 для борьбы за свободу Украины против России и ее бессмысленной агрессии. Поддержка Украины со стороны Дании неизменна, и, передавая в дар самолеты F-16, Дания становится лидером в этом направлении”, — заявил министр обороны Якоб Эллеманн-Йенсен.

В то же время, представитель Воздушных сил Украины Юрий Игнат считает, что для своей защиты Украина нуждается в замене морально и физически устаревших советских самолетов различных типов единым типом многоцелевого истребителя, которым может стать F-16, в количестве до двух сотен бортов.

Читайте также: F-16 обязательно дадут новый результат для Украины, и всей Европы, — Зеленский

Разбор экспертов

О том, когда F-16 смогут быть на вооружении в Украине и какой эффект от них следует ожидать — в эфире телеканала FREEДОМ говорили:

  • Игорь Попов, эксперт Украинского института будущего;
  • Денис Попович, военный обозреватель;
  • Иван Варченко, эксперт по вопросам национальной безопасности;
  • Валерий Романенко, авиационный эксперт, ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации им. О. К. Антонова;
  • Владислав Селезнев, военный обозреватель.

ИГОРЬ ПОПОВ: F-16 не будут использоваться в текущем контрнаступление на юге страны

— F-16 (Fighting Falcon) находится на вооружении двух десятков стран. Переговоры Украина вела со многими. Но каждая страна оценивала политические риски для себя.

Для РФ страна, которая предоставляет Украине самое современное вооружение, является более серьезным оппонентом.

Для некоторых стран технические возможности также являются предпосылкой передать эти самолеты, потому что они либо сейчас закупают, либо готовятся к закупке дополнительных истребителей для своих военно-воздушных сил. А для некоторых — это может стать ослаблением их собственной безопасности и их собственной обороны.

Ранее министр иностранных дел Дмитрий Кулеба говорил о том, что первые самолеты появятся к концу первого квартала следующего года. Представительница Дании сократила сроки.

Тем не менее, даже если первые 16 самолетов появятся у нас в конце этого года, это означает, что, как минимум, следующий год война будет продолжаться.

Понятно, что F-16 не будут использоваться в текущем контрнаступлении на юге нашей страны. Они будут с прицелом на будущее. То есть, боевые действия явно планируются на следующий год.

По всей видимости, речь идет о том, чтобы этими самолетами усиливать последующие военные кампании, которые будут вести украинская армия по освобождению наших территорий.

Противопоставить F-16 Россия может только Су-35.  F-16, благодаря своей системе обнаружения, превышает возможности Су-35. То есть, мы будем знать гораздо раньше обзор истребителя Су-35, чем летчик этого самолета будет понимать, что мы это знаем.

ДЕНИС ПОПОВИЧ: Нужно подготовить инфраструктуру

— Как только самолеты F-16 появятся в распоряжении Вооруженных сил Украины, они сразу же станут целью для ракетных ударов российской армии. Как это, в общем-то, и ставит целью такой самолет, переоборудованный для несения ракет Storm Shadow.

Инфраструктура должна быть подготовленной, должна быть мобильной и прикрытой для того, чтобы избегать, беречься от ударов с воздуха, которые РФ может наносить.

Надо понимать, что эти самолеты могут взлетать не только с аэродромов. Под аэродромы могут быть приспособлены, в том числе, автострады и шоссе, асфальтированное покрытие которых лучше подходит по эксплуатации, нежели покрытие наших стандартных аэродромов, которые использовались для эксплуатации самолетов советского производства МиГ-29, Су-27 и так далее.

Взлетно-посадочные полосы таких аэродромов, которые у нас были раньше, это такие плиты, сведенные максимально узко, связанные гудроном для того, чтобы сделать эту взлетную полосу более гладкой. Они не очень подходят для F-16 из-за особенности шасси. Но необходимо эти аэродромы переоборудовать.

Численность, которую нам обещают, позволяет сформировать пять полноценных эскадрилий. Это очень серьезная сила, которая действительно способна изменить ход боевых действий на достаточно широком участке фронта. Естественно, если мы получим сразу все эти самолеты.

ИВАН ВАРЧЕНКО: Нам нужно говорить с партнерами об F-35

— Надеюсь, F-16 будет у нас быстрее, чем на то надеются наши враги. То есть, в этом году.

Хотелось бы, чтобы мы получили уже эти самолеты, чтобы имели возможность с ними работать по вражеским позициям.

Срок передачи F-16, с одной стороны, обусловлен обучением украинских военных. С другой стороны — это ремонтная база для того, чтобы можно было технически обслуживать эти самолеты, в случае повреждений во время боевых действий. Это крайне важная часть темы поставки этого дорогостоящего во всех отношениях вооружения.

Мы понимаем, что F-16 — это многофункциональные истребители, они способны работать и в формате истребителей, и в формате штурмовой авиации. Но это не самая новая техника.

Мне бы очень хотелось, чтобы мы интегрировалась на уровне современных образцов военной техники. Например, F-35. Это то, что могут освоить украинские силы обороны, и то, о чем нам стоит говорить с нашими партнерами, чтобы мы были значительно более эффективные в современном воздушном бою и в обеспечении с воздуха сухопутных наступательных операций.

Но все-таки радиус более 200 километров, в котором могут работать истребители F-16, уничтожая вражескую авиацию и мониторя ситуацию по фронту, это очень серьезно. Это очень существенно, что этот истребитель способен работать в том радиусе, который не в зоне визуального контроля, а находится далеко за этой зоной.

Понятно, что это система более современная, чем те системы, которые стоят на Су-27, МиГ-29. И мы понимаем, что это шаг вперед, пускай небольшой. Это четвертое поколение. Возможно, там модернизация, как говорят, даже на четвертое с плюсом поколение. Это значительно лучше, чем МиГи и Сушки, на которых сейчас работает наша авиаторы.

ВАЛЕРИЙ РОМАНЕНКО: Летать на F-16 наши летчики смогут месяца через три-четыре

— Сейчас наконец-то эта многошаговая процедура окончательно завершена. Понятно, что пилоты после окончания обучения гарантированно получат самолеты F-16.

Если самолеты передаются, они передаются не сами по себе. Они передаются не только с комплектом оружия, но и с комплектом запасных частей, запасными двигателями. Это аксиома. Это иначе не делается.

Вот где их располагать? Самый лучший способ сохранения летной части — это ее рассредоточение.

Сейчас наши самолеты рассредоточились по так называемым оперативным аэродромам. По четыре самолета на аэродроме. Не более того. Точно так же, на мой взгляд, будут действовать и с F-16.

Но наши аэродромы не очень приспособлены для эксплуатации самолетов F-16. У них особая стойка. Там колесо малого диаметра.

Переучивание летчика с одного типа самолета на другой занимает определенный период, но не представляет особой сложности. В данном случае, нашим пилотам придется перейти на качественно новый уровень. То есть, это будет как бы квантовый скачок такой.

Примерно летать на F-16 наши летчики смогут так месяца через три-четыре. Но нужен еще период на освоение тактики воздушных боев на данном самолете.

Выработка навыков применения оружия и радара самолета, пушки, ракет малой и средней дальности, отработка различных боевых задач, действий с помощью информации, получаемой с НАТОвских летающих радаров — у нас практики такой нет. Это все новые этапы, которые предстоит освоить нашим летчикам, привыкнуть к получению тактической информации в режиме реального времени, а не с наземных станций.

Нужно переделывать нашу имеющуюся наземной инфраструктуры. Сейчас этот процесс идет. Для F-16 нужно, чтобы наши аэродромы имели гладкое покрытие.

ВЛАДИСЛАВ СЕЛЕЗНЕВ: Нужно не только F-16, но и Rafale, и Mirage

— Минимальный срок обучения — это четыре месяца. Безусловно, лучше, если наши пилоты в рамках подготовки будут пилотировать на тех или иных боевых машинах до шести месяцев. Это позволит не только более качественно освоить новую авиационную технику, но и до автоматизма отработать вопросы взаимодействия.

Будь-то F-16, либо иная боевая воздушная платформа — это, в первую очередь, интегрированная боевая составляющая в общую сеть и разведки, и технического обеспечения, и иных составляющих, которые в настоящее время реализуются на платформе сетевого использования разных типов вооружения и техники в формате современного боя.

F-16 к настоящему времени выпущено в разных модификациях в общем количестве более 4,5 тыс. Фактически, все они находятся на боевом дежурстве, в том числе в армии Швеции.

Прекрасно было бы иметь для реализации в части обеспечения нужд украинских воздушных сил не только F-16, но и Rafale, Mirage.

Безусловно, современные самолеты, которые находятся в странах Альянса, они по тактико- техническим характеристикам кратно превосходят те боевой самолет, которые в настоящее время находится на вооружении в украинских воздушных силах.

С одной стороны, мы уже немало получили всего того, что необходимо для украинских Сил обороны от наших западных партнеров, с другой стороны, именно этого все еще недостаточно для того, чтобы украинская армия могла кардинально изменить ситуацию на поле боя.

Читайте также: F-16 садились в Украине: Игнат уточнил, когда именно это было

Прямой эфир