С начала полномасштабного вторжения РФ в Украину АО “Укрзалізниця” вывезло из горячих точек более 4 миллионов человек. Теперь в госпредприятии разработали специальные рейсы для эвакуации жителей аннексированного Россией Крыма, самый удобный поезд — из Запорожья.
Как проходит эвакуация, на какую помощь могут рассчитывать ВПЛ, и как железнодорожники обеспечивают работу эвакуационных рейсов? Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказал заместитель директора по коммуникациям и клиентскому маркетингу госпредприятия Александр Шевченко.
— С начала полномасштабного вторжения “Укрзалізниця” перевезла не один миллион пассажиров эвакуационными рейсами. Теперь эвакуироваться предлагают также крымчанам. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
— С 24 февраля “Укрзалізниця” не прекращала эвакуацию. Естественно, мы концентрировались на Донбассе, Азове, Харьковской и Запорожской областях. С этих регионов мы уже вывезли порядка 4 млн человек. Сейчас ВСУ сосредоточили свое внимание, в том числе, на Крыме.
Мы понимаем, что наши люди, которые все время были в скрытой оппозиции к текущему положению вещей в Крыму, сейчас подвержены опасности. Поэтому мы предлагаем им и их семьям эвакуироваться.
Для этого у нас есть специальные эвакуационные рейсы. Наиболее удобные и пользующиеся популярностью варианты — эвакуироваться из Запорожья. Оттуда у нас уходит 120-й поезд каждый день, который идет через Кривой Рог и далее на запад Украины.
Мы подготовили точки приема в Запорожье, а также в Кривом Роге и в Одессе, куда мы приглашаем всех жителей Крыма. Там мы точно встретим, оденем, накормим. Важный пункт, который многих все-таки склоняет в пользу того, чтобы приехать на украинскую территорию — это качественная бесплатная медицина. Потому что, как показывает практика, на оккупированных территориях с медициной не очень. А в Украине точно могут позаботиться и оказать помощь людям, которые в ней нуждаются.
— Какие меры безопасности относительно людей, которые собираются эвакуироваться, будут предприниматься?
— Железная дорога — это самый безопасный транспорт из всех, которые имеются на сегодняшний день в Украине. Каждый поезд сопровождает наша команда диспетчеров. Наши вокзалы оборудованы убежищем, они готовы приютить необходимое количество людей.
Есть определенный уровень риска с 24 февраля. Но при этом мы понимаем, что наши вокзалы защищены, наши поезда умеют изменять маршрут и адаптировать скорость. Мы видим все, что происходит вокруг. Мы четко реагируем на каждое изменение обстановки.
— Расскажите пожалуйста об акции “Поезд победы”.
— Это поезд, состоящий из семи вагонов. Каждый из вагонов посвящен одной из оккупированных территорий Украины. Мы хотели показать, что не забыли об этих территориях. Железнодорожники и вся Украина мысленно с этими регионами. И мы уже вынашиваем планы, как будем возвращать туда людей.
В каждом из этих регионов мы отобрали одну, а то и несколько историй героического противостояния оккупации, которые с помощью лучших украинских художников изобразили на этих вагонах. В частности, там есть и крымский сюжет. На самом деле это надо видеть. Он выполнен в той стилистике, которую продемонстрировали крымские оппозиционеры, когда обливали краской российские здания в Крыму. Там есть намеки на потеки краски.
На каждом вагоне есть QR-код, который рассказывает историю героического противостояния наших людей на Херсонщине, Харьковщине, Донетчине, Луганщине… Мы точно ощущаем себя вместе с этими территориями.
Этот поезд символизирует единство Украины со всеми регионами, которые должны быть в нашем составе.
— Украинские железнодорожники совершили не один героический поступок, но, возможно, вам какой-то запомнился больше всего? Можете рассказать, что вас впечатлило или поразило в работе этих людей?
— Таких историй довольно много. Одна из самых болезненных историй, которые случились с “Укрзалізницею”, да и со всей Украиной, — это вокзал Краматорска, на котором более 60 людей было убито среди бела дня. Но есть одна история, связанная с Краматорском, которая осталось за кадром. За день до этой трагедии россияне в ночь перебили мост, ведущий от Краматорска до остальной Украины. По этому мосту уходят пассажирские поезда, а в Краматорске остались отрезанными три поезда с ехавшими на них людьми. Наши люди должны были в темноте, под обстрелами ремонтировать этот мост. Люди справились за 5 часов с тем, чтобы стабилизировать одну из частей моста, чтобы по ней проехал поезд.
Наши три поезда в промежутке между 01:00 и 03:00 ночи, друг за другом, со скоростью 15 км в час проползли по этому шатающемуся мосту и вывезли оттуда совокупно 4 тыс. людей. Там ни одна лампочка не горела. Большая часть людей лежала на полу в этот момент, потому что обстрелы продолжались.
Но три поезда выехали в Хмельницкий, Тернополь, Ужгород, и на утро случилось то, что случилось на вокзале. Если бы эти 4 тыс. человек не были вывезены в ночь, то, возможно, было бы все гораздо плачевнее. Поэтому это одна из тех историй, которые остались за кадром, но которые добавляют нам рвения в том, чтобы эвакуировать всех как можно быстрее и как можно более массово, в том числе из Крыма.
— У “Укрпочты” есть программа помощи для людей, которые эвакуируются. Получить эту помощь можно прямо в эвакуационном поезде?
— Да, эта программа не новая, она действует и сейчас на эвакуационных поездах “Укрзалізниці”, которые идут с Донбасса. Люди, которые прибывают в данный момент с Донбасса, в будущем и из Крыма. В принципе, сейчас уже какое-то количество людей из Крыма есть. Все они могут претендовать на социальную помощь от государства. Регистрация этих людей проходит непосредственно внутри поезда. Они вносятся в списки, а прибывая на вокзал пункта прибытия, получают помощь от сотрудников “Укрпочты”. Там разные суммы — для взрослых и для детей.
Кроме того, что можно получить социальную помощь, можно также зарегистрироваться на жилье. Мы понимаем, что у многих выезжающих людей нет средств, чтобы снимать номер в отеле. Поэтому есть специальная программа, которая позволяет зарегистрироваться на получение бесплатного жилья в регионах, как правило, Западной Украины. Но мы готовы помогать с расселением по всей стране, в том числе, предлагать выезд за рубеж.
Читайте также: Эвакуацию из Крыма запускает “Укрзалізниця” — детали от Камышина