26 декабря, после успешного визита президента Украины Владимира Зеленского в Вашингтон, наше государство официально инициировало процесс лишения РФ статуса постоянного члена Совета безопасности ООН и исключения ее из международной организации в целом.
Почему Россия занимает место в ООН незаконно
В министерстве иностранных дел Украины обнародовали заявление, в котором подчеркнули, что распад Советского Союза в декабре 1991 года оставил нерешенным вопрос международных прав и обязанностей СССР. С точки зрения международного права, неурегулированным остается и вопрос статуса государства-члена ООН и постоянного члена СБ организации, которым пользуется Россия.
“Россия ошибочно считает вопрос урегулированным, ссылаясь на то, что уже с 24 декабря 1991 года, а в публичной плоскости — с 31 декабря 1991 года, в Совбезе ООН появилась табличка с ее названием. На самом деле, в соответствии с Уставом ООН, для этого не было и до сих пор нет никаких легитимных оснований”, — говорится в заявлении.
РФ заняла кресло постоянного члена Совбеза ООН в обход определенных Уставом организации процедур. Это произошло на основании обычного письма президента РСФСР в 1991-1999 годах Бориса Ельцина на имя генерального секретаря ООН, напомнили в украинском МИД.
Действующий Устав ООН не содержит слов “Российская Федерация”. Их нет, в частности, в статье 23 Устава, в которой перечислены постоянные члены СБ ООН. Потому что не была выдержана правомерная процедура приобретения Россией членства в ООН и места среди постоянных членов Совбеза. Например, такой правомерный путь прошли новообразованные государства-члены ООН Чехия и Словакия после того, как прекратило свое существование государство-член ООН под названием “Чехословакия”.
“Таким образом, РФ никогда не проходила правомерной процедуры приобретения членства и занимает место СССР в СБ ООН незаконно. С юридической и политической точек зрения может быть только один вывод: Россия — узурпатор места Советского Союза в Совбезе ООН”, — заявили в МИД Украины.
“По сути, это был беспрецедентный случай в истории ООН, когда страна навязала свое членство в организации односторонним решением, а страны-члены ООН были лишены уставного права выразить свою позицию путем голосования в Генеральной Ассамблее относительно стремления РСФСР приобрести членство способом, не предусмотренным Уставом”, — пояснили в ведомстве.
В МИД считают сомнительным и право РФ входить в состав ООН в целом, поскольку она не соответствует основному критерию членства в Организации.
“Пункт 1 статьи 4 четко отмечает, что членство в ООН открыто для всех миролюбивых государств. Действия Российской Федерации противоположны понятию “миролюбия”. Три десятилетия ее незаконного пребывания в ООН обозначены войнами и захватом территорий других стран, силовым изменением международно признанных границ, попытками удовлетворить захватнические и неоимперские амбиции”, — акцентировали в дипведомстве.
“А война Российской Федерации против Украины является беспрецедентным актом нарушения целей и принципов Устава ООН со времен его подписания в 1945 году и лишает Россию права называться миролюбивым государством”, — добавили в МИД.
Российская Федерация игнорирует любые попытки вернуть ее в рамки международного права и принципа миролюбия.
С 1991 года Россия 31 раз применила вето в Совбезе ООН, что почти вдвое больше, чем любой другой постоянный член СБ.
“Яркими примерами этого злоупотребления правом вето стали блокирование резолюции о создании трибунала для расследования факта сбития самолета Малайзийских авиалиний рейса MH17; признание массовых убийств в Сребренице как геноцида и предпосылки для национального примирения в Боснии и Герцеговине; реагирование на политическую и гуманитарную ситуацию в Венесуэле; продление мандата наблюдательной миссии ООН в Грузии в критический для страны момент; усиление санкционного режима в отношении КНДР, а также 16 резолюций по Сирии”, — перечислили в МИД.
На нынешнем этапе агрессии Россия, которая чувствует свою полную безнаказанность, перешла к шантажу международного сообщества угрозами применения ядерного оружия.
“Это лишь вопрос времени, когда действия РФ дискредитируют и разрушат всю систему ООН — единственную и безальтернативную глобальную межправительственную институцию, которая объединяет за столом переговоров все государства мира”, — считают в украинском дипведомстве.
В связи с этим Украина призывает государства-члены ООН возобновить применение Устава ООН в вопросе легитимности пребывания РФ в ООН, лишить ее статуса постоянного члена СБ ООН и исключить ее из ООН в целом.
По состоянию на сейчас, в состав Совбеза ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных. Постоянными членами Совбеза являются США, Великобритания, Китай, Франция и Россия, а непостоянные избираются ГА ООН на двухлетний срок.
Постоянные члены Совбеза имеют право вето — могут отвергнуть проект любой содержательной резолюции СБ. Причем вето считается наложенным, если какой-либо из постоянных членов голосует против той или иной резолюции. Воздержание от голосования не считается наложением вето.
Оценка экспертов
Подробнее о том, как страна-агрессор узурпировала место в Совбезе ООН и какие возможности существуют для ее исключения из этого высшего органа, в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:
- народный депутат Украины VI созыва, эксперт-международник Евгений Добряк;
- российский адвокат и правозащитник Николай Полозов;
- российский политический деятель и публицист Андрей Пионтковский.
Евгений Добряк: Чтобы исключить Россию из Совбеза ООН, нужно плотно работать с Китаем
— В Совете Безопасности ООН есть пять постоянных членов и 10 непостоянных членов, которые избираются на два года. По Уставу ООН постоянные члены это Соединенные Штаты, Великобритания, Франция, Китай и — вот тут вопрос — Россия. В статье 23 Устава действительно написано СССР.
Полномочия очень большие, потому что Совбеза ООН — это постоянно действующий орган ООН, который отвечает за стабильность и международную безопасность. И, будучи постоянным членом СБ ООН, Россия, в первую очередь, обладает правом вето на стратегические решения. Например, в советское время давали указание руководителям СССР им пользоваться… Во всяком случае, был баланс между западным миром и СССР, выходили на компромиссное решение.
Сейчас Российская Федерация, будучи прямым агрессором по отношению к Украине, развязала полномасштабную войну, аннексировала и оккупировала территории, при этом фактически находится в этом высшем органе. И ООН на сегодняшний день не может принять ни одного ключевого решения по поводу происходящих в Украине событий.
Исключить Россию из постоянных членов можно путем решения самого СБ ООН. Но голосование обязательно должно быть с участием постоянных членов. То есть, помимо РФ, есть Китай, который может заблокировать это решение.
Для того, чтобы исключить Россию из Совбеза, надо плотно работать с Китаем. Его поддержка нужна 100%, потому что по-другому решение этого вопроса вряд ли будет.
Наверное, можно через процедуру Генеральной Ассамблеи ООН, но я не могу ее до конца понять. То есть процедура, когда сам Совбез подает на ГА уже подготовленное решение, мне понятна. Но здесь должна быть позиция Китая.
[Исключение РФ из СБ ООН] зависит от работы наших дипломатов, а также от работы дипломатов США, Великобритании и других стран. И все зависит от того, какая работа будет проведена с Китаем и с непостоянными членами Совбеза.
Фактически мы сейчас находимся в ситуации Лиги наций, которая оказалась недееспособна, поэтому в 1945 году члены антигитлеровской коалиции создали ООН. И ООН на сегодняшний день требует очень глубокого реформирования, пересмотра Устава и общей концепции своей деятельности.
А после победы Украины, скорее всего, при формировании нового мирового порядка и новой архитектуры мировой безопасности будет создана новая международная структура, но уже с другими функциями и полномочиями, с другими юридическими аспектами.
Николай Полозов: Россия объявила правопреемство СССР в Совбезе ООН одним лишь письмом из Администрации президента
— Российская Федерация действительно в одностороннем порядке узурпировала правопреемство Советского Союза. Я напомню, основателями ООН был не СССР единолично, а Россия, Украина и Беларусь. И то, что после распада Советского Союза РФ фактически оккупировала место в Совбезе, конечно же, является нарушением Устава ООН. В тот момент политики мира предпочли закрыть на это глаза. Сейчас, спустя 30 лет, мы видим, к чему это привело.
Этот вопрос у нас активно рассматривался в период, когда были захвачены украинские военные моряки и команда адвокатов работала над международными документами, в том числе Третьей Женевской конвенцией.
И вот тогда выяснилось, что фактически правопреемство Советского Союза Россия объявила одним лишь письмом из Администрации президента. То есть никаких законных оснований для того, чтобы у России было правопреемство СССР без договоренности с другими бывшими советскими республиками, нет даже по нынешним нормам международного права.
Что касается фактических последствий заявления МИД Украины: здесь важно понимать, что российские власти и дипломаты в ООН будут сопротивляться до последнего. Место в Совбезе ООН дает право вето — фактически дает полномочия, которых у большинства стран нет.
В этом смысле Россия, скорее всего, наложит вето на любые решения, а действия через Генассамблею — достаточно длительная процедура. И здесь, конечно же, необходимо подавляющее большинство голосов в поддержку этого решения.
Но если обратиться к истории, у предшественницы ООН Лиги Наций были случаи, когда исключались государства, в том числе Советский Союз — из-за агрессивных действий в отношении Финляндии во время советско-финской войны.
Нынешняя ситуация, безусловно, вскрывает те изъяны, которые были заложены в архитектуру международной коллективной безопасности по итогам Второй мировой войны. В Совбезе ООН находится ряд государств, прежде всего, обладающих ядерным оружием и реализующих право вето… Если одно из них занимает агрессивную позицию, совершает военные преступления, это фактически ставит под угрозу само существование ООН в том виде, в котором мы к нему привыкли.
В этом году Россия уже была исключена из Совета Европы — это был достаточно большой дипломатический скандал и недовольство в российских верхах. Помимо этого, РФ состоит во множестве международных организаций, в том числе работающих под эгидой ООН, а также в различных межпарламентских объединениях.
Поэтому если мы говорим о политике изоляции современной путинской России, то, конечно же, необходимо инициировать ее исключение из всех цивилизованных сообществ, в которые она когда-либо была допущена и включена.
Но [при исключении] необходимо исходить из позиции не навредить. Потому что если мы говорим, например, о Красном Кресте — это вопрос военнопленных, это вопрос гуманитарный. В случае того же МАГАТЭ — это опять-таки вопрос хотя бы условного, но контроля за развитием ядерной энергетики, ядерного вооружения.
Запад в этом смысле опасается делать Россию страной-изгоем, потому что тогда возможен неконтролируемый рост ядерных запасов и ядерных боеголовок.
Андрей Пионтковский: Исключение РФ из СБ ООН Зеленский проговаривал с Байденом во время визита в Вашингтон
— После каждой мировой войны государства-победители создают новую систему безопасности. Так было и после Второй мировой войны, когда СССР, Великобритания, США создали ООН, в которой, в частности Сталин, закрепил за собой право вето.
Сейчас мы приближаемся к финальной стадии Четвертой мировой войны — считаю, что русско-украинская война — это фрагмент Четвертой мировой, которую Путин развязал против Запада и всего свободного мира как попытку реванша за поражение Советского Союза в Третьей мировой войне.
И государства-победители в этой войне просматриваются. Это, прежде всего Украина, Великобритания, Соединенные Штаты. Они, конечно, будут создавать новую систему безопасности. Будет ли она редакцией существующей ООН или просто будет создана новая система — уже не имеет значения.
Как правильно было сказано, такие вопросы решаются на поле боя. Сегодняшняя ситуация, конечно, нетерпима, и так или иначе будет разрешена.
Последнее заявление министра иностранных дел Украины по поводу даже формальной незаконности присутствия РФ [в СБ ООН] было очень аргументированным. Ведь есть же прецедент. Одновременно распались две коммунистические империи — малая Югославия и большой Советский Союз. В случае с Югославией все было по закону: после распада ее правопреемники, включая Сербию, рассматривающую бывшее государство как империю, вступили в ООН на одинаковых правах.
А с РФ был совершенно фантастический случай. По поднятым сейчас документам, просто на основании письма Ельцина 18 декабря [1991-го] была заменена табличка в ООН — по решению тогдашнего Генсека организации.
На тот момент еще Советский Союз благополучно существовал. В Беловежье [на территории Беларуси] 8 декабря было просто некое решение трех президентов (Леонида Кравчука от Украины, Бориса Ельцина от России и Станислава Шушкевича от Беларуси, — ред.), которое потом было ратифицировано парламентами.
А Советский Союз, как мы помним, прекратил свое существование 25 декабря — после того, как Горбачев сделал заявление, что он прекращает исполнение своих полномочий, и красный флаг спустился над Кремлем.
То есть 18 декабря в ООН было принято еще несуществующее государство, при “живом” Советском Союзе.
Но такие вопросы всегда решаются и реализовываются государствами-победителями. Сейчас это юридический казус. После победы Украины, Великобритании и США в Четвертой мировой войне это станет одним из аргументов и фрагментов создания новой системы международной безопасности.
А [официальное оформление заявки об исключении РФ из СБ ООН после успешного визита президента Зеленского в Вашингтон] — как раз укладывается в формулу, что все решается на поле боя. Потому что сегодня Украина и ее союзники гораздо ближе к победе, чем девять месяцев назад, когда западные разведки считали, что Украина продержится пять дней.
Политические выводы все начинают делать из складывающегося нового соотношения сил. Думаю, этот вопрос президент Зеленский, конечно, проговаривал с президентом Байденом. У них было 2,5 часа, имели возможность обсудить. Это важная проблема.