Нанесенный Украине ущерб в следствии российской агрессии составляет более 400 млрд долларов. Эта цифра основана на оценке Всемирного банка и учитывает только ущерб, который нанесен подконтрольным Украине территориям.
В оценку ущерба, в частности, входят разрушения энергетической и транспортной инфраструктуры, вред, нанесенный экологии, объектам здравоохранения и культуры.
На сегодня общий объем заблокированных на Западе российских резервов составляет 300 млрд долларов. Около двух третей суммы составляют замороженные активы российского Центробанка. Наибольшая сумма —191 млрд евро — хранится в Бельгии.
Разработать механизм передачи подсанкционных активов для реконструкции и восстановления Украины Евросовет поручил Еврокомиссии (ЕК) 21 октября 2022 года.
Найти приемлемые правовые средства передачи Украине замороженных российских активов руководитель специальной группы ЕС по конфискации российских активов Андерс Анлид назвал настоящим вызовом.
ЕС имеет право замораживать активы, однако само право на замороженные активы, согласно европейскому законодательству, может быть передано кому-то другому только в случае обвинительного приговора по уголовному делу, связанному с этими активами. В апреле в ЕК допустили конфискацию российских активов для репараций Украине в связи с вторжением РФ на территорию Украины.
О том, каким может быть механизм передачи российских активов Украине, и когда реально он сможет заработать — в эфире телеканала FREEДОМ обсуждали:
- Иван Ус, главный консультант Центра внешнеполитических исследований НИСИ;
- Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба;
- Максим Федосеенко, руководитель стратегических проектов Киевской школы экономики;
- Василий Фурман, доктор экономических наук.
ИВАН УС: Должна быть юридически абсолютно чистая процедура передачи активов Украине
— Пока что ЕС и партнеры Европейского Союза, в первую очередь, по G7 хотят понять, сколько всего арестовано. Сейчас главное — систематизировать все, что есть, так как на восстановление Украины будут, в том числе, браться средства из замороженных российских активов.
Это был план, представленный Европейской комиссией еще 18 мая прошлого года, когда говорилось о том, что наполнение фонда, с которого будет отстраиваться и возвращаться к нормальной экономической жизни Украина, будет в том числе, за счет арестованных российских активов.
Надо еще разработать механизм, который позволял бы изымать не только государственные активы России, но также активы тех граждан РФ, связь которых с Кремлем будет установлена.
Во-первых — механизм установки этих связей. Во-вторых — механизм передачи в случае установки этих связей Украине.
Это очень сложная процедура, которая заберет достаточно много времени просто потому, что ее создатели не хотят давать возможность России либо отдельно взятым инвесторам из России — бизнесменам, связанным с Кремлем — оспаривать эти решения. Из-за этого вся задержка.
Активы мы часто воспринимаем сугубо как деньги. А это не только деньги. Когда мы говорим о частных лицах — допустим, арестована яхта. Яхту надо обслуживать, заправлять топливом, платить людям, которые делают уборки. Сейчас счет выставляется российскому бизнесмену, у которого она заморожена. Но российский бизнесмен может сказать, что не будет этого делать, так как не может яхтой пользоваться. Соответственно, возникает куча ситуаций, которые приводят к необходимости думать, как это все обойти.
Европейская комиссия прекрасно понимает, что для того, чтобы передать деньги Украине, надо, чтобы была юридически абсолютно чистая процедура — чтобы комар носа не подточил. Если в этой процедуре будут определенные изъяны, это приведет к тому, что Россия будет оспаривать передачу денег в судах.
ОЛЕГ ПЕНДЗИН: Вопрос возмещения убытков Украине — чисто технический
— На сегодняшний момент приблизительно общая сумма прямых потерь, которые Украина понесла в результате вооруженной агрессии РФ в критической инфраструктуре жилого фонда составляет 150 млрд долл.
Когда речь идет о совокупных потерях, связанных с бизнесом, то цифры подходят к 350 млрд долларов.
Это суммы, которые должны быть возмещены в той или иной форме страной-оккупантом Украине для того, чтобы восстановить справедливость в данном конкретном экономическом сегменте.
Как это будет реализовываться — в виде репараций, в виде конфискации активов российского Центробанка и российских олигархов в Европе и последующей передачи этих активов Украине в рамках тех законодательных новаций, которые европейцы сейчас стараются сделать — это уже вопрос чисто технический.
Просто нужно понимать, что убытки, которые нанесены агрессором, огромны и, естественно, они должны быть возмещены РФ Украине.
МАКСИМ ФЕДОСЕЕНКО: Формы выплаты могут быть разные
— Мы должны говорить также о том, что есть территории, которые Украина потеряла ранее, и есть ущербы, которые получила и украинская экономика, и население, и объекты, захваченные, разрушенные с тех пор.
Например, по Крыму оценка прямых потерь, а также потеря контроля над активами, составляет более 44 млрд долларов. По регионам Донецкой и Луганской областям, контроль над которыми был потерян с 2014 года, убытки тоже могут превышать 50 млрд долл.
По оценкам Киевской школы экономики, сектор энергетики потерял 8,1 млрд долл. Образование — 8,9 млрд долл. В культуре, туризме, спорте — 2,2 млрд. долл. В охране здоровья — 1,8 млрд долл. Это, подчеркну, только прямые убытки.
Экология — вообще сложный вопрос — там есть как потери прямые, так и ущерб от ведения войны на территории Украины. Например, только стоимость загрязнения воздуха на территории Украины, вся сумма выбросов оценивается в 25,8 млрд долл.
Безусловно, огромные расходы предстоит понести на разминирование украинских территорий. Потенциальные расходы на разминирование составляют около 37 млрд долл.
В период обстрелов перебои с электроэнергией влияют на качество получения образования. Украине необходимо будет еще в будущем компенсировать вот эти отставания, которые сейчас фиксируются.
Все оценки, которые сейчас есть, не учитывают потерю рабочей силы в результате миграции.
Когда мы оперируем вот этими суммами — 144 млрд долл., более 400 млрд долл. — мы говорим, в первом случае, о прямых разрушениях, во втором — сколько необходимо потратить денег, чтобы вернуть разрушенные объекты до того статуса, который был до начала войны. Но мы понимаем, что нам необходимо дополнительно развивать экономику для того, чтобы у нас были деньги на социальные проекты, на сектор обороны, чтобы мы могли расти опережающими темпами и вернуть потерянный потенциал за годы войны.
За разрушение должен платить ответственный за разрушение. Поэтому основная нагрузка должна быть на страну-агрессора. Чтобы Россия платила репарации, необходимо обязательное условие — это победа Украины.
Формы выплаты могут быть разные. Это могут быть конфискованные замороженные активы, может быть дополнительный налог — назовем его так — на энергетические ресурсы, которые Россия продает. Это могут быть и прямые выплаты от России.
Например, после Второй мировой войны длительный период времени Германия выплачивала пострадавшему населению Европы именно компенсации. Так может быть, и в нашем случае.
ВАСИЛИЙ ФУРМАН: Получить деньги быстро Украина не сможет
— Все мы понимаем, что Россия должна понести ответственность, и есть замороженные активы Центрального банка РФ и замороженные активы российских олигархов.
С другой стороны — нет прямого механизма конфискации этих активов. Каждая страна должна принимать у себя новое законодательство.
Украина это сделала. Есть законодательство, которое уже работает. Мы конфискуем активы РФ и российских бизнесменов, граждан, которые поддерживают войну против Украины.
В Канаде есть также определенное законодательство. В США законопроект разрабатывается.
По международному праву есть такое понятие, как суверенный иммунитет. Для того, чтобы напрямую были конфискованы активы, нужен определенный механизм.
Определенный механизм в принципе существует. Суверенный иммунитет ограничивается через решения Совет безопасности ООН. Но мы знаем то, что там Россия является постоянным членом, и любое решение будет блокировать.
Украина пошла другим путем — реформирование международного права. На Генассамблее ООН большинством голосов было проголосовано в ноябре прошлого года о привлечении к ответственности РФ за ущерб, который нанесен Украине, бизнесу, гражданам. Есть определенная резолюция.
Следующий шаг — это международный договор, к которому будут присоединяться страны. Каждое государство должно у себя еще разработать определенное законодательство. Дальше будет идти конфискация замороженных активов, например, Центробанка РФ.
Мы, в свою очередь, должны вести реестр убытков государству, бизнесу, гражданам. Конфискованные деньги будут потом их покрывать.
Говорить о том, что это будет быстро, мы пока не можем. Мы слышали, что обсуждается вопрос более простой процедуры — когда замороженные активы Центрального банка РФ могут быть инвестированы, например, в государственные облигации стран ЕС или США, а доходность, полученная по этому инвестированию, будет направляться на восстановление Украины. Но если посмотреть на сумму, то там, по разным оценкам, около 8 млрд долл.. И в принципе, ежегодно это очень небольшая цифра.
Для Украины очень важно, чтобы вот эти 300 млрд замороженных активов были конфискованы и направлены на восстановление экономики Украины, на восстановление бизнеса, который пострадал, имущества, здоровья граждан Украины. Мы нашли механизм, как это сделать. Теперь нужно пройти этот сложный путь.