В Украине оба Рождества — за григорианским календарем и за более древним, юлианским календарем — государственные праздники. Однако за последний год, в частности под влиянием полномасштабной войны России против нашего государства, украинцы стали чаще праздновать Рождество 25 декабря вместо 7 января.
Существенное увеличение количества готовых перейти на празднование за новоюлианским календарем граждан подтверждают данные опроса социологической группы “Рейтинг”: 44% украинцев за празднование Рождества только 25 декабря, против такой идеи – 31% (в 2021 — 58%), 23% отметили, что им безразлично.
Как появились два Рождества
Реформа церковного календаря окажется на повестке специальная рабочей группы, которую создала Православная церковь Украины и Украинская греко-католическая церковь.
Даже те, кто празднует Рождество 7 января, все равно празднуют его 25 декабря. Саму дату рождения Иисуса Христа утвердили еще в 439 году, на Третьем Вселенском соборе. Тогда мир жил согласно юлианскому календарю, который не учитывал неточность времени в году.
В XVI веке это заметили — страны стали переходить на григорианский календарь, а вместе с этим убирали лишние дни, накопившиеся за прошедшие века. Украина перешла на новый календарь только после обретения государственности в 1917 году.
“Но православная церковь, которая была на территории постРоссийской империи, не переходила на григорианский календарь, осталась на юлианском календаре. И таким образом вышло так, что когда в мире было 25 декабря — Рождество, то на следующий тот же 1918 год в православной церкви это было 12 декабря. Соответственно, когда 25 декабря по юлианскому календарю переходило, то в нашем григорианском календаре это было 7 января. Поэтому случилось вот это смещение дат”, — говорит историк Александр Алферов.
Дискуссия о том, когда праздновать Рождество, в Украине ведется не первый год. Христиане западного обряда — 3% украинцев — празднуют Рождество 25 декабря. Ряд приходов православной и греко-католической церквей также выбирают эту дату. С 2017 года обе рождественские даты стали государственными праздниками. Но до российского вторжения за перенос даты для православной церкви выступали не более четверти опрошенных.
Чтобы понять настроение общества, государство проводит опрос в приложении “Дія”. Теперь же, когда украинцы не хотят иметь ничего общего с Россией, за празднование 25 декабря высказались почти 60% опрошенных. Поэтому ПЦУ и УГКЦ и создали рабочую группу по вопросам реформы церковного календаря. Но тем, кто привык отмечать Рождество в январе, не стоит переживать, утверждают эксперты.
“Это нормально, когда в рамках одной церкви существует несколько разных традиций. Вот и сейчас в Православной церкви Украины тоже часть людей будет праздновать 25-го, а большинство будет праздновать 7 января по григорианскому календарю. И здесь как раз общинам следует разбираться с этим вопросом, как им удобнее, как им лучше. То есть это должен быть внутренний церковный диалог для того, чтобы решить эти вопросы. Ведь их нельзя навязывать сверху, их нельзя навязывать декретами. Церковные традиции очень богаты и все изменения на церковном уровне достаточно медленно происходят. Но мы видим, что процесс пошел”, — говорит сотрудник Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести Вячеслав Горшков.
Большинство православных церквей — константинопольская, кипрская, болгарская и другие — празднуют Рождество 25 декабря. Поэтому при смене даты православная и греко-католическая церкви Украины к ним присоединятся.
Мнение религиоведа
Подробнее о разных датах празднования Рождества и значении этого праздника в западной культуре в эфире телеканала FREEДОМ рассказала религиовед, профессор, заведующая отделом философии и истории религии Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины Людмила Филипович.
— В праздновании Рождества Христова мы выделяем несколько аспектов, но сейчас очень популярным является политический аспект. И аргумент того, что давайте мы будем независимыми от России и будем праздновать Рождество не вместе с россиянами, а вместе с Европой, на многих людей сильно подействовал. Я даже знаю в своем научном круге людей, которые раньше праздновали Рождество 7 января, а перенесли празднование на 25 декабря.
Политический аргумент — сильный, но ситуативный. Тут нужно обратиться еще к экклесиологическому, то есть внутренне церковному аргументу. А это очень длительная история, которая тянется уже тысячелетия, поскольку противостояние между католиками и православными по этому поводу никак не завершится принятием общего решения.
Это касается не только Рождества, а также, скажем, Пасхи и других праздников, которые являются общими для католиков, протестантов и православных. Тут сложнее ситуация, потому что если в политической сфере мы можем проявить политическую волю и одномоментно решить, что вот сегодня будем праздновать Рождество, то в церковной сфере должны быть очень длительные консультации.
К единому мнению церкви приходят в результате общих соборов, где принимаются специальные решения.
Мы знаем, что последний собор был в 8 столетии нашей эры. У римо-католиков немного лучше с этим — последний собор у них произошел в 1962-1965 годах. Это известный Второй Ватиканский собор. А православные пытались собраться на острове Крит в 2016 году, но туда не приехали четыре церкви…
Есть еще культурные, цивилизационные, межцерковные вопросы… Одним словом в этом празднике, как и в любом другом, сконцентрировалось огромное количество проблем, которые, человечество когда-то, наверное, решит единой датой празднования. Ну, а пока приходится, как говорится, петлять между 25 декабря и 7 января.
Политический контекст понятен, в первую очередь, для верующих, которые принимают решение праздновать 25 декабря или 7 января. Но давайте определимся так: изначально, в 7 веке, решили, что Иисус Христос родился 25 декабря.
А то, что мы празднуем по разным календарям — совсем другая история. Есть григорианский календарь, который говорит о том, что праздновать Рождество нужно 25 декабря, а остался еще более ранний, юлианский календарь. Разница между этими календарями на сегодня составляет 13 дней, через 78 лет она будет составлять 14 дней и так далее…
То есть тут нужно просто договориться. Как в свое время договорились, например, католики или празднующие сейчас Рождество по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианский календарем.
Сам Иисус Христос или его родители не назначали нам дату празднования его дня рождения на 25 декабря. День рождения Иисуса Христа вообще начали праздновать примерно в 6-7 веке нашей эры, до этого даже праздника такого не было, установленной даты не существовало.
Я думаю, тут нужно размышлять не о том, когда праздновать, по какому календарю, родился Иисус 25 декабря или нет… Важен сам факт, что он пришел в эту земную жизнь как спаситель или как мессия. Надо задуматься над сущностью этой этого события, а не над внешними характеристиками или внешними контекстуальными знаками этого события, которое произошло 2000 лет назад.
А у нас часто этот праздник сводят к тому, чтобы пойти в гости, поздравить всех, сесть сначала за постный стол, потом разговеться… Суть этого праздника в том, что наступила новая эра в истории человечества, и она существенно изменила последующий ход исторических событий.
От того, что родился Иисус Христос, изменилось огромное количество разнообразных тенденций и закономерностей. Причем это повлияло не только на историю религии, культуру, языки. Это также затянуло социальную структуру общества, привело к изменению экономической жизни нашего мира. Я уже не говорю о политике и других вещах.
Этот праздник действительно является центровым, от него расходятся круги и от него начинает плясать вся история. Если мы поймем важность и вселенскость того, что произошло, мы правильно встретим этого новорожденного дитяти, как поется в наших колядках.
Украинцы давно задумывались над тем, чтобы праздновать Рождество 25 декабря. Это было, кстати, в период нашей государственности, во времена УНР. А потом полчища Муравьева и приход этой советской власти, которая нам по мозгам так бабахнула, что до сих пор некоторые себя осознают исключительно как советские люди. Ясно, что это отразилось и на настроениях украинского народа…
Но вы возьмите результаты социологического опроса, который совсем недавно провела фирма “Рейтинг” — за последний год произошли очень интересные изменения. Количество людей, которые готовы перейти на новоюлианский календарь и праздновать Рождество 25 декабря существенно увеличилось. А количество тех, которые категорически против такого перехода — существенно уменьшилась. Ну, и среди украинских греко-католиков вообще 86% считают, что давно уже надо перейти на празднование 25 декабря.
Тут еще интересный момент: сейчас Украина — фактически страна массовой миграции, так было и до 24 февраля 2022 года. Например, у меня вся семья раскидана по миру. Получается, те, кто живет в Польше, Франции, Великобритании, США, поздравляют и меня с Рождеством 25 декабря. А я тут буду продолжать праздновать этот праздник 7 января…
Мы хотим все-таки семьи объединить. И этот праздник — как раз прекрасный повод для того, чтобы достигнуть дополнительного единства, которое возникло в результате этой полномасштабной агрессии со стороны России. Воспользуемся этим шансом.