Еще один повод для глобальной реформы: политики и эксперты отреагировали на председательство РФ в Совбезе ООН

Иллюстративное фото: ukranews.com

Российская Федерация в течение апреля будет председательствовать в Совете безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН). Председательство в Совбезе ООН меняется по ротационному принципу каждый месяц. Каждая следующая страна избирается в порядке английского алфавита среди действующего состава органа.

На сегодняшний день постоянными членами Совбеза являются: Китай, Франция, Великобритания, США и Советский Союз — без упоминания России. Но уже 30 лет именно РФ считают правопреемницей СССР с правом вето на принимаемые решения.

Украина добивается обратного — Киев инициировал процесс исключения страны-агрессора из состава Совбеза и из ООН в целом.

Реакция Украины и стран Запада

Поводом для пересмотра статуса РФ на таких международных площадках как ООН стала полномасштабная война, которую Россия развязала против Украины 24 февраля 2022 года.

Эксперты и политики разных стран уже не раз высказывались о том, что своими действиями РФ нарушает основополагающий принцип существования ООН как организации, которая способствует развитию мира и демократии.  Соответственно, РФ не должна влиять на принятие важных решений, направленных на стабилизацию ситуации в мире.

Президент Украины Владимир Зеленский, комментируя начало председательства РФ в Совбезе ООН, подчеркнул, что “не будет такой причины, которая остановит реформу глобальных институтов, в частности Совбеза ООН”.

“У Кремля не получится прикрыться креслом в Совете Безопасности ООН, газовыми трубами или чем-либо еще. Законная и справедливая ответственность за каждое совершенное на украинской земле российское преступление непременно будет”, — заявил президент в обращении к украинцам.

Против российского председательства в Совете Безопасности ООН совместно выступили Эстония, Латвия и Литва. Чуть позже ним присоединилась Чехия.

“Последним доказательством (того, что ООН нуждается в реформировании, — ред.) является то, что в институте, который должен обеспечивать мир, председательствует государство, которое нарушает Устав ООН и угрожает безопасности всего мира”,отметил министр иностранных дел Чехии Ян Липавский.

Постоянный представитель США в ООН Линда Томас-Гринфилд назвала председательствование России в Совбезе ООН первоапрельской шуткой.

“Дело в том, что это ротационное место. Мы ожидаем, что они будут вести себя профессионально. Но мы также ожидаем, что они не будут использовать свое место для распространения дезинформации и продвижения своей собственной повестки, касающейся Украины”, — сказала она.

Ответ Москвы

В Российской Федерации скептически отреагировали на призывы западных лидеров. 3 апреля постоянный представитель России в ООН Василий Небензя напомнил, что РФ вторглась в Украину в феврале 2022 года, когда страна также председательствовала в Совбезе ООН.

Небензя сказал, что тогда у Запада не было возражений, а потому и сейчас их якобы быть не должно.

По его словам, пока сохраняется мировой порядок, в процедурах ООН не будет никаких изменений, которые могли бы привести к изменению статуса России.

В свою очередь, спикер президента РФ Дмитрий Песков пообещал, что “председательство России в Совете безопасности ООН будет насыщенным”, и что РФ якобы “будет реализовывать все свои права, которые этим предусмотрены”.

Мнения экспертов и политиков

Возможно ли исключить Российскую Федерацию из Совета безопасности Организации Объединенных Наций и из состава ООН вообще? Какие процедуры можно задействовать для исключения России из Совбеза ООН? Не приведет ли председательство РФ в Совете безопасности ООН к расколу в этой организации? Эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:

  • Михаил Подоляк, советник главы Офиса президента Украины;
  • Сергей Лещенко, внештатный советник главы Офиса президента Украины;
  • Александр Левченко, дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Республике Хорватия, Боснии и Герцеговине (2010-2017 гг.);
  • Владимир Фесенко, политолог;
  • Юрий Фельштинский, доктор исторических наук, доктор философии по истории;
  • Дмитрий Левусь, политолог-международник, директор Центра общественных исследований “Украинский меридиан”.

МИХАИЛ ПОДОЛЯК: Для преодоления кризиса в ООН достаточно сделать три шага

— Это дикая ситуация, которая окончательно обнулит репутацию организации. Существуют основные положения ООН, которые подписывают все страны-участницы. Россия, кстати, этого не сделала, поэтому среди членов организации находится незаконно.

Между тем в уставных положениях четко зафиксировано, что может делать страна в рамках международного права, а что не может. Россия все это нарушает и, несомненно, за это должно быть наказание. Как минимум, Россия не может председательствовать в Совбезе, используя право вето, чтобы покрывать собственные геноцидные, террористические и военные проявления в Украине.

Международный суд в Гааге посылает всем человеконенавистническим режимам, которые, к сожалению, существуют в человеческой цивилизации, простой сигнал: “Режьте, убивайте и насилуйте, это поощряется. Круто, если вы сможете вытерпеть осуждение гуманистической составляющей мирового сообщества, тогда вы имеете право резать кого угодно”.

Это нелепо, они же это видят. Они видят, что делает Россия, они видят объем разрушений, объем убийств, объем лицемерия, объем того, что Россия нарушает. Чтобы не поощрять такую модель поведения на внешних рынках, необходимо сделать всего лишь три шага.

Первое — приостановить членство России в Совете безопасности. Не то что председательство, а членство в Совбезе и забрать право вето. Второе — приостановить членство в Организации Объединенных Наций. И третье — на базе ООН создать специальный трибунал, чтобы на глазах стран разобрать в деталях, что такое поведение в цивилизованном мире недопустимо.

СЕРГЕЙ ЛЕЩЕНКО: России выгодна недееспособная ООН

— Украина пытается инициировать реформу ООН, доказывая, что Россия незаконно заняла место в Совете безопасности этой организации. Россия как преемник Советского Союза не была должным образом утверждена институциями ООН. Она просто пришла и заняла место, которое занимал СССР в Совете безопасности ООН и таким образом присвоила себе эти полномочия.  

Россия во главе Совета безопасности не будет никоим образом способствовать расследованию собственных преступлений. Но нас это не должно останавливать.

Совет безопасности РФ в числе участников Совета безопасности —беспомощный орган, поскольку он ничего не сможет сделать из-за влияния самой России на принятие решений. Поэтому наша цель — доказывать всему миру о незаконности статуса России как постоянного члена Совета безопасности.

России, которая совершает агрессию, всегда выгодно иметь ООН как недееспособную организацию, чтобы преступления были для не безнаказанными.

АЛЕКСАНДР ЛЕВЧЕНКО: Россия знает, что незаконно занимает место члена ООН

— Намного проще исключить Россию не из Совета безопасности, а вообще из состава членов ООН. Тогда автоматически она потеряет и свой статус члена Совета безопасности. Причем исключать нужно не путем голосования, проведения Генассамблеи, а путем того, как мы уже поставили вопрос перед Секретариатом ООН: на каких основаниях Россия заняла место Советского Союза? Она заняла это место незаконно.

26 декабря 1991 года не было решения Совета безопасности по этому вопросу, который должен был рекомендовать Генассамблее провести голосование о том, что в организации появляется новый член — РФ. Этого всего не было.

Если не была соблюдена процедура, которая прописана уставом ООН, Россия занимает это место незаконно.

После того как распалась Чехословакия, две страны прошли процедуру вступления. Союзная республика Югославия себя заявила правопреемником СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия) и хотела автоматически остаться в этом кресле, но никто на это не дал разрешения. И Югославия проходила процедуру вступления в ООН. Потом, когда Югославия распалась, Сербия и Черногория снова проходили процедуру вступления в ООН.

Процедура вступления — несложная. Как правило, члены ООН поддерживают ее. Но у России большая проблема: говорят, в СБ ООН принимают только миролюбивые страны, а РФ ведет самую большую войну после Второй мировой войны.

Даже на Генассамблее надо иметь простое большинство на вступление в эту организацию. У РФ не будет даже голосов для этого. Кремль это хорошо понимает, поэтому нахально уселся в кресле Советского Союза и раздает всем рекомендации.

Что делают русские войска на чужой территории? Это нарушение устава ООН. Ответа, естественно, нет. Поэтому нужно продолжать дипломатическую борьбу в ООН о том, что бы Россию лишить места члена ООН.

Подчеркиваю, не члена Совета безопасности, а члена ООН. Либо пусть ООН вносит изменения в Устав. Но опять же, задним числом это все юридически не имеет никакой силы.

ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО: Когда РФ проиграет или расколется, изменится и состав ООН

— С прошлого года целая группа украинских юристов и специалистов по международному праву из ряда других стран ведут активную борьбу за лишение России права членства в ООН. Потому что РФ получила его вопреки обычной процедуре.

Украина с Беларусью с самого начала были членами ООН — такой была прихоть Сталина. Но все согласились. Тем более, две страны пострадали во время Отечественной и Второй мировой войн. Поэтому мы с самого начала члены ООН.

Но все новые независимые государства, возникшие после распада СССР и вследствие распада Югославии, проходили процедуру вступления в ООН путем голосования в Генеральной ассамблее с согласия членов Совета безопасности ООН. А вот Россия эту процедуру не проходила. Поэтому ряд специалистов предлагают провести для РФ такую процедуру голосования.

Другой вариант, я думаю, будет возможен в случае поражения России в войне, и в случае, если в России возникнет внутренний кризис. Сам факт поражения страны-агрессора в войне очень сильно повлияет международную ситуацию. И тогда это может подтолкнуть и другие страны-члены Совета безопасности к постановке вопроса об изменении статуса РФ. Решение может блокировать Китай, к сожалению.

Здесь нужна воля целого ряда стран, особенно западных. Если они будут действовать совместно, появится шанс изменить статус России в ООН. Либо начнется острый конфликт, где с одной стороны будут Россия и Китай, а с другой стороны — демократические страны. Это может расколоть ООН, и тогда особый статус России потеряет смысл. Это, конечно, конфликтный сценарий, но его тоже исключать нельзя.

Простого логического сценария, к сожалению, не существует. И мы можем ускорить изменение статуса РФ в ООН через ее поражение на поле битвы. Тут многое зависит от нас и от помощи наших союзников.

ЮРИЙ ФЕЛЬШТИНСКИЙ: Китай помешает исключить РФ из ООН

— Китай является членом Совета безопасности и имеет право вето. Китай не приветствует даже санкции в отношении России, он еще ни разу не назвал войну войной, а использует выражения типа “украинский кризис”, не указывая на то, кто в этом виноват.

Пекин ни разу не призвал РФ вывести войска с оккупированных территорий. Поэтому нам трудно от Китая ждать поддержки в этом вопросе. Не говоря уже о том, что это неочевидно.

Можно ли исключить Россию из ООН или из Совета безопасности ООН, поскольку она вроде бы имеет тоже право голоса? Я знаю, что на юридическом уровне ставится вопрос о правомерности присутствия РФ в ООН, потому что она не прошла формальную процедуру принятия в ООН, а просто по умолчанию заняла место Советского Союза.

Но я не думаю, что сейчас получится исключить Россию из ООН и даже лишить ее права вето.

ДМИТРИЙ ЛЕВУСЬ: Украина предлагает не изменить правила ООН, а дополнить

— Я склоняюсь к тому, что быстрее всего изменения в структуре ООН и в практике международного управления произойдут после того, как РФ потерпит военное поражение. В этот момент нужно помнить то, с чего мы начинали и не совершить тех же самых ошибок, как в 1991 году. Не искать одного оператора на всю ту территорию, тем более есть вопросы разоружения РФ.

Пока не хочет мир идти путем, который предлагает сейчас Украина. Сложно представить, что больше 130 стран проголосуют за исключение РФ из состава ООН.

Хотя, возможно, это просто вопрос времени — будут происходить изменения после того, как РФ дезинтегрируется.

Вряд ли стоит говорить о необходимости роспуска ООН и создании другой организации. Скорее, речь должна идти о глубоком переформатировании ООН. Это то, о чем в прошлом году говорил президент Зеленский — чтобы реагирование в случае угрозы безопасности какой-то страны происходило в 24 часа.

Это конкретное предложение Украины. Это не взамен, а в дополнение, и это абсолютно логично. ООН должна быть более действенной.

Принцип ООН — правильный, все страны равны. У этих стран есть представительство в ООН. Но даже постоянное членство в Совете безопасности ООН это уже неравенство. То есть каждая страна может быть временным членом Совета безопасности, но это ни на что, по сути, не влияет.

Читайте также: Россию нельзя исключить просто из Совбеза ООН, нужно исключать из ООН в целом, — украинский дипломат

Прямой эфир