В истории российской нефтеперерабатывающей отрасли наступила черная полоса. Все началось с ударов беспилотников по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), сообщает FREEДОМ.
Только по итогам марта 2024 года БпЛА атаковали нефтеобъекты не менее 14 раз, пишет BBC. Под ударами оказались заводы в Брянской, Ленинградской, Волгоградской, Курской, Воронежской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Ростовской, Самарской, Саратовской областях и Краснодарском крае.
“Производство бензина удалось заметно опустить. 14-17% минус — это такой очень-очень сильный удар. Сейчас в связи с перестройкой всей логистики на Азию очень сильно увеличился спрос на топливо для всех вот этих перевозок — плечо удлинилось, логистика теперь гораздо более тяжелая — как выросли перевозки автотранспортом, мы все видим. Таким образом, почему это может быть очень серьезным ударом по экономике — потому что перебои с бензином, перебои с дизелькой, они очень все это затормозят. Мы сейчас очень зависим от этой логистической цепочки на Азию”, — сказал российский экономист, общественный деятель Владимир Милов.
Помимо проблем с поставками бензина в другие страны, в России начались перебои на внутреннем рынке. В надежде урегулировать ситуацию 1 марта Москва ввела запрет на экспорт бензина сроком на 6 месяцев. Трейдеры заявили, что запрет может быть расширен, если кризис не урегулируется.
Кроме того, агентство Reuters сообщает о том, что Кремль вынужден просить бензин за границей.
“Россия попросила Казахстан быть готовым поставить ей 100 тыс. тонн бензина в случае дефицита, сообщили Reuters три источника в отрасли. По данным одного из источников, сделка по использованию резервов для России уже согласована… Министерство энергетики России не ответило на запрос о комментариях. Соседняя Беларусь уже согласилась помочь России поставками бензина”, — говорится в сообщении Reuters.
Затем по российской нефтеперерабатывающей отрасли ударил прорыв дамбы в Оренбургской области. Работу Орского НПЗ 7 апреля пришлось приостановить. А уже на следующий день стало известно, что руководство Ильского НПЗ в Краснодарском крае перенесло сроки запуска комплекса по производству бензинов, всему виной — западные санкции, введенные в отношении РФ за развязанную войну против Украины.
“Ильский НПЗ, расположенный в Краснодарском крае, перенес сроки ввода комплекса по производству бензинов с 2024-го на 2026 год из-за отказа зарубежных партнеров от выполнения контрактных обязательств, говорится в сообщении НПЗ. Российские переработчики столкнулись со сложностями в поддержании работы заводов из-за ухода зарубежных компаний на фоне ужесточения санкций Запада против Москвы. Общая мощность переработки нефти на Ильском НПЗ составляет 6,6 млн тонн в год”, — пишет издание The Moscow Times.
Атаки дронов, наводнение и санкции — все эти факторы сократили производство бензина в России. Так, оптовые цены возросли. Эксперты предупреждают, что вслед за ними стоит ожидать и подорожание бензина для розничных потребителей.
“Мы начнем чувствовать это на небольших независимых сетях АЗС, они какое-то время потянуть могут, грубо говоря, на прибыли прошлых периодов, понимая, что ситуация политически горячая. Но кто-то начнет разоряться из независимых розничных игроков. Крупные компании, понимая, что это политически важная история, у них какое-то время есть своя прибыль, они могут из нее вот это дело субсидировать, но это временная история. За оптовыми ценами розничные должны неизбежно последовать, иначе где-то будут накапливаться убытки, кто-то будет разоряться”, — сказал Милов.
В марте текущего года цены на бензин в России побили полугодовой максимум. В ближайшее время они могут еще вырасти, уверены эксперты.
Читайте также: Удары по российским НПЗ оказались эффективнее экономических санкций, — Снегирев
Напомним, после атак беспилотниками по НПЗ российские нефтяные компании испытывают серьезные трудности с ремонтом. Они не могут купить необходимые комплектующие из-за того, что корпорации, которые обслуживали НПЗ, ушли из России, а приобрести нужное оборудование за рубежом не позволяют западные санкции. По данным агентства Reuters, западные компании поставляли технологии и программное обеспечение для всех сорока крупнейших российских НПЗ на протяжении 20 лет.