Что будет если не сможем победить? Этот вопрос начал чаще звучать в эфирах российских пропагандистов. Последнее время динамика пропаганды Кремля существенно изменилась, путинские глашатаи отходят от нарративов о российских победах. Таким образом население постепенно готовят к неизбежному поражению. И это точно не самоволка российских пропагандистов, а тщательно спланированная информационная операция Кремля.
Как путинским пропагандистам удалось оболванить 140-милионную страну — в “Специальном репортаже” телеканала FREEДOM объясняет Ксения Барвиненко
Чтобы вскрыть всю подноготную кремлевского рассадника лжецов и манипуляторов, команда “Специального репортажа” пообщались с людьми, которые давно изучают методы пропагандистов — с психологами, физиогномистом, тренером по риторике, лингвистом. И даже провела многоуровневый анализ голоса Путина и его прихвостней.
Подготовка россиян к войне
Просто так развязать полномасштабную войну в центре Европы Путин не мог — народ бы не понял. Поэтому народ начали готовить. Готовить по инструкции.
“Перед тем, как напасть на кого-то, они должны были сделать три вещи. Первая — демонизация образа [украинцев], взяв из своей мифологии, истории все демонические образы, которые у них до этого были”, — говорит Всеволод Зеленин, доктор философии в психологии, профессор Украинского государственного университета им. Михаила Драгоманова.
Для демонизации украинцев пригодились нацисты. Но самого наличия мифических нацистов в Украине было недостаточно. По логике Кремля, нацисты должны что-то делать, желательно — очень нацистское. И пропагандисты придумали такое занятие.
“Маленьким деткам в третьем классе на уроке природоведения рекомендовали кормить синичек, потому что они желто-синие, украинские птицы. И всячески избегать поддержки, а лучше — охотиться на снегирей, потому что снегирь — это птица, символизирующая проклятую Россию”, — заявлял в эфире “Россия-1” один из участников политического ток-шоу.
Но не посылать же россиян на войну из-за снегирей. Кремлю нужна была жертва покрупнее, и они ее тоже придумали — “взяли ребенка трех лет в трусиках, в футболке как Иисуса на доску объявлений прибили“.
Подобных “распятых мальчиков”, “расстрелянных девочек” кремлевские фейкоделы напридумывали на целый мемориал. Путинские прихвостни назвали его “аллеей ангелов”. Мол, он установлен в память о погибших детях Донбасса. С намеком, что в их смертях виновата Украина. Но на самом деле — это памятник российскому цинизму и жестокости. В этом списке не единожды находили имена детей, которые погибли от российских обстрелов на территории, подконтрольной Украине. А некоторые имена на “аллее” и вовсе выдуманы. Это оккупационные власти пытаются скрыть, то и дело — зачищая список.
“Вопрос любой пропаганды идет на эмоциональном уровне. Какие важны эмоции? Страх, вина или стыд, гнев, который вызывает агрессию, и гордость. Ведь для человека эмоциональным является смерть, травмы, дети. И пропагандисты это используют в полный рост“, — комментирует кандидат психологических наук Дмитрий Попов.
А Кремлю только это и нужно — безоговорочное подчинение населения, в глазах которого украинцы — нацисты, убивающие детей.
Второй шаг после создания образа врага — отрицание существования самой Украины. Как говорил Геббельс, экспансия против любого народа, любой страны начинается с отрицания ее культуры, государственности, истории.
Путин и его орава пропагандистов десятки лет навязывали миру идею братских народов, чтобы для Запада война выглядела территориальным конфликтом, а для внутреннего потребителя — евроатлантические стремления Украины были не более чем сумасбродными выходками отбившегося от рук младшего брата.
А за месяц до полномасштабного вторжения в Украину Путин и вовсе заявил, что Украину придумал Ленин, когда создавал Советский Союз. При этом первое упоминание об Украине датируется 1187 годом. Но исторические факты — ничто для путинцев.
После деформации украинской истории в умах россиян Путину оставалось реализовать последний пункт военной инструкции — мифическая опасность нападения Украины на РФ. Еще Гитлер говорил, что мы должны напасть первыми, чтобы обезопасить себя от нападения.
“Это реальная угроза не просто нашим интересам, а самому существованию нашего государства, нашему суверенитету… Мною принято решение о проведении специальной военной операции”, — пояснял президент РФ Владимир Путин в своем видеообращении к народу о начале полномасштабной войны.
Невербальный Путин
Но одних слов недостаточно. Чтобы это все закрепилось в подсознании, нужно посылать скрытые сигналы — мимику, жесты, интонацию голоса. Обычному человеку их уловить сложно. А вот профессионалы замечают сразу.
С физиогномистом и тренером по риторике Викторией Хмельницкой пересматриваем обращение Путина о начале вторжения. Внимание на мимику и интонацию.
“Есть такой фокус языка, он называется переформирование. Это когда ты умеешь незаметно поменять что-нибудь на отрицательный оттенок. Например, не украинские власти, а “киевский режим”, “хунта” или как там они нас еще называли. Это незаметное изменение человек не чувствует. Главная задача переформирования — триггернуть эмоции и желательно вызвать негативные эмоции”, — объясняет эксперт.
Свою черную риторику Путин подкрепляет мимикой.
“В видеообращении у Путина хорошо видно отвращение — заложенные складки и очень жесткая челюсть. Это отвращение с агрессией, его отвращение к Украине, к украинцам. И он готов от отвращения переходить к резким агрессивным действиям”, — отмечает психолог-физиогномист Татьяна Ларина.
И Путин хочет, чтобы россияне подхватили его отвращение. Поэтому и не старается скрыть мимику, как положено главе хоть и террористического, но государства.
Многое из этих кривляний — обычная актерская игра. Кремлевский диктатор не верит ни в “киевский режим”, ни в его “8 лет геноцида” над украинцами. Но ему нужно, чтобы в это верили россияне. Об этом говорят результаты анализа голоса Путина. Для этого используем технологию Layered Voice Analysis — многоуровневый анализ голоса.
“Эта технология разрабатывалась для борьбы с террором. Внедрена в 50 странах, включая структуры НАТО. Используется при допросах. Программа делит голос субъекта на сегменты, каждый из которых — 2 секунды. И каждые 2 секунды анализируются по 150 вокальным параметрам. Мы работаем с вещами, которые не слышны человеческому уху. Каждый параметр оцифрован, есть определенная звуковая волна, рисунок. И мы понимаем, что здесь идет когнитивный диссонанс, а здесь субъект подбирает слова, здесь он выдает информацию из воображения, а здесь ему просто дико страшно”, — поясняет принциписполнительный директор Voice Analysis System Роман Елизаров.
Такую технологию обычно применяют только к преступникам, которые уже попали в руки закона. Но компания, владеющая технологией, для себя признала Путина и его свору — преступниками. И поэтому может анализировать его голос.
Например, прогоним через программу фразу из обращения Путина: “Мною принято решение о проведении специальной военной операции”.
“Здесь стоит обратить внимание на два основных параметра. Во-первых, уровень риска. Когда он это говорит, ему страшно. Второй параметр, который выше среднего, это показатель воображения — он додумывает, подбирает слова, ему страшно”,— отмечаетРоман Елизаров.
Скабеева и Соловьев
Ту же картинку мы увидели у пропагандистов, они потворствуют Путину и вторят его риторике.
Смотрим выступление пропагандистки Ольги Скабеевой, останавливаемся на фразе:”На Украине началась СПЕЦИАЛЬНАЯ операция по демилитаризации и денацификации страны”.
“Интонация голоса говорит об агрессии, об отвращении и презрении. Она и мимикой это показывает, чтобы подогреть аудиторию к нужной реакции. Делает особый акцент на слове “специальная”, мол, это специально происходит, мы специально это делаем, у нас нет другого выхода”, — комментирует Татьяна Ларина.
Скабеева продолжает:“Для нашей страны были созданы такие риски безопасности, что другими средствами реагировать было невозможно”.
“На этом сегменте программа анализа голоса показывает максимальный риск обмана, в этой конкретной фразе. В то, что эта мера вынуждена, Скабеева и сама не верит. И параметр “Воображение” гораздо выше среднего, то есть, скорее всего, она выдумывает”, — анализирует Роман Елизаров.
Если Скабеева более артистичная, то в сравнении с ней Владимир Соловьев достаточно сдержанный, как будто ему либо все равно, либо он очень устал, либо он демонстрирует стабильность, то есть такой стержень.
“У него и поза — руки за спину, голова поднята. У него такая высокомерная посадка головы, мол, “ну чё вы?”. Ему удобно на всех смотреть сверху”, — подмечает Татьяна Ларина.
У подобной манеры поведения в студии — две цели. Первая — создание собственного амплуа. Соловьев играет роль эдакого коменданта, жандарма человеческих мыслей.
“То он злой полицейский, до безобразия злой, который может командовать, всех посылать, всех уничтожать, всех блокировать”, — добавляет Дмитрий Попов.
И модель такого же поведения и мышления Соловьев пытается “продать” россиянам. Его вторая задача — внушить россиянам неоправданное чувство превосходства, вседозволенности.
“Любая пропаганда начинается с того, что вы четко понимаете ключевые точки воздействия. Например, россиянам приятно чувствовать себя великими. И пока вы будете воздействовать на правильные точки массового сознания и массового бессознательного, они будут за вами идти. Они всем, чем угодно, заплатят — жизнями заплатят, счастьем детей своих заплатят”, — говорит Всеволод Зеленин.
А чтобы плата не была слишком шокирующей и россияне не запаниковали, Соловьев выбрал монотонную манеру вещания.
“Манера речи Соловьева иногда усыпляющая. Когда вы слушаете человека, и вас усыпляют, это принцип разговорного гипноза. Когда вы спокойно говорите о чем-то, что должно волновать людей, вы это говорите в очень вальяжной манере. И в какой-то момент человек перестает волноваться, для него становится “ну, о’кей”, — обращает внимание Татьяна Ларина.
Хотя сам оратор в этот момент чертовски боится. И это показывает программа анализа голоса.
“У него высокий уровень депрессии, высокий уровень страха, у него работает воображение — он подбирает слова. И иные 140 параметров с совокупности говорят, что программа фиксирует обман”, — комментирует Роман Елизаров одно из выступлений Соловьева.
Брутальная ложь — суть работы путинских глашатаев, а обман — постоянный показатель. Об этом свидетельствует анализ всех пропагандистских эфиров. А вот наличие страха у пропагандистов удивляет. Он появился в первый день полномасштабной войны. А вход российских добровольческих батальонов в Белгородскую область вверг пропагандистов в ужас. Хотя они и пытались это скрыть, преуменьшая значимость события.
Вспомним выступление Соловьева на эту тему: “Что произошло в Белгороде, насколько они продвинулись? Они что, что-то захватили? Чем все закончилось? Они вели эту битву за избушку лесника, 2 километра зашли и вообще непонятно, что сделали“.
“Не совсем “избушка”, не совсем “лесника”. Ему довольно страшно, он включает воображение. И то, что он говорит, просто направлено на внутреннюю аудиторию. Потому что сам Соловьев так не считает. Он считает, что им действительно сделали в этот раз больно, это далеко не “избушка лесника”, — поясняет Роман Елизаров.
“Он несколько раз подряд демонстрирует обесценивание. А такое количество обесценивания — вот это не важно, это не важно, это не важно — обычно говорит о том, что нас это цепляет, а мы не обесцениваем то, что нас не цепляет внутренне, мы обычно спокойно к этому относимся”, — добавляет Татьяна Ларина.
В отличие от Соловьева Скабеева не пыталась преуменьшить значимость событий в Белгородской области. Наоборот — нагнетала и кричала о террористах. Чтобы события в регионе выглядели не логическим следствием российской агрессии против Украины, а страшным вторжением “нацистов”: “Количество ВСУшников-террористов, которые вторглись на территорию Белгородской области, доподлинно неизвестно“.
“В риторике есть прием “Парцеляция”, когда человек разделяет фразу, делаят каждое слово главным”, — уточняет Виктория Хмельницкая.
Это делается для того, чтобы аудитория запомнила только эти слова.
“У Скабеевой программа анализа речи находит интересные моменты конкретного обмана. Например, “ВСУшников-террористов”. Она на самом деле не считает их террористами. У нее высокий уровень когнитивного диссонанса, то есть говорит одно, а думает другое. По сравнению со средним у нее очень высокое ощущение страха, она использует воображение и подбирает при этом слова”, — отмечает Роман Елизаров.
По логике кремлевской своры, веришь — не веришь, а о “террористах” и “нацистах” рассказывать надо. Лингвисты из Киевского института судебных экспертиз с 2014 года анализируют речи пропагандистов и заметили некую закономерность.
“Слова, которыми они говорят, мне очень напоминают инструкции, которые давал Геббельс, которые использовались немецкими нацистами во время захвата Европы. Все, что они говорят, направлено на то, чтобы ввести в заблуждение как свой народ, россиян, так и унизить наш, украинский народ. У меня есть ощущения, что существует какая-то методичка или какая-то инструкция, по которой они действуют — всем раздали и каждый запомнил свои слова. Поэтому они говорят одним и тем же текстом”, — подчеркивает директор Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Александр Рувин.
Инструменты пропаганды
Все это — результат многолетней работы целой когорты пропагандистов под руководством кремлевских чиновников. Контролируют СМИ сразу два заместителя главы путинской администрации. Сергею Кириенко доверили интернет, Алексею Громову — телевидение и радио.
“Раньше существовала система, когда каждую неделю в администрации президента Алексей Громов проводил совещание с главными редакторами ведущих российских СМИ. Давал рекомендации, например, вот есть такая-то тема и ее освещаем под таким углом, обращаем внимание на то, на то, а об этом умалчиваем. Коллеги из силовых структур Украины показывали нам образец этих методичек, этих “темников”, — рассказывает руководитель Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Игорь Соловей.
В той же путинской администрации подбирают методы убеждения россиян. Методик целый арсенал. Если нужно заставить население сомневаться в чем-либо — держите “метод кавычек”. С его помощью можно поставить под сомнение любой факт, даже что Земля круглая.
“Казалось бы, многие уверены, и даже в учебниках написано, и многие ученые утверждают, что Земля круглая. Но возьмите этот момент в кавыки, и фраза перестает быть настолько убедительной, настолько однозначной, и начинает вызывать сомнение”, — приводит пример Всеволод Зеленин.
А если нужно дискредитировать человека — пропагандистами используется прием “голова селедки”.
“Что это такое? Главное — вымазать кого-то во что-то, что может даже не являться правдой. Но вымазать настолько ярко, настолько эмоционально, чтобы этот человек потом от этой “селедки” отмывался годами. Еще дедушка Геббельс говорил, что 1000 раз произнесенная ложь, становится правдой в глазах общественности. Но на самом деле, все гораздо проще. Чтобы запомнить информацию, достаточно четырехкратного повторения — через 15 минут, через 8 часов, через 24 часа, через 48“, — поясняет Дмитрий Попов.
“Фабрика троллей”
Ирония в том, что машину собственного оболванивания оплачивают сами россияне. Работа пропагандистов щедро оплачивается из российского бюджета, соответственно — из налогов самих россиян. Еще в 2015 году Госдепартамент США заявлял, что ежегодно на пропаганду Кремль тратит 1 млрд 400 млн долларов — почти 115 млрд рублей.
Занятная арифметика. Длина одной купюры в 100 рублей — 15 см. Длина российской границы — почти 61 тыс. км. Если 115 млрд рублей на ложь выложить сторублевыми купюрами по российской границе, можно опоясать федерацию три раза. Вдумайтесь — почти 180 тысяч километров рублей — на ложь.
Большинство этих денег идут на гонорары самих пропагандистов, а еще — многочисленные “фабрики троллей”. Самая известная — “Агентство интернет-исследований” Евгения Пригожина. В России они занимались дискредитацией оппозиции, отбеливали кремлевских служащих. Известно о них стало после скандала о вмешательстве в американские выборы.
“Гигантское количество людей, которые производят в безумном темпе комментарии, посты, картинки, видео. Когда ты находишься там в качестве работника, ты получаешь свое техническое задание на компьютере. В нем расписано, как именно нужно подать, как расставить акценты, к каким выводам привести, в общем, вся твоя проплаченная позиция”, — делится бывшая сотрудница “фабрики троллей” Людмила Савчук.
“Я работал на форумах. 90% форумов посвященные политике, 10% — другим вещам, но где есть раздел политики. И каким образом ты посеешь смуту — либо в комментариях к новостям, либо на политическом форуме, — без разницы”, — добавляет другой бывший сотрудник “фабрики троллей” Алан Баскаев.
Партийная пропаганда должна не только ежедневно литься из федеральных СМИ, она должна окружать каждого россиянина круглосуточно.
Спастись от пропаганды можно, соблюдая самые простые правила медиагигиены. Проверять информацию, читать дальше заголовка. С особой осторожностью относиться к чересчур эмоциональным материалам. Читать и смотреть не только российские медиа. Если они заблокированы в России — использовать VPN. Телеканал FREEDOM тоже работает над тем, чтобы донести до россиян правду. Но самое главное — вы должны захотеть ее узнать и вырваться из паутины кремлевской лжи.