Для обхода европейских санкций Россия использует так называемый теневой флот: эти суда скрывают свои маршруты и происхождение грузов, часто идут под флагами третьих стран. Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказал эксперт Центра экономического восстановления Владимир Бужан.
По его словам, европейские санкции, в отличие от американских, имеют очень большое количество брешей для обхода.
“Все равно остаются ряд стран в Европейском Союзе и особенно частных трейдеров, которые с удовольствием покупают российскую нефть или же смесь российской нефти с какой-то другой, или нефтепродукты, размешанные с другими. И таким образом они могут зарабатывать довольно большое количество средств. Мы знаем, что Европейский Союз несет большие убытки по сравнению с Китаем, который покупает нефть и нефтепродукты по более заниженным ценам. В принципе, мы видим ситуацию, что в европейских странах большое количество предприятий на грани остановки именно из-за высоких цен на энергоносители. Поэтому неудивительно, что находится потребитель всегда на такую нефть российскую. И, естественно, под это и теневой флот формируется”, — сказал эксперт.
По его информации, более 150 танкеров аффилированы с Россией, но для обоснования введения санкций в отношении их должно проводиться довольно плотное исследование. Летом был принят новый пакет санкций Европейского Союза против 17 таких танкеров.
“Поэтому, как альтернативная мера, это Дания, Норвегия, ряд других стран думают о том, чтобы защитить свое морское пространство. В первую очередь они думают об экологии, потому что эти суда очень устаревшие. В принципе, вот они думают о том, чтобы физически блокировать проход этих судов, но естественно для этого надо иметь основания, проводить анализ этих судов и, скорее, причиной блокировки этих судов будет не сама российская нефть, а скорее состояние этих судов, их соответствие международным нормам, стандартам, которые являются довольно высокими”, — сказал Бужан.
Эксперт отметил, что речь идет о высоком риске утечки нефти и загрязнения окружающей среды, непосредственно берегов Германии и Дании.
“Риски очень высокие и они составляют порядка 5%. Это значит, что если 100 судов прошло, то каждое пятое. В случае, если средний возраст судна 16,5 лет, то очень большой риск, что произойдет какая-то авария. Это просто наблюдение за 30 лет международного морского судоходства. С танкерами такое случается по разным причинам — навигация, столкновения, коррозия и утечка. И самая большая проблема — это то, что когда у вас теневой флот, то он никак не попадает ни под финансовые обязательства, ни страхуется. И по сути все эти убытки должны будут перекрывать эти страны, где и произойдет эта утечка. И основная проблема как раз заключается именно в том, что утечка нефтепродуктов очень серьезно влияет на окружающую морскую среду, и она может вот в той зоне, допустим, радиус 50 километров, уничтожать все, что там находится, и оно будет восстанавливаться десятками лет”, — сказал Бужан.
Читайте также: Россия продолжает зарабатывать на поставках нефти в ЕС в обход санкций — детали (ВИДЕО)
Напомним, в ответ на полномасштабное вторжение России в Украину страны Запада ввели санкции в отношении российской экономики, включая ограничения на экспорт нефти. Одной из ключевых мер стал введенный в декабре 2022 года так называемый ценовой потолок на российскую нефть. Ограничения также включают запреты на страхование и транспортировку сырья, если цена превышает установленный потолок.