Как вывести из кризиса и реформировать Совбез ООН: мнения экспертов 

Иллюстративное фото: ukranews.com

Россия неоднократно препятствовала международным усилиям по урегулированию конфликтов и войн, пользуясь правом вето в Совете безопасности Организации Объединенных Наций. 

Киев настаивает: вето в руках агрессора то, что загнало ООН в тупик. Именно так охарактеризовал потребность в переменах президент Украины Владимир Зеленский. С тем, что Совбез ООН требует реформ, согласны и некоторые страны-партнеры Украины. 

Опасное российское вето в Совбезе ООН 

Россия неоднократно препятствовала международным усилиям по урегулированию конфликтов и войн, пользуясь правом вето в Совбезе Организации Объединенных Наций. Вот лишь несколько примеров:

  • 9 августа 2008 года Совбез ООН провалил резолюцию по Южной Осетии;
  • 15 марта 2014 года Совбез ООН не смог принять резолюцию о территориальной целостности Украины после оккупации Россией Крыма;
  • 10 апреля 2018 года Совбез ООН не поддержал проект резолюции о расследовании возможной химической атаки в Сирии;
  • 25 февраля 2022 года Совбез ООН не принял резолюцию, которая осуждает действия России на территории Украины и призывает Москву немедленно прекратить применять силу и вывести войска с украинской территории.

И совсем свежий пример: РФ наложила вето на резолюцию Совета безопасности ООН относительно войны ХАМАС и Израиля. Документ, направленный на решение гуманитарного кризиса в секторе Газа, разработали Соединенные Штаты Америки. Резолюция призывала приостановить насилие, чтобы обеспечить доступ к помощи. Правом вето воспользовались также Китай и Объединенные Арабские Эмираты. 

Россия, считает президент Украины Владимир Зеленский, не должна быть среди постоянных членов этого органа. ООН не должна стать оружием агрессора. Но пока что это невозможно: соответствующего юридического механизма просто не существует. 

“Все в мире видят, что именно делает ООН недееспособной. В этом кресле в Совете безопасности, которое Россия занимает незаконно из-за закулисных манипуляций после распада Советского Союза, сидят лжецы, чья работа — оправдывать агрессию и геноцид, который осуществляет Россия”, — сказал Зеленский на заседании Генассамблеи ООН. 

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в своем вступительном слове на Генассамблее тоже призвал к реформе Совета безопасности. Он подчеркнул, что мир изменился, а международные институты не успевают за этими изменениями.

“Мы не можем эффективно решать проблемы современности, если институты не отражают мир таким, какой он есть. Вместо решения они могут стать частью проблем. Пришло время изменить многосторонние структуры, основываясь на экономических и политических реалиях XXI века”, — сказал Гутерриш.

По словам министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, именно в нынешнее время формируются принципы, на основании которых работа Совбеза ООН будет изменена. Однако быстро это, к сожалению, не произойдет.

“Очень хочется верить, что эта реформа состоится не в результате Третьей мировой войны, а в результате осмысленно-ответственной политики. К сожалению, жизнь нас учит, что осмысленно-ответственная политика на международной арене — это вещь эфемерная в вопросе реформ международных организаций, но верим… О том, что это произойдет завтра, говорить бессмысленно. Вопрос в другом. Все, что мы делаем, направлено на то, чтобы когда этот момент реальных изменений наступит, были сформированы базовые принципы, как должен функционировать новый Совбез”, — сказал Кулеба в интервью агентству “Интерфакс-Украина”.

Но один из главных вопросов, который следует решить во время реформирования Совбеза ООН, — как сделать так, чтобы Россия-агрессор, нарушающая множество норм международного права, не была постоянным членом этого органа. Ведь  именно на него возложена ответственность за поддержку международного мира и безопасности. 

Какие реформы нужны ООН по мнению экспертов 

Как необходимо реформировать Совбез ООН, чтобы Россия не препятствовала принятию резолюций и есть ли у руководства организации политическая воля на глобальные изменения? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДОМ искали ответы: 

  • Игорь Рейтерович, политолог;
  • Даниэль Сайзек, представитель Госдепа США;
  • Игорь Попов, эксперт Украинского института будущего.

ИГОРЬ РЕЙТЕРОВИЧ: Россия злоупотребляет правом вето

— Мы сейчас говорим о присутствии в Совбезе ООН страны, которая имеет право вето и при этом осуществляет военную агрессию против соседнего государства. История с Россией должна привести к ощутимому переформатированию деятельности ООН. 

Провести реформу можно исключительно через Генеральную ассамблею ООН. В самом Совете безопасности сделать это будет крайне сложно, потому что Россия будет блокировать все инициативы, имеющие к ней отношение. Хотя право вето, по большому счету, не имеет никаких юридических оснований, Россия может блокировать все решения касательно приостановления ее членства в Совбезе ООН. И она этим злоупотребляет с первых дней пребывания в организации. После распада СССР РФ неоднократно использовала право вето в вопросах, которые не касались развития демократии. 

Решение относительно России в Совбезе ООН можно принять, если большинство стран в Генассамблее за это проголосуют. Это реалистичный сценарий, который имеет под собой юридические основания, потому что так записано в уставе ООН. 

Необходима политическая воля руководства ООН, в первую очередь генерального секретаря и аппарата организации. Они должны выступить инициаторами этой реформы и способствовать ее проведению. 

Мы пока не видим такой политической воли у нынешнего руководства. 

Должны произойти изменения в верхушке ООН, чтобы пришли люди, которые отдают отчет в том, что организация оказалась в кризисе. 

И для выхода из этого кризиса нужны глубокие реформы. Чтобы в будущем отвечать на те вызовы, которые сегодня возникают в мире. 

Сейчас генсекретаря ООН Антониу Гутерриша, я думаю, останавливает боязнь перед Россией. Он, наверное, считает, что Россия может привести ООН к сильному кризису, что ударит по самому генсеку и всему аппарату организации. Хотя, по большому счету, это иррациональный страх. 

Мы видим попытки договориться в ситуации, когда договариваться не о чем. Потому что речь идет о стране, которая проводит откровенную агрессию, при этом прикрываясь и манипулирую определенными положениями устава ООН. 

Украина должна вести и уже ведет переговоры с разными странами, которые считают, что к ним не прислушиваются в ООН. Это страны Латинской Америки и Африки, которые считают, что выполняют достаточно декоративную роль в ООН. Также нужно вести переговоры о сотрудничестве с потенциальными новыми членами Совбеза. 

США, например, здесь поддерживают позицию Украины, о том, что можно начать с расширения количества членов Совета безопасности. А в перспективе произойдет отмена права вето по отдельным вопросам, будет внедрен принцип квалифицированного большинства. То есть большинство стран голосует за резолюцию и она принимается. 

ДАНИЭЛЬ САЙЗЕК: США выступают за реформирование Совбеза ООН

Подавляющее большинство в Генассамблее ООН голосовало против действий России. И это показывает, насколько Россия изолирована. По принципам ООН каждое государство и правительство имеет право определять свои интересы и взгляды. Это очень важный принцип. И подавляющее большинство против России и того, что она делает в Украине. 

Да, есть исключения в ООН. Мы работаем над тем, чтобы убедить всех в том, что нужно разумно реагировать на вторжение России в Украину. Мы напоминаем членам организации, что те принципы, которые позволяют им иметь суверенитет, проводить собственную политику. И эти принципы правительство РФ нарушает. 

Мы за модернизацию и расширение Совета безопасности. Очень важно, чтобы было больше голосов и больше точек зрения за столом переговоров. И Совбез должен оставаться центральным элементом в борьбе с мировыми угрозами. 

Многие задаются вопросом, почему Россия, которая проводит агрессию против Украины, остается членом Совета безопасности. ООН — это место, где все страны могут представлять свои взгляды и мнения. Что касается вопроса вето, то процесс реформ будет сложным и не быстрым. Мы ведем переговоры с генсеком ООН, он уже определил несколько идей о том, как сделать модернизацию. США выступают за реформу Совета безопасности. Но нужно время для того, чтобы решить этот вопрос. 

ИГОРЬ ПОПОВ: Глобальные институты должны выйти из кризиса

Сейчас можно говорить о кризисе всех глобальных институтов, созданных после Второй мировой войны для того, чтобы не допустить третью мировую войну. И, возможно, несколько десятков лет они были более эффективными. Это и ООН, и Совет безопасности ООН, и ОБСЕ, и международные финансовые институты. 

Война в Украине показала, что эти организации были неспособны ни предупредить войну, ни впоследствии ее остановить. Поэтому нужна новая система глобальной безопасности. 

Либо эти организации трансформируются и наладят многосторонний диалог, изменят свои уставы, либо придется создавать новые организации, но, скорее всего, это будет сделано уже по итогам третьей мировой войны.

В интересах всех адекватных стран провести эволюционные реформы и провести открытый диалог о том, как трансформировать эти структуры. Это будет ответом на те глобальные вызовы, которые стоят перед миром, чтобы глобальные организации могли более эффективно предупреждать войны в любом регионе мира. 

Сегодня разработаны все правовые механизмы для создания полноценного международного трибунала по преступлению агрессии и обвиняемыми должны стать члены Совета безопасности РФ. Но мнения наших союзников разделились. 

Часть поддерживает идею создания полномасштабного международного трибунала, другие говорят о создании неких гибридных трибуналов в составе правовой системы Украины, когда это будет один из судов в Украине с привлечением международных прокуроров. Но позиция Украины в том, что этого недостаточно, потому что российская агрессия вызвала самую большую войну в Европе со времен Второй мировой войны. 

Читайте также: Миру нужна новая система безопасности, — эксперт об ООН и ОБСЕ

Прямой эфир