На прошлой неделе Европейская комиссия утвердила проект переговорной рамки для Украины. Эксперты отмечают, что новый документ, по сути, копирует рамки переговоров, которые Европейская комиссия прописала для Албании и Северной Македонии в 2020 году. Документ — стандартный. В нем расписаны процедурные моменты вступительного процесса Украины в Европейский Союз.
В Украине сейчас формируются рабочие группы для того, чтобы потом в финале уже Украина стала полноправным членом Евросоюза. А Еврокомиссия сейчас, помимо прочего, раздумывает над реформой системы голосования стран-членов ЕС.
Чем завершился саммит лидеров ЕС
Европейские лидеры хотят, чтобы Украина как можно быстрее начала фактически переговоры о вступлении в Европейский Союз. Об этом говорится в документе, составленном по итогам встречи лидеров стран-членов ЕС, которая состоялась 21-22 марта в Брюсселе.
“Европейский совет приветствует прогресс Украины и Республики Молдова в продвижении необходимых реформ на пути в ЕС. В дополнение к представлению проектов рамки переговоров для Украины и Республики Молдова Евросовет предлагает быстро принять их и безотлагательно приступить к работе”, — сказано в заявлении по итогам встречи в Брюсселе.
С призывом как можно быстрее открыть переговоры к лидерам европейских стран обратился и президент Украины Владимир Зеленский, который участвовал в Саммите лидеров ЕС по видеосвязи.
“Я бы хотел остановиться на совместных политических действиях, в частности на вопросе о начале реальных переговоров о вступлении Украины. Это один из ключевых элементов мотивации наших людей в противостоянии с Россией — украинцам нужно видеть, что Евросоюз становится ближе. И особенно в эти сложные месяцы нужно ощущение сближения Украины и Евросоюза, когда Россия транслирует миру, будто бы Запад не способен поддерживать нас именно так, как нужно”, — подчеркнул лидер Украины.
Драфт переговорной рамки для Украины был представлен 12 марта. Он содержит план необходимых реформ для того, чтобы максимально унифицировать украинское законодательство с законодательством Евросоюза.
Переговорную рамку должен согласовать или доработать Совет ЕС. Когда государства-члены утвердят ее, должна состояться первая межправительственная конференция, к которой, кроме государств-членов, присоединится также Украина. Именно этот формат будет означать официальный старт переговоров о вступлении Украины в ЕС.
20 марта премьер-министр Украины Денис Шмыгаль представил в Брюсселе так называемый “украинский план”, необходимый для получения поддержки на 50 млрд евро в течение следующих четырех лет в рамках так называемого Украинского механизма. Первый транш в размере 4,5 млрд евро был отправлен в этот же день.
Для Европейского Союза важна реформа системы голосования: на смену консенсусу должна прийти процедура принятия решений большинством. По мнению аналитиков, такие решения сейчас актуальны, ведь они позволят в дальнейшем отдельным странам блокировать и без того длительные бюрократические процедуры. В случае с Украиной одной из таких стран с особой позицией является Венгрия. Не так давно страна написала письмо членам Европейского Союза о том, что в Украине якобы остается актуальной проблема относительно недостаточного соблюдения прав национальных меньшинств.
Венгрия будет председательствовать в Европейском Союзе во второй половине 2024 года. До начала этого периода Украина рассчитывает привести переговорную рамку в действие.
Комментарии экспертов
Что такое переговорная рамка Украины и Европейского Союза? Стоит ли Киеву рассчитывать на переговорный процесс о вступлении в Евросоюз в первой половине 2024 года? Каких реформ не хватает Европейскому Совету? Ответы на эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ озвучили:
- Андрей Веселовский, чрезвычайный и полномочный посол, советник директора Национального института стратегических исследований;
- Игорь Попов, эксперт Украинского института будущего;
- Игорь Чаленко, политолог, глава Центра анализа и стратегий;
- Михаил Пашков, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова;
- Евгений Добряк, народный депутат Украины VI созыва, эксперт-международник.
АНДРЙ ВЕСЕЛОВСКИЙ: Переговорная рамка — это схема проведения переговоров по 35 направлениях
— Украина движется к полноправному членству в ЕС. Но после каждого решения будет решение о решении. К сожалению, это будет происходить до того момента, пока страну не провозгласят членом Европейского Союза. Проблемы нет, есть процесс.
Важно отметить, что этот процесс для Украины точно такой, каким он был для всех государств, которые вступали в ЕС. Ближайшим соседом Украины, вступившим в ЕС, является Хорватия. Она тоже проходила все эти этапы. Тоже были некоторые государства, которые на определенном этапе говорили Хорватии: “Нет, это вы не можете сделать, а это вы должны сделать так или иначе”. В стране поднималось возмущение, ходили демонстрации, но потом, в конце концов, все объяснялось и в той или иной форме выполнялось то, о чем просили Хорватию с самого начала. Этот же процесс ожидается и у нас.
Переговорная рамка это один из трех самых важных этапов в процессе вступления. Это тот документ, согласно которому делегация Украины будет разговаривать с объединенной делегацией Европейской комиссии. И обсуждать все те 34-35 глав, по которым мы и будем вступать в Европейский Союз. Когда мы обсуждаем эти главы, то мы обсуждаем наше законодательство и практику его внедрения в европейскую систему.
В результате успешных переговоров и достижения соглашения по всем направлениям рамка закрывается. И мы оказываемся в Европейском Союзе. Если это решение будет ратифицировано всеми членами ЕС.
Трудность в том, что переговорная рамка создавалась для Украины достаточно быстро, в короткие сроки. Не все в Брюсселе ожидали такой скорости и такого умения быстро решать поставленные перед Киевом задачи.
И поскольку переговорная рамка формулировалась достаточно быстро, то на этом этапе возникли вопросы у некоторых государств — а нельзя ли в конкретном случае проводить эту процедуру не по 15 пунктам, а по 5, например.
То есть наша переговорная рамка в процессе ее окончательного определения перед применением оптимизируется в хорошую сторону.
Некоторые страны не очень хотят этой оптимизации. Но в принципе, поскольку мы идем в паре с Молдовой, у которой переговорная рамка похожая на украинскую, то и возражать против условий для двух стран уже тяжелее. Конечно, есть страны, которые хотели бы, чтобы мы не вошли в Европейский Союз. Но давление общего количества стран ЕС, давление аппарата в Брюсселе и тот факт, что мы вместе с Молдовой движемся, нам помогают. Поэтому не будем разочаровываться.
Переговорная рамка была проработана в полусыром виде на заседании Совета Европейского Союза. Она будет, очевидно, окончательно сформулирована, и до июля этого года будет утверждена. После этого переговоры могут начинаться.
Положение о том, что Украина и Европейский Союз договорятся и введут в действие переговорную рамку в июне этого года, как и для Молдовы, практически достигнуто. Могут быть какие-то невероятные обстоятельства, но они очень маловероятны. Поэтому ожидать, что это перенесется на вторую половину года, когда Венгрия будет председательствовать в Европейском Союзе, наверное, не стоит.
ИГОРЬ ПОПОВ: Реформа системы голосования Европейского совета выгодна Украине
— Переговорная рамка — это очередной этап нашего вступления в ЕС. Ее подготовила Европейская комиссия. Наша рамка мало чем отличается от такой же для Молдовы, Албании или Северной Македонии. Проект подан в Совет ЕС, который должен ее утвердить. Ответственный за расширение — комиссар Оливер Варгеи и 27 министров. Они должны собраться, принять решение, и после этого следующий этап — межправительственная конференция. Мы, конечно, готовы уже сегодня начинать переговоры после этой рамки, но понимаем, что бюрократия есть.
После 1 июля в Европейском совете председательствует Венгрия. У нас особые отношения, мы их улучшаем, мы работаем, но лучше провести межправительственную конференцию до 1 июля. Соответственно, можем уже планировать, что между 9 июня — это выборы в Европейский парламент — и 1 июля мы проведем конференцию.
Но это не означает, что мы сейчас не делаем ничего. То есть сейчас идет этап скрининга, идут предварительные переговоры, европейские партнеры оценивают состояние нашей экономики, законодательства, все то, что потом надо будет изменять. Все, что у нас отличается, надо будет приводить в соответствие с европейскими нормами.
В процессе переговоров, конечно, для открытия каждой главы и переговоров, и для подведения итогов необходимо голосование. И вот для того, чтобы ни одна из стран ЕС с особой позицией не блокировала параллельно в Европейском Союзе буквально в ближайшие недели будут представлены инициативы по изменению голосования на уровне Европейского Совета.
Реформа предусматривает квалифицированное большинство голосов. Это, конечно, для Украины будет гораздо более выгодно, ведь мы понимаем, что Россия имеет своих лоббистов. То есть в некоторых странах может быть такая ситуация, что евроинтеграцию Украины могут поставить в зависимость от неких своих внутриполитических процессов. И для нас выгодна эта реформа.
ИГОРЬ ЧАЛЕНКО: Из-за фермерских протестов в ЕС не будет грандиозных проблем для евроинтеграции Украины
— То, что сейчас происходит в Брюсселе, это очередной шаг Украины к полноправному членству в ЕС. Просто мы должны понимать, что в будущем мы будем неоднократно встречать такие промежуточные этапы. Главное, чтобы мы не уменьшали наш темп.
Нужно сделать все, чтобы новые будущие члены ЕС гармонично присоединились к общеевропейскому рынку. Поэтому эту политику действительно нужно разрабатывать прямо сейчас, несмотря на масштабные протесты, которые есть сейчас в Европейском Союзе. В большинстве своем они имеют в основе негодование по зеленому курсу. Украина здесь — вопрос второго или третьего порядка. Поэтому в данном случае, я думаю, что грандиозных проблем не будет. Но, тем не менее, могут вносить ситуативные моменты. Но с точки зрения стратегии это абсолютно верный курс.
МИХАИЛ ПАШКОВ: Квалифицированное большинство снимет проблему блокирующего голоса в решениях Евросоюза
— Еврокомиссия хочет запустить процесс интеграции, присоединения ряда стран к Европейскому Союзу, во всяком случае, в формализованном варианте, до евровыборов. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, тем, что очевидно, что страна-агрессор РФ будет активизироваться в контексте гибридного влияния и попыток повлиять на результаты выборов в Европарламент. С другой стороны, тоже очевидно, что есть угроза поправения Европейского парламента, то есть более широкого представительства — евроскептиков в Европарламенте, что может сказаться в перспективе на Еврокомиссии, в том числе.
Например, для Молдовы это крайне важно, потому что осенью предстоят выборы президента и параллельно будет проводиться референдум о вступлении в ЕС. Поэтому в этом плане практическая реализация евроинтеграции в виде переговорного процесса, в виде конкретных результатов для Кишинева было бы очень важно и с политической точки зрения, учитывая ситуацию сложную в стране, я имею в виду и Гагаузию, и Приднестровье, российскую экспансию и прочее, прочее. Это один из небольших примеров. И, наверное, вот эта инициатива Еврокомиссии как ответ на российскую агрессию, и на активизацию агрессивности России на фоне псевдовыборов в РФ.
Рассматриваются важные очень новеллы о возможном принятии решений квалифицированным большинством, что является одной из очень важных тем для трансформации Европейского Союза на фоне глобального противостояния цивилизованного демократического мира и лагеря авторитарных, тоталитарных стран.
Принцип квалифицированного большинства на сегодняшний день очень важен. Абсолютно очевидно. Потому что невозможно все время преодолевать, например, сопротивление Венгрии такими достаточно экзотическими способами… И, во-вторых, еще очень важно то, что этот процесс должен сопровождаться конвергенцией кандидатов в Европейский Союз и в контексте продвижения в общий рынок ЕС, и более активного участия в руководящих органах Евросоюза.
Квалифицированное большинство снимает проблему блокирующего голоса. То есть в данном случае, если идет речь о том, что две страны выступают против, это не означает, что они могут торпедировать общее решение остальных стран… Вопрос, может быть, более простой, заключается в том, чтобы расширять сферу применения квалифицированного большинства. Я имею в виду, например, открытие и закрытие переговорных глав со странами, открытие самого переговорного процесса, ряд каких-то других очень важных решений.
То есть в данной ситуации речь идет о необходимости формирования гибкой и отвечающей сегодняшним реалиям системы принятия решений в Европейском Союзе. Реформа нужна для Европейского Союза, для его мобильности и продвижения вперед.
ЕВГЕНИЙ ДОБРЯК: В процессе вступления в ЕС Украине придется непросто, но выход есть
— Есть очень много сегментов, по которым будут идти переговоры. В первую очередь это те стандарты, по которым Украина, Молдова, Западные Балканы должны полностью соответствовать законодательству, всем техническим нормативам Европейского Союза. Сейчас заканчивается скрининг законодательства Украины и так далее. То есть готовятся все процедуры для того, чтобы начался переговорный процесс по поводу вступления Украины и других государств в Европейский Союз.
Для Украины главный момент — стать частью европейской семьи. Потому что это будет завершающая система архитектуры, в первую очередь политической. Также важно установить компоненты безопасности для Европейского континента. Только так может быть обеспечена стабильная безопасность в регионе. Без Украины ее не будет.
Это будет, когда закончится полномасштабная агрессия, когда Украина возобновит территориальную целостность и свой суверенитет. Много вопросов, естественно, будет касаться экономической составляющей, в первую очередь аграрного сектора, потому что Украина является очень серьезным конкурентом европейских производителей и по ценовой политике, и по качеству, и так далее.
Придется, конечно же, достаточно непросто, но выходы есть. Мы должны сейчас рассматривать стратегические вопросы диверсификации наших рынков аграрной продукции.
Мы должны четко, конкретно смотреть на те отработанные механизмы, которые у нас есть, а это вопросы продажи украинкой аграрной продукции в регион Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии и так далее. Для того чтобы мы не составляли серьезную конкуренцию, как когда-то поляки составляли, например, Германии и другим государствам Европейского Союза. У нас эти механизмы есть.
Нам — главное восстановить полностью морской экономический суверенитет для того, чтобы мы полностью выполняли внешние контракты, обязательства по поставкам аграрной продукции в эти регионы. И дальше мы должны использовать эту стратегию, дабы мы не пересекались в этих вопросах. Хотя там будет очень много еще моментов, связанных не только с аграрным сектором.
Мы должны будем выполнить все требования, которые касаются всех норм законодательства и технических стандартов ЕС. И мы можем тогда спокойно вступать в переговорный процесс.
Я думаю, что сегодня Европейский Союз заинтересован в том, чтобы Украина была составляющей частью Европейского Союза, в первую очередь по соображениям безопасности.
Читайте также: Украина своим членством серьезно изменит баланс в Евросоюзе, — Гончаренко