23 июня Совет Европейского Союза утвердил 11-й пакет санкций против России. Главное его отличие — наличие методов влияния на страны, через которые в РФ продолжает идти параллельный импорт и подсанкционные товары.
Для соблюдения ограничений странам, которые не в состоянии самостоятельно перекрыть придуманные Россией схемы обхода, Евросоюз обещает предоставить техническую помощь. Отказ соблюдать введенные ЕС санкции несет за собой быструю реакцию. Страны ЕС могут ограничить экспорт в эти страны товаров и услуг, которые уже запрещены к экспорту в Россию.
Новый пакет санкций в деталях
За прямую поддержку российского венно-промышленного комплекса в санкционный список ЕС дополнительно внес 87 компаний. К ним будут применены строгие экспортные ограничения. Это четыре иранских производителя дронов, ряд компаний, которые помогают России обходить торговые ограничения, и ряд компаний, которые производят электронику для российского ВПК.
11-й пакет также расширяет список товаров, которые потенциально могут использоваться Россией для военных нужд. В их числе электронные компоненты, полупроводники, оборудование для производства и тестирования электронных интегральных схем и печатных плат, прекурсоры к энергетическим материалам и химическому оружию, компоненты оптических приборов и оборудование для навигации, металлы, используемые в оборонной промышленности и морское оборудование.
Запрещается транзит через территорию РФ большего количества товаров и технологий, которые могут использоваться для военных нужд, авиации или космической индустрии и авиационного и ракетного топлива.
Есть также запрет на перевозку товаров в ЕС автодорожным транспортом, прицепами и полуприцепами, которые зарегистрированы в России, даже если сама фура-перевозчик зарегистрирована не в РФ.
Также вводится механизм противодействия обходу санкций со стороны судов, которые водным путем возят российскую нефть и нефтепродукты. Теперь в порты и шлюзы Евросоюза запрещен доступ любым судам, при наличии у соответствующих органов достаточных подозрений, что этот корабль либо нарушает санкции на импорт российской нефти и нефтепродуктов в ЕС, либо перевозит сырую российскую нефть и нефтепродукты, купленные дороже, чем определенная союзниками предельная цена.
Такие же ограничения грозят судам, в отношении которых компетентные органы имеют основания подозревать незаконное вмешательство в навигационную систему при перевозке российской нефти и нефтепродуктов.
Есть также официальный запрет на транспортировку российской нефти по северной ветке нефтепровода “Дружба”.
“Наши санкции уже наносят тяжелый урон российской экономике и способности Кремля финансировать свою агрессию. Сегодняшний пакет усиливает наше давление на Россию и путинскую военную машину. Борясь с обходом санкций, мы усилим давление на Россию, еще больше лишая ее ресурсов, в которых она так отчаянно нуждается, чтобы продолжить вести незаконную войну против Украины”, — говорится в заявлении главы европейской дипломатии Жозепа Борреля.
Кроме того, Совет ЕС также приостановил лицензии на вещание пяти медиа, которые прямо или косвенно подконтрольны РФ и используются для манипулятивного представления информации. Это RT Balkan, Oriental Review, Tsargrad, New Eastern Outlook и Katehon.
Читайте также: Российская элита прячет деньги на Западе: как санкции ЕС мешают двуликим друзьям Путина (ВИДЕО)
Значение новых ограничений в разборе экспертов
Детальнее новый санкционный пакет Евросоюза и его важности для Украины в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:
- Евгения Кравчук, народный депутат Украины, председатель комитета культуры, науки, образования и медиа Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ);
- Олег Шамшур, посол Украины в США (2006-2010 гг.), посол Украины во Франции (2014-2020 гг.);
- Анна Власюк, аналитик Киевской школы экономики, член санкционной группы Ермака – Макфола;
- Роман Тимофеев, fashion-журналист;
- Рафаэль Саттаров, узбекистанский политолог-международник.
ЕВГЕНИЯ КРАВЧУК: Очень важно закрыть возможность изготавливать ракеты
— Очень важен этот пакет в контексте обхода санкций. Потому что есть заявление украинского Главного управления разведки, что в ракетах, которые были изготовлены в апреле, не менее 50 компонентов электроники, которая не производится в России.
Если они не производятся в РФ, значит, откуда-то туда попадают. Либо через компании, которые покупают эти компоненты якобы для кого-то другого, а на самом деле отправляют в Россию, либо через третьи страны. Есть товары двойного назначения, к сожалению.
Мы видим, что в некоторых странах, которые расположены недалеко от России, в разы вырос импорт отдельных товаров, который ранее им был несвойственен. Значит, это идет дальше, [в Россию].
Меры против обхода санкций очень важны. Они направлены против ВПК России. Потому что указанные в санкционном списке 87 юридические компании плюс еще физические лица работают с ВПК России.
Если мы закрываем возможность России изготавливать ракеты, то в дальнейшем нам будет меньше нужно комплексов противовоздушной обороны (ПВО).
АННА ВЛАСЮК: Нужна отдельная работа по странам-партнерам РФ
— Нужно разделить надежных партнеров России на страны Центральной Азии, Турцию и Китай.
С Турцией проще всего, потому что у нас есть прецедент. Ранее, когда против России вводились только первые пакеты финансовых санкций, запрещалась выдача карт Visa и MasterCard гражданам России, Турция помогала обходить эти санкции, и граждане России могли получать эти карты в Турции. Но после того, как был проведен дипломатический диалог с Турцией, в основном США с ними работали, Турция сразу же прекратила эту практику.
Так как Турция является членом НАТО и достаточно сильно интегрирована в западную экономику, то, наверное, с ней можно будет достаточно конструктивно договориться.
На страны Центральной Азии тоже есть рычаги влияния, потому что им тоже нужен доступ к европейскому рынку. Перед тем, как ввести бан на экспорт товаров в ряд государств, ЕС будут вести с ними диалог. И один из аргументов, который, мне кажется, ЕС может приводить — это запрет экспорта определенных товаров, запрет доступа компаний из этих государств на рынок.
Китай — это отдельная история. Там даже есть ряд отдельных санкций США, которые не связаны с Украиной, запрет на ввоз в Китай более сложных микросхем.
Мы знаем, что в 11-м пакете есть отдельные санкции против ряда отдельных компаний. Раньше обсуждался более широкий список компаний, которые помогают России обходить санкции, ввозить микросхемы. После определенных консультаций с китайской стороной большое количество этих компаний было исключено. Остались несколько гонконгских компаний, которые подозреваются в том, что конечными бенефициарами собственниками этих компаний являются российские юрлица или физические лица.
Сейчас госсекретарь США Энтони Блинкен посещал Китай, поэтому, возможно, там тоже могут быть достигнуты некоторые договоренности.
РОМАН ТИМОФЕЕВ: Нужно наказывать продавцов санкционных товаров
— За последние 15 месяцев разными окольными путями, параллельным импортом, контрабандой Россия смогла построить логистические цепочки обхода санкций. И практически все мировые бренды, которые ушли с российского рынка и которые были приоритетом для среднего класса и для богатых москвичей, каким-то образом оказываются в России.
Считаю, что Беларусь должна получить весь пакет санкций, который уже получила Россия, потому что мы в политическом и военном контексте видим, что это одна и та же преступная организация.
Если бы мы жили в мире, который работает по адекватной правильной логике, первого пакета санкций было бы достаточно для того, чтобы те же товары легкой промышленности не попадали в Россию.
Я знаю прямо схемы, когда те же люди, которые раньше представляли российские большие универмаги и делали закупки для этих универмагов, теперь вдруг зарегистрировали свои компании в Беларуси и Казахстане.
Как мы можем наказать Россию, которая находит какие-то обходные пути? Нужно наказывать тех, кто готов продавать эти товары.
Я считаю, что лучше, как можно раньше начинать вводить встречные санкции. Возможно, не на страну, но как минимум на компании, которые работают в той или иной стране.
Поскольку очевидно, что бизнес нужно пугать штрафами и большими денежными потерями.
Читайте также: За покупками — в Беларусь: как война РФ против Украины повлияла на российский шопинг (ВИДЕО)
РАФАЭЛЬ САТТАРОВ: На закрытие лазеек идет время
— Ушло некоторое время для того, чтобы разработать механизм закрытия лазеек. У меня сложилось впечатление по разговорам с некоторыми специалистами по санкциям в Вашингтоне, что они просто ждали и определяли формирование этих лазеек. Теперь у них есть уже понимание, откуда и как появляются лазейки для обхода санкций.
Если будут вырабатываться новые обходные механизмы, на них тоже будут находить ответы.
Было очень много кейсов, как некоторые компании или граждане других стран помогали обходить санкции — и через Дубаи, и через Турцию, а потом их ловили.
Есть информация, какие есть обходные пути западных санкций, какие элиты вовлечены, какие силовые группы и вплоть до транзакций.
Методы влияния и меры принуждения, конечно, огромны и в странах Центральной Азии, и в других странах постсоветского пространства. Эти страны понимают, какие огромные риски имеются при вовлечении в эту ловушку по обходу санкций. Более того, они видят перспективу сотрудничества с европейскими странами. Они заинтересованы в сотрудничестве с европейскими странами, с американцами, с Японией.
ОЛЕГ ШАМШУР: Нужно перекрыть возможности функционирования российской военной машины
— Это серьезный пакет. Мы уже видим, что помимо того, что надо расширять поле санкций, не менее важно ставить вопрос о последовательном выполнении санкций, об устранении лазеек для их обхода. Также о том, чтобы те, кто должен следить за выполнением санкций, выполняли свою работу.
К сожалению, есть очень много лазеек практически в каждом элементе санкционного режима. Плюс — есть те, кто помогает России обходить санкции.
Без практического закрытия лазеек, чтобы они не оставались только на бумаге, видимо, невозможно усилить экономическое давление на Россию и действительно обеспечить коллапс российской экономики.
По крайней мере, нужно обеспечить невозможность этой экономики обеспечить функционирование российской военной машины.