Вследствие полномасштабного российского вторжения в феврале прошлого года украинские порты в Черном море были заблокированы. Большое количество украинского зерна из-за логистических проблем оказалось в странах Восточной Европы. Это привело к падению цен и снижению продаж у местных фермеров, а впоследствии к запрету на импорт и даже транзит. С 21 апреля Украина и Польша договорились о возобновлении транзита агропродукции, информирует FREEДОМ.
Война России против Украины практически отрезала украинским аграриям доступ к рынкам сбыта зерновой продукции. Через несколько месяцев фермеры начнут собирать новый урожай. А на элеваторах все еще хранится зерно с прошлого года.
“У нас сегодня есть еще много остатков продукции от урожая 2022 года. В предыдущие годы мы значительную часть нашей продукции — кукурузу, пшеницу — экспортировали на Ближний Восток, в страны Африки. А теперь в связи с военными действиями порты не могут принимать грузы в таком объеме”, — рассказал фермер из Запорожской области Владимир Бондарук.
После того как российское вторжение заблокировало экспорт зерна в 2022 году, Польша и другие соседние с Украиной страны согласились помочь вывозить зерно грузовым и железнодорожным транспортом.
В итоге из-за избытка украинского зерна и погодных условий в Восточной Европе резко снизились закупочные цены у местных производителей на фоне уменьшения их урожая.
“Это был очень засушливый год, мы потеряли от 30 до 40% нашего урожая. Затем ситуация ухудшилась, когда на рынок поступило большое количество украинской кукурузы и пшеницы. Цены упали на 50%”, — констатирует венгерский фермер Лазар Кис.
Европейские фермеры стали выходить на акции протеста. Чтобы защитить их интересы, правительства Венгрии, Польши, Болгарии и Словакии ввели запреты на ввоз украинского зерна. Румыния еще рассматривает возможность запрета зернового импорта.
“Основная причина введения зернового запрета заключается в том, что за последний год, вопреки плану так называемых коридоров солидарности, в стране осталось значительное количество продовольствия, и были нарушены основные производственные и торговые цепочки”, — пояснил премьер-министр Болгарии Галаб Донев.
Эксперты говорят, что цены украинских поставщиков привели к ситуации, когда страны-партнеры вспомнили о собственных экономических интересах. Где один из главных факторов — поддержка собственного производителя.
“Возвращение на глобальные рынки, где Украина была успешным игроком, было бы лучшим и взаимовыгодным решением ситуации. И путем достижения такого результата будет эффективная помощь Украине и ее вооруженным силам как можно скорее завершить войну”, — подчеркнул в интервью изданию “Фокус” Тарас Думич, управляющий партнер украинского офиса международной юридической фирмы Wolf Theiss.
Утром 21 апреля первые грузовики с украинской сельхозпродукцией, включая кукурузу и яйца, начали транзит через Польшу в Нидерланды. С использованием специальных опечатанных контейнеров. Также транзит украинского продовольствия идет через Словакию и Венгрию.
“Первый транспорт, вышедший из погранперехода в Дорогуске, направляется в Нидерланды. Товар — зерно, кукуруза и яйца. Весь путь проходил в колонне, в составе сотрудников Таможенно-налоговой службы. В составе колонны пять грузовиков и два автомобиля Таможенно-налоговой службы. Кроме того, этот транспорт был опломбирован электронными пломбами”, — рассказала пресс-секретарь Национальной администрации доходов Польши Юстина Пасечинская.
Чтобы снизить напряжение среди восточноевропейских аграриев, Европейский Союз планирует выделить дополнительно 100 млн евро помощи фермерам пяти соседних с Украиной государств. А Еврокомиссия настаивает на выработке единой европейской политики по вопросу продовольственного импорта. В ЕС уверяют — они стремятся поддерживать Украину в экспорте ее продукции, включая сельскохозяйственную. И считают это важным элементом экономики Украины.
А 26 апреля представители Всемирной продовольственной программы ООН заявили, что готовы забрать у Евросоюза излишки украинского зерна, из-за которых у фермеров на рынках Восточной Европы возникли проблемы, для дальнейшей его транспортировки нуждающимся странам.
Читайте также: Россия снова заблокировала инспекцию судов с зерном в территориальных водах Турции — детали
Напомним, по информации Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры Украины, с ноября 2022 года РФ под разными предлогами саботирует и затягивает время проведения инспекций, что уже привело к сокращению объемов экспорта украинской агропродукции на мировые рынки на 15-18 млн тонн.