С начала полномасштабного вторжения в Украину Россия стала самым “подсанкционным” государством в мире. На сегодняшний день лидерами по принятым ограничениям против страны-агрессора являются США, Великобритания, Канада, Япония и страны Европейского Союза. По данным аналитиков YouControl, по состоянию на конец июня общее количество подсанкционных россиян достигло почти 1,5 тыс., а компаний — более 650. При этом Россия продолжает искать пути обхода международных санкций, сообщает UA.
Несмотря на санкции, российские танкеры доставляют в европейские порты нефть. Об этом говорится в расследовании Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP). По его данным, одна из российских компаний — “Совкомфлот” — скрыла право собственности на суда, которыми совершается перевозка. Компания находится в санкционном списке США и ЕС. Но использует дочерние фирмы, которые базируются на Кипре и в Арабских Эмиратах. А суда ходят под флагами Либерии.
“OCCRP обнаружил более 18 танкеров “Совкомфлота”, перечисленных в списке судов финансовой отчетности “Совкомфлота” за 2020 год, которые в прошлом месяце пересекали Мировой океан. Каждое из них перевозит в среднем топлива на сумму более 240 млн долл. За их перемещениями можно следить в режиме реального времени на веб-сайте отслеживания морского движения”, — говорится в публикации Центра по исследованию коррупции и организованной преступности.
В расследовании также отмечается, что после вступления санкций в силу некоторые из судов компании отключили транспондеры местоположения. Теперь их нельзя отследить.
“Среди танкеров “Совкомфлота”, не отключивших свои системы слежения, было зафиксировано, что в начале мая один из них направлялся в США, после чего его перенаправили в Южную Африку и быстро переименовали”, — сообщили в Центре по исследованию коррупции и организованной преступности.
Также удалось отследить, что еще 5 танкеров “Совкомфлота”, которые не отключали трекеры, уже побывали в портах Италии, Дании и Нидерландов. Кто именно является покупателем нефти, расследователям узнать не удалось.
“Почти невозможно отследить принадлежность судов России, тем более, что “Совкомфлот” меняет их названия и, по-видимому, отключает GPS-слежение в некоторых странах. Либерия является морской налоговой гаванью и используется в качестве удобного флага для судов. Это так же просто, как установить почтовый ящик”, — комментирует специалист по международной политике и финансам из Оксфордского университета Рикардо Соарес.
В “Совкомфлоте” расследование не комментируют. По словам налогового эксперта, использование компанией различных баз и флагов отражает более широкие усилия России по смягчению или уклонению от последствий западных санкций.
“Использование Россией секретных юрисдикций, с которыми у нее нет реальных экономических связей, — это игра в прятки. ОАЭ, Кипр и Либерия — “Совкомфлот” обошел санкции”, — констатирует экономист и основатель Tax Justice Network Джон Кристенсен.
Еще в начале полномасштабного вторжения РФ в Украину Австралия, Канада и США запретили импорт российской нефти. Великобритания планирует сделать это до конца текущего года. После принятия ЕС шестого пакета санкций был введен запрет на закупку, импорт и перевозку морскими путями нефти из страны-агрессора. Процесс небыстрый. Отказаться полностью от сырой нефти страны Евросоюза планируют до 5 декабря 2022 года, а от нефтепродуктов — до 5 февраля 2023-го.
Читайте также:
Армия России будет топить корабли с зерном и говорить: “это не мы” – Марк Фейгин
Верещук: В Россию насильно вывезли более 2 тысяч украинских детей-сирот. Вернули в Украину – 47