Из-за действий России ситуация в Черном море сложная и требует реакции всего мирового морского сообщества. РФ грубо нарушает свободу коммерческого судоходства. Такое мнение сегодня, 31 июля, в эфире телеканала FREEДОМ высказал руководитель военных программ безопасности Центра глобалистики “Стратегия ХХI” Павел Лакийчук.
“Выйдя из зернового соглашения, Министерство обороны Российской Федерации заявило, что оно будет топить все суда, любые суда, которые двигаются в Украину, считая, что они перевозят в Украину или из нее оружие. Такое заявление прозвучало на мировой арене перед всем миром. Тут же получила Россия ответ от украинской стороны, от нашего Генерального штаба, наших военных о том, что все российские суда в Черном море, которые двигаются в порты Российской Федерации, а также порты оккупированного Крыма, которые де-факто и де-юре закрыты с 2014 года, будут расцениваться нашей стороной как те, которые везут оружие, и будут тоже уничтожаться. Силы и средства мы для этого имеем”, — сказал он.
Лакийчук напомнил, что есть такой ресурс Marine Traffic, который по AIS определяет пребывание всех судов, включенных в AIS, в мире на карте земли.
“Откройте Черное море и посмотрите — реально основной морской трафик в Черном море — это трафик России и из России. Это такой сплошной караван танкеров, которые следуют из Новороссийска к Босфору, которые ввозят “серую” подсанкционную российскую нефть, и которым никто управы не может найти. Второй — это из Керченского пролива и из наших крымских портов, захваченных врагом, Россия вывозит краденое из Херсонской и Запорожской областей зерно балкерами. Все знают о том, что это ворованное, но никто ничего с россиянами сделать не может. А навстречу им движется такой себе сирийский экспресс наоборот. Это суда российской “Оборонлогистики” с оружием и боеприпасами из Сирии в Россию, которые используются против Украины. Они проходят Босфор, заходят в Черное море. Все знают, что на этих судах везут российское оружие, российскую технику, российских солдат для войны в Украине и тоже россиянам ничего сделать не могут”, — пояснил он.
Поэтому, по словам эксперта, Украина и предупредила, что если россияне будут пытаться топить суда в Черном море, то ответит им адекватно. Средства и возможности для этого есть.
“”Иван Хурс” и “Приазовье” тому яркий пример. Но, тем не менее, слова прозвучали. И на том же Marine Traffic можно посмотреть фактически тот жиденький поток судов, которые не идут не в Россию, а в другие страны, выходящие с Босфора. Идет по берегу вдоль западного побережья Черного моря, вдоль берега к Болгарии, Румынии, частично в Дунай, в Украину. Потому что ни один судовладелец, ни один капитан, получив такую угрозу, не будет рисковать своими моряками. То есть это уже действует”, — говорит Лакийчук.
Он считает, что только решительное “нет” от кого-то, кто может обеспечить свободу судоходства в Черном море, как во всем океане, может остановить этот процесс.
“И то, что через день россияне одумались, так скажем, и сказали “нет, мы имели в виду не топить сразу, а сначала будем проводить осмотр судов”, все же понимают, что русским верить нельзя. Это — обезьяна с гранатой. И они обещают проводить осмотр, а возьмут и потопят. Поэтому ситуация, безусловно, в Черном море сложная и требует реакции не только причерноморских государств, но и всего мирового морского сообщества. Это действие не против Украины, это даже действие не против тех стран, кому эти грузы из Украины следуют. Это действия против свободы судоходства. Такая одна из базовых свобод, на которой сейчас зиждется мировая экономика”, — резюмировал руководитель военных программ безопасности Центра глобалистики “Стратегия ХХI”.
Читайте также: Москва получит глобальную судебную претензию: Подоляк — о блокировании зерновой сделки
Напомним, начальник Объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга Украины Наталья Гуменюк сообщила, что с прекращением работы зерновой сделки остановилась навигация в Черном море, связанная с портами на подконтрольной Украине территории.