В Европе и Северной Америке сформировали коалицию по подготовке украинских пилотов к использованию истребителей F-16.
В этот союз, помимо Украины, вошли Дания, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Швеция и Канада. Возглавили коалицию Дания и Нидерланды.
Согласно договоренностям Киева и Амстердама во время саммита НАТО в Вильнюсе, обучение пилотов Вооруженных сил Украины (ВСУ) начнется в ближайшее время.
Подготовка украинских пилотов
Президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что подготовка украинских летчиков должна начаться в августе этого года.
“На август договорились начать подготовку пилотов. Приближаем решение по современной авиации для Украины. Договорились о конкретном вкладе Нидерландов в укрепление нашей ПВО и артиллерии. Спасибо за поддержку на пути в НАТО — как относительно приглашения, так и по гарантиям безопасности на пути, в частности на двусторонней основе. Спасибо, Нидерланды!”, — написал Зеленский в Тelegram.
По словам министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, передача Украине истребителей F-16 включает, в том числе, и сложные технические моменты.
“Параллельно будет идти подготовка юридических решений, необходимых для передачи самолетов. Я думаю, что если до конца первого квартала следующего года первые F-16 будут летать в украинском воздухе, управляемые украинскими пилотами, то это будет в соответствии с графиком”, — заявил Кулеба.
Эксперт Defense Express Иван Киричевский отметил, что ситуация вокруг предоставления Украине истребителей F-16 усложнилась из-за задержки политического решения по поводу данных самолетов, а также проблемами с обучением украинских пилотов, так как их некому учить. Однако западные союзники настроены на то, чтобы как можно скорее решить все возникшие проблемы и предоставить F-16 Украине.
“Западные союзники настроены на то, чтобы у Украины эти самолеты были как можно быстрее. Тем более, что многое здесь зависит от позиции Белого дома. Получается, что все задержки происходят, потому что слишком поздно было дано политическое решение по этим самолетам”, — сказал он.
F-16 не является самолетом-невидимкой, его видно на радарах, но он меньше, чем МиГ-29. Этот истребитель может развивать скорость до 2 500 км в час и подниматься на высоту до 17 км. Он также способен обнаруживать цели на расстоянии до 150 км и следить одновременно за десятью объектами.
Самолеты F-16 стоят на вооружении многих стран: в 2023 году по всему миру насчитывается около 2 200 активных истребителей данного типа. Самый большой парк у Соединенных Штатов, но они пока не говорили о передаче своих бортов Украине.
Аналитики считают, что F-16 станут огромной помощью для борьбы с российскими крылатыми ракетами и иранскими БпЛА “Шахед”.
Читайте также: Превосходство в воздухе необходимо Украине для деоккупации Крыма и части Донбасса, — эксперт о предоставлении F-16
Мнения экспертов
О создании коалиции по обучению украинских пилотов на F-16 и о том, какие истребители нужны Украине, в эфире телеканала FREEДОМ рассуждали:
- Юрий Игнат, спикер командования Воздушных сил Украины;
- Андрей Рыженко, эксперт Центра оборонных стратегий, капитан 1-го ранга запаса ВМС Украины;
- Константин Криволап, авиационный эксперт, бывший инженер-испытатель КБ “Антонов”;
- Богдан Долинце, эксперт по вопросам авиационного рынка.
ЮРИЙ ИГНАТ: F-16 внесет существенные изменения в ход боевых действий
— Мы надеемся на то, что наши партнеры смогут обсудить все детали, все опасения, и принять решение, что нам очень нужен этот самолет, который внесет существенные изменения в боевые действия. Я думаю, что все будет оговорено высшим руководством. Не все нужно давать на публику.
То, что страны, которые вошли де-факто уже в авиационную коалицию, будут нам помогать, это однозначно. Вспомните, с чем мы были в начале войны, и что у нас есть уже. И я думаю, что все будет наращиваться.
Я думаю, что все-таки будет принято решение о предоставлении Украине баллистических ракет ATACMS, которые в принципе могут работать уже с тех установок, что уже в Украине есть. Это HIMARS и МЛРС- 270.
Это оружие, как и крылатые ракеты Storm Shadows, могут нанести серьезный урон войскам противника, его тылам, складам с боеприпасами. Поэтому они очень нужны уже сейчас, можно это принимать.
И, безусловно, самолеты. Летчики готовы, они на чемоданном настроении уже не первый месяц, и группа уже уедет обучаться в ту страну, которую будет принимать. Возможно, это будет не одна страна. Это будут несколько стран, которые уже огласили о готовности обучать наш персонал.
АНДРЕЙ РЫЖЕНКО: У F-16 есть большие преимущества перед теми самолетами, что есть на вооружении у Украины
— Для того, чтобы перехватывать самолеты противника и сбивать ракеты в воздухе, F-16 — это идеальная машина, которая может делать и то и то, и у нее есть преимущество в оружии. И в принципе, есть возможность выявлять противника на более далекой дистанции, чем это может делать противник.
Кроме этого, на F-16 может быть размещена противокорабельная ракета “Гарпун”. И в случае, например, выхода российской ракетно-ядерной группировки для нанесения удара по судам, возможна атака и по этой группировке тоже. То есть это, в общем-то, очень такой боеспособный самолет.
И его серьезное преимущество перед всеми самолетами, которые есть сейчас у нас в Украине, это то, что он может выполнять три функции: ведение боя в воздухе с самолетами и ракетами противника, ракетно-артиллерийская поддержка наступающих войск на своем пути и нанесение ударов по морю — перехват крылатых ракет и нанесение ударов по объектам, которые наносят по нам тоже воздействие ракетным огнем.
Самолеты F-16 будут входить в состав Воздушных сил Украины, однако действовать они будут и в интересах Сухопутных войск, и ВМС. Это абсолютно соответствует подходом всех операций НАТО. Там идет очень тесное сплетение всех трех видов вооруженных сил: авиации, сухопутных войск и военно-морских сил.
КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: Передача Украине F-16 только сейчас приобретает конкретные очертания
— История с обучением наших пилотов и вообще освоения и передачи F-16 начинается еще фактически с мая прошлого года. Тогда мы говорили: “Закройте небо, закройте от ракетных ударов, дайте F-15, F-16. Дайте хоть что-нибудь!”
И тогда наши специалисты в Воздушных силах говорили о том, что за 2-3 три недели научат всех наших пилотов, и никаких проблем в этом вопросе не будет. Но реально тогда же было объявлено о том, что мы начинаем переговоры по поводу обучения наших пилотов.
Палата представителей Конгресса США выделила на эти цели 100 миллионов долларов. Но в январе этого года Байден заявил, что, мол, нет, не собираемся, и даже не рассчитывайте. В феврале мы обратились к Нидерландам, и руководство этой страны согласилось и пилотов обучить, и самолеты передать. Они как раз собирались их списывать, получать F-35 и так далее.
Потом была встреча Зеленского с Макроном. И он говорит: “Да хоть завтра начинайте обучение ваших пилотов, и все будет отлично”. И вот с тех пор мы все время слышим, что наши пилоты вот-вот сядут, вот-вот полетят, вот-вот они начнут учиться.
Но только сейчас это приобретает какие-то конкретные очертания, и Румыния готова проводить обучение, ее уже назначили главной. И есть информация, что готовы проводить обучение наших пилотов и другие страны.
Осталось только определиться с конкретными моделями F-16, чтобы это были не какие-то самые старые машины. И необходимо было давно уже запустить обучение технического состава, потому что обучение наших технарей займет немного больше времени, чем непосредственно управление самолетом.
БОГДАН ДОЛИНЦЕ: Украине могут передать и другие типы самолетов марки F
— Если говорить о перспективной линейке самолетов, еще до решения о том, что F-16 будут переданы Украине, речь шла о ряде других самолетов, которые могут быть интегрированы в украинскую систему вооруженных сил.
Здесь как раз стоит вспомнить о том, что это могут быть и другие типы самолетов линейки F. Это F-18, который разрабатывался более как палубный истребитель. И также его более тяжелая версия F-15.
Это те самолеты, которые будет проще всего и быстрее поставить на крыло. Потому что после обучения и персонала по обслуживанию F-16, и пилотам достаточно проще будет пересесть на машину той же платформы.
Если говорить о других самолетах, то не исключается возможность поставки других типов самолетов. Ранее так же шла речь о том, что Украина, возможно, будет в будущем эксплуатировать европейские боевые самолеты, такие, как Eurofighter Typhoon или тот же Gripen. Если говорить конкретно о Gripen, то, к сожалению, их количество не такое большое. Достаточно сложнее поддерживать их летную пригодность и возможности по их выпуску. Они тоже достаточно ограничены.
В отличие от того же Eurofighter Typhoon, которых достаточно много на сегодняшний день пребывает в Вооруженных силах европейских стран. И кроме того, достаточно и специалистов, и оборудования для их поддержки ремонта и эксплуатации.
Читайте также: F-16 для Украины: коалиция по подготовке пилотов официально сформирована — детали (ВИДЕО)