Как Украине удается обходить военную блокаду России в Черном море и продолжать экспорт продукции — объяснили эксперты

Погрузка зерна на суда для экспорта. Фото: mind.ua

Работу временного морского коридора, который Украина открыла для гражданского судоходства, можно описать так: “Медленно, но стабильно”. 

В июле 2023 года Кремль вышел из зерновой сделки, которая была организована при посредничестве ООН и Турции и гарантировала безопасную перевозку украинского зерна в Черном море. С тех пор российская армия стала регулярно атаковать украинскую портовую инфраструктуру.

Черноморский экспортный коридор продолжает работать, несмотря на атаку россиян по судну под флагом Либерии, которое 8 ноября заходило в порт в Одесской области. 

Безопасный путь вдоль украинского берега

В этом году Украина получила неплохой, по оценкам аграриев, урожай — 80 млн тонн зерновых. Большую его часть нужно будет экспортировать. Раньше это делали преимущественно морским зерновым коридором, но в июле Россия разорвала соглашение. Впрочем, сразу же Военно-морские силы Украины предложили судовладельцам новый путь: вдоль берега Украины, потом Румынии, Болгарии и Турции. Это стало возможным, в том числе и потому, что украинские военные очистили северо-западную часть Черного моря от российского флота.

“Уже больше года мы не наблюдаем в нашей акватории, около наших южных берегов Николаевской и Одесской областей российских военных кораблей. Потому что наши береговые артиллеристы выжидают их, и они это прекрасно знают”, — сказал спикер ВМС ВСУ Дмитрий Плетенчук.

Несмотря на риски со стороны России, судов, пользующихся украинским Черноморским коридором, становится все больше. Доверие к новому морскому пути растет — постепенно снижаются ставки по страхованию судов и грузов. Некоторые суда уже используют “коридор” не только для экспорта, но и для импорта продукции. 

“Начали страховать с начала работы этого коридора. Около 5% от стоимости суда и около 5% от стоимости груза — это очень большие показатели. Сейчас они падают и насколько мне известно, составляют около двух или меньше процентов от стоимости груза и судов. То есть, уже вдвое меньше”, — сообщил президент Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенко.

Угроза со стороны России никуда не исчезла. И в ВСУ уже фиксируют попытки захватчиков помешать работе нового коридора. Речь идет и о минной опасности, и об активизации авиации противника над акваторией.

По сообщению Министерства восстановления Украины, с начала работы украинского экспортного коридора в августе 2023 года 91 судно вывезло 3 млн 300 тыс. тонн сельхоз- и металлопродукции, а 116 судов зашли в порты “Одесса”, “Черноморск” и “Южный”. 

Читайте также: Уровень доверия к новому пути растет — как работает украинский морской коридор (ВИДЕО)

Как Украина продолжает экспорт по морю в военное время — рассказывают эксперты

С какими вызовами Украина сталкивается из-за военного присутствия России в Черном море? Как удается обеспечивать безопасность нового морского коридора? Нужно ли возобновление зерновой сделки с Россией? На эти вопросы искали ответы в эфире телеканала FREEДOM:

  • Михаил Непран, первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины; 
  • Денис Марчук, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета;
  • Андрей Рыженко, капитан 1-го ранга запаса, заместитель начальника штаба ВМС Украины (2004-2020 гг.);
  • Павел Мартышев, аналитик Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики.

МИХАИЛ НЕПРАН: Самая большая проблема в Черном море — мины

— Всего за год зерновой сделки с 2022 года было перевезено 26 миллионов тонн продукции. Больше половины — 13,5 тонн было перевезено по морю. И тогда Россия всячески блокировала этот процесс. 

Море для Украины — это комфортный, дешевый, но не до конца безопасный способ экспорта. В условиях войны и наличия агрессивного соседа никто не может дать никакие гарантии. 

Благодаря усилиям наших Военно-морских сил Россия частично потеряла контроль над Черным морем. Их судна загнали в порты. 

Сейчас самая большая проблема это не российские ракеты, а мины. Были уже случаи, когда судна подрывались. Но у Украины нет выхода. Конечно, если будут интенсивные обстрелы, то все остановится. 

В территориальных водах Украины нужно пройти не очень большой участок. Дальше судна идут по территориальным водам Румынии и Болгарии. 

За октябрь 2023 года было вывезено из портов Одессы 1,3 миллионов тонн зерна. А всего за этот год вывезли морским путем 33 миллиона тонн. 

В прошлом году Украина экспортировала на 24% больше сливочного масла из-за засухи в Европе. В мире — неурожай, у нас — хорошие климатические условия, на продукцию растет спрос. И у нас есть возможность предложить рост цены. В Украине были неплохое лето и теплая зима. Продолжается сбор кукурузы. И это может происходить до начала декабря. 

Наша агропромышленная продукция на экспорт — это около 60 миллионов тонн: зерно, бобовые, масло. Мы входим в тройку мировых производителей подсолнечного масла. 

Украина должна уйти от сырьевого варианта экспорта. Наша цель — не только экспортировать зерно, а и макароны, комбикорм, агропромышленную продукцию. Чтобы в Украине оставалась прибавочная стоимость, были рабочие места и зарплаты. 

Около 3 миллионов гектар находятся либо в зоне боевых действий, либо заминированы. На разминирование потребуются долгие годы. 

Читайте также: Четыре человека получили ранения, один погиб: Россия ударила ракетой по иностранному гражданскому судну в порту Одесской области (ФОТО)

ДЕНИС МАРЧУК: Россия больше не доминирует в Черном море

— Украина сейчас имеет возможность экспортировать не только зерно, но и другие виды продукции. У нас сложилась такая ситуация, которая фактически не дает возможности выйти на большие объемы экспорта из портов Одессы. Россия продолжает осуществлять атаки.

Благодаря ВСУ, если говорить только о зерновой группе, удалось экспортировать более 800 тысяч тонн. Судна продолжают заходить, несмотря на российские провокации. Это большие судна по 50-60 тысяч тонн. Это хороший показатель дальнейшего роста. 

За следующие 2 месяца мы можем выйти на 1,5-2 миллиона тонн ежемесячного экспорта. Конечно, возможности нашей портовой инфраструктуры выше. Но здесь на первом месте вопрос безопасности. 

Когда заключалась зерновая сделка в 2022 году, у Украины было меньше способов обеспечить безопасность в Черном море. Не было такого количества систем ПВО и вооружения. Август, сентябрь и октябрь в 2022 году были очень важными месяцами, мы отгружали по 4,5-5 миллионов тонн. Украинские производители существенно смогли избавиться от старого урожая и освободить место для нового. 

Мы не хотим возвращаться к зерновой сделке с учетом того, что делала Россия в Черном море. 

При увеличении украинского экспорта Россия начнет нагнетать ситуацию в Черном море и вести провокационные действия. Благодаря Румынии и Болгарии, которые включились в разминирование моря, у нас есть надежда, что ситуация для России сложится не очень хорошо. Румыния и Болгария также в своих территориальных водах сопровождают судна, которые идут из Украины. 

Россия уже не доминирует в Черном море. 

Мы должны обеспечить безопасность прохождения судов, чтобы заключать новые контракты. Тогда в дальнейшем в Украину смогут заходить большие судна. 

Мы слышали от Турции о том, что необходимо вернуть зерновую сделку. Но позиция Украины в этом вопросе довольно конкретная: зерновая сделка в том виде, в котором она была, нам не подходит. 

Нам нужно развивать тот морской путь, который мы имеем, получать больше вооружения и гарантировать безопасность судоходства. 

АНДРЕЙ РЫЖЕНКО: Украине нужно восстановить и защитить судоходство в Черном море 

— В центральной части Черного моря, от пролива Босфор до нашего побережья судоходства нет. А до войны это было одно из самых интенсивных направлений. 

Часть Черного моря заблокирована Россией. Речь идет о надводных кораблях, авиации и береговых ракетных системах, которые могут уничтожать суда в том участке Черного моря. И РФ об этом предупредила.

Под давлением ООН и, в частности, Турции удалось на год возобновить зерновой коридор. Но Россия увидела, что это было сделано в интересах Украины. А им такое не подходит. Кремль пригрозил, что любое судно, которое будет идти в украинские порты, будут расценивать как судно, которое поддерживает сторону Украины в войне. Судовладельцы об этом знают. 

Украина предложила свой морской путь в пределах территориальных вод стран НАТО. Россия не отважится пока что нападать на суда, которые находятся в территориальных водах стран-членов Альянса. 

Сейчас судоходство осуществляется и набирает обороты. Но все равно это 5-10% от того объема, который нужен Украине. 

Порт в Очакове заблокирован, а он в последние годы давал нам основные поставки сельскохозяйственной продукции. Там была налажена серьезная логистика. Порт Очакова был в Украине на первом по объемам экспорта сельскохозяйственной продукции. 

ВСУ значительно усилили охрану прибрежной зоны, используется противовоздушная и противоминная оборона. Это позволяет пока что обойтись без серьезных происшествий. Россияне периодически атакуют суда для того, чтобы напугать судовладельцев и они не заходили в Украину. 

Несмотря на опасность, бизнес-интерес все равно есть, потому что Украина предоставляет качественную продукцию, которая нужна потребителю.  

Украина предприняла шаги по предоставлению дополнительных страховых гарантий. Были выделены деньги на то, чтобы покрывать убытки связанные с применением оружия агрессором. 

Для Украины ситуация все равно остается невыгодной, потому что основные пути навигации закрыты. Но “дорога жизни” работает и набирает обороты, нас поддерживают наши партнеры. 

В перспективе, Украине нужно разработать план, как полностью восстановить и защитить судоходство в Черном море. 

ПАВЕЛ МАРТЫШЕВ: Россия не нужна для экспорта украинского зерна

— Пропускные возможности нового морского коридора равны трем портам Одессы — это 3,5 миллиона тонн в месяц. И это неплохие цифры. 

Коридор важен, потому что это дешевая логистика. Украине нужна дешевая логистика из-за снижения мировых цен. Цена в Украине — это мировые цены минус стоимость логистики. Поэтому сейчас наши фермеры, в основном, в убытке. 

Нужно не просто вывозить зерно, а вывозить его дешево. И здесь очень помогает новый маршрут через территориальные воды Румынии и Болгарии. На втором месте — Дунай. И только потом уже идет железная дорога.

Страховые компании пока что очень осторожничают. Они не до конца верят, что маршрут безопасный. Я думаю, что это пройдет и судна будут страховаться. Сейчас мы видим, как ускоряются отгрузки в портах Одессы. В ближайшее время мы можем оттуда вывезти 1,5 миллиона тонн агропродукции. Я думаю, это перспективный маршрут. 

Я думаю, шансов на возобновление зерновой сделки нет. 

Мы видим, что участие России для экспорта украинского зерна необязательно. Темпы растут. Россия хочет управлять нашим аграрным экспортом, но для нас возобновление зерновой сделки невыгодно. 

https://www.youtube.com/watch?v=bIu23cshYB0

Читайте также: Перспективы в аграрном секторе на следующий год нормальные, — первый вице-президент ТПП Украины

Прямой эфир