Из-за атак украинских беспилотников в первом квартале 2024 года минимум 7 российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) остановили мощности, — сообщает агентство Reuters. Таким образом прекратилась переработка 4,6 млн тонн нефти, что соответствует 7% от общего объема.
Одним из последних остановил свои мощности Куйбышевский НПЗ, расположенный в Новокуйбышевске (Самарская область). Этот завод был атакован беспилотниками в ночь на 23 марта. Мощности Куйбышевского НПЗ снизились вдвое.
Усиление атак на НПЗ
Россия теряет 600 тыс. баррелей нефти в день из-за атак дронов на российские нефтеперерабатывающие заводы, подсчитали международные нефтетрейдеры. Аналитики прогнозируют, что отключения российских НПЗ могут привести к сокращению мощностей на 900 тыс. баррелей в день.
13 марта беспилотники ударили по Новошахтинскому заводу нефтепродуктов в Ростовской области. После этого предприятие приостановило работу, сообщил губернатор региона. Как пишет Bloomberg, мощность этого НПЗ — более 5 млн тонн в год. В этот же день под удар попал и Рязанский НПЗ — один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов России, который принадлежит компании “Роснефть”. Он производил около 317 тыс. баррелей в день, то есть около 6% от общего объема перерабатываемой нефти в России. По данным агентства Reuters, из-за пожара на НПЗ остановили две основные перерабатывающие установки.
“На долю Рязанского нефтеперерабатывающего завода, который контролируется компанией “Роснефть”, приходится около 6,4% российского производства бензина, 4,1% дизельного топлива, 7,7% мазута и 8% авиационного топлива. Один день простоя НПЗ в Рязани обойдется в 18 млн долларов”, — говорится в сообщении Reuters.
По информации российского министерства энергетики, в РФ 88 нефтеперерабатывающих заводов, из которых функционируют 38. После атак беспилотников, по данным Reuters, 13% от суммарной мощности действующих первичных установок переработки нефти — в режиме аварийного простоя, а 3 предприятия полностью остановили работу. Если учитывать только НПЗ, которые выпускают бензин и дизельное топливо, то Россия потеряла около 9% производства, или 77,4 тыс. тонн в сутки.
С начала полномасштабного вторжения России в Украину российские энергетические объекты атаковали не менее 37 раз, подсчитали журналисты Deutsche Welle. В 80% случаев беспилотники достигли цели.
Были атакованы почти все российские НПЗ в Европейской части РФ.
“Конечно, удары по НПЗ имеют значительное влияние. Россия меньше может оплачивать эту войну, а также это лишает ее необходимого топлива для продолжения боевых действий. Я бы рекомендовал игнорировать призывы к прекращению таких ударов”, — заявил командующий Силами США в Европе в 2014-2017 гг. Бен Ходжес на Киевском форуме безопасности.
Тем временем, ранее три анонимных источника здания Financial Times заявили, что США просят Украину прекратить атаки на российские НПЗ, из-за того, что это якобы может повысить мировые цены на нефть и спровоцировать месть со стороны России.
Для обеспечения безопасности нефтеперерабатывающих заводов власти хотят привлечь Росгвардию и установить системы противовоздушной обороны (ПВО), сообщили в министерстве энергетики РФ.
По словам экспертов, до нынешнего времени НПЗ в России особо не защищали. Системы ПВО оберегают столицу и резиденции Путина. На все города и стратегические предприятия просто не хватает ресурсов.
Ремонт НПЗ — дело долгое. А если учесть, что достать необходимое оборудование, материалы и запчасти подсанкционной Москве будет очень сложно, то ожидать позитивных изменений в отрасли в ближайшее время не стоит.
Эксперты прогнозируют, что Москва предпримет меры для резервации запасов нефти. А это неизбежно отразится на обычных россиянах.
Руководство российских нефтеперерабатывающих предприятий ищет способы защититься от атак дронов. По информации Deutsche Welle, дочерняя компания “Газпрома” “Газпромнефть Марин Бункер” ищет подрядчика, чтобы укрепить стенки резервуаров для предприятия возле Новороссийска.
А дочка “Роснефти” “Саратовнефтепродукт” в конце 2023-го года потратила более 1 млн рублей на систему РЭБ ПД-703 “Кейс Мульти”. Новокуйбышевский НПЗ и Рязанская нефтеперерабатывающая компания заказали комплексы РЭБ еще в конце 2022-го года. Однако это им не помогло. Оба предприятия попали под удар беспилотников.
Мнения экспертов
Как удары по НПЗ влияют на экономику РФ и возможность продолжать агрессивную войну против Украины? Каким образом можно эффективнее воздействовать на российскую нефтеперерабатывающую отрасль? Может ли Кремль снизить потери и риски от ударов по НПЗ? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:
- Михаил Подоляк, советник главы Офиса президента Украины;
- Андрей Закревский, председатель правления ассоциации “Нефть и газ Украины”, заместитель директора Ассоциации энергетических и природных ресурсов Украины;
- Владимир Омельченко, директор энергетических программ “Центра Разумкова”;
- Максим Гардус, коммуникационный менеджер Razom We Stand;
- Игорь Бураковский, председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций.
МИХАИЛ ПОДОЛЯК: Российские НПЗ — законные цели для Украины
— Касательно того, что США якобы призвали Украину не бить по российским НПЗ — это нонсенс. Такой призыв к стране, которая два года эффективно ведет оборонительную войну против России, невозможен в принципе.
У Украины, как государства, и у Зеленского, как президента, сейчас абсолютно другой уровень субъектности.
Украина в рамках международного права имеет безусловное право вести оборонительную войну, уничтожая любые объекты, которые являются ресурсами для ведения Россией агрессивной войны, включая нефтеперерабатывающие заводы, места хранения топлива, потому что это ключевой ингредиент для атаки нашей территории.
В рамках международного права мы действуем законно, в рамках морально этических принципов мы также действуем законно. Для эффективного отражения агрессии России нам необходимо уничтожать инфраструктурные возможности, за счет которых она эту войну и ведет.
АНДРЕЙ ЗАКРЕВСКИЙ: В России будет расти цена на нефтепродукты
— Есть два больших удара, которые получила нефтегазовая отрасль России. Первый удар был тогда, когда ушли современные добывающие и сервисные компании, то есть ушли технологии. В мире уже практически не осталось месторождений с так называемой легкой нефтью или легким газом. И в самой России эти месторождения, находящиеся на третичной, четвертичной стадии разработки. А это гидроразрывы пласта (ГРП), горизонтальное бурение.
Речь идет о том газе и нефти, которые можно реально поднять из-под земли. Россия сейчас усиленными темпами продолжает бурить устаревшими старыми технологиями 70-80 х годов вертикальные скважины, получая так называемую нефтяную пульпу, в которой где-то 90-95% воды, а 5-10% — нефти.
Ситуация, которая сложилась с российской нефтеперерабатывающей промышленностью, лишает Кремль “дубинки” — нефтегазового оружия. В России понимают, насколько они зависят от нефтеперерабатывающих и газовых отраслей.
Путин очень хотел удержать цены на бензин до того, как произойдет его так называемое переизбрание. Но ему это не удалось. Причина очень простая — чтобы компенсировать цены внутреннему производителю, они уже в прошлом году вынуждены были потратить около 50 млрд долларов. Поэтому в августе закрывался экспорт нефтепродуктов.
Был выбор — брать деньги с экспортеров нефти и нефтепродуктов или внутренних производителей и переработчиков. Мы облегчили этот выбор Путину и сказали, что в России просто не будет нефтепереработчиков.
Если суммарные мощности переработки НПЗ достигали в России 330 млн тонн нефти, то сейчас более 100 млн тонн нефти они перерабатывать не в состоянии.
Санкции нарушили экспорт не только бензина и дизеля, а и других субпродуктов, нефти, мазута и других вещей, которые в России девать некуда. Ведь дороги они не строят, а всё бросают на войну против Украины.
Мазутные печи они в свое время в угоду “Газпрому” порезали на металлолом. То у них происходила периодически затоварка, и нефтеперерабатывающие заводы останавливались, потому что им оставалось производить только бензин и дизель. Это были уже проблемы переработки чисто технологические.
Были еще и бухгалтерские проблемы переработки. Если себестоимость переработки бензина и дизеля стоит 20 центов, а суммарные налоги платились как будто перерабатывали и получали продукции на два доллара, то через некоторое время бухгалтерам пришлось из-за того, что кроме бензина и дизеля РФ ничего не нужно, бросать эти все бухгалтерские расходы на переработку бензина и дизеля.
Фактическая себестоимость достигла, по моим подсчетам, еще в конце 2022 года и в начале 2023-го двух долларов. И получилась такая простая вещь: если продолжать поставлять по 40-60 центов бензин и дизель на внутренний рынок, то кто-то эту разницу должен был компенсировать.
Сначала это компенсировалось из бюджета, потому что там в корпорациях сидят те же самые люди Путина, но потом деньги закончились.
Этот скачок, который мы увидели на 20-25%, — не первый скачок. Мы скоро увидим цены на нефтепродукты в России выше, чем в соседнем Казахстане, странах Балтии и Польше. И если мы боялись того, что дешевые нефтепродукты проникают как-то через Польшу и Литву, через обход по югу и так далее, то скоро мы увидим обратный момент, когда Россия будет покупать нефтепродукты.
Вначале у них вдруг появятся талоны на бензин. Бензин будет очень дешевый, и для специальных групп населения он не подорожает вообще. Будут победные реляции товарища Путина, который “защитит” скорые помощи и малообеспеченных людей, у которых даже, может, автомобиля нет. Для них будут специальные талоны по специальным ценам. Вначале будут эти талоны, потом появятся черный рынок топлива. Потому что как только появляется дефицит и талоны государственного регулирования, появляется и черный рынок.
ВЛАДИМИР ОМЕЛЬЧЕНКО: Удары по нефтебазам могут подорвать военную логистику армии РФ
— Были нанесены удары на 16 НПЗ в Российской Федерации, которые расположены в европейской части. Они подверглись ударам и в той или иной мере была нарушена их работа.
В России сейчас реальный дефицит бензина. Всего НПЗ вырабатывали в год 42 млн тонн бензина, а потребляли — 36 млн тонн. Был небольшой запас. Дизельного топлива вырабатывается в год 84 млн тонн, а потребляется — 39 млн тонн. Запас дизеля больше.
В стоимости нефтепродуктов в России 69% занимают налоги. Это значит, чем меньше на рынке будут реализовываться нефтепродукты вследствие ударов по НПЗ, тем меньше будет поступать налогов в бюджет. Соответственно, у России будет меньше возможностей вести войну против Украины.
Последствия ударов по НПЗ для российского рынка нефтепродуктов и нефтеперерабатывающей отрасли достаточно чувствительны. Но нельзя говорить, что они достигли какого-то критического уровня. Для того чтобы рынок нефтепродуктов погрузился в глубокий кризис, нужно продолжать удары по НПЗ еще 3-4 месяца.
Новокуйбышевска НПЗ в Саратовской области, по которому ударили, вырабатывает реактивное топливо, топливо для самолетов, различное масло для нужд армии. И эта атака скоро может повлиять на снабжение ГСМ российской армии на фронте. Но все же больше пострадает рынок бензина, потому что запасов, очень мало.
В РФ большой профицит дизельного топлива, поэтому ситуация не будет критической. В основном будут экономические потери для нефтеперерабатывающих заводов и тех регионов, где они расположены.
Удары по нефтебазам могут серьезно подорвать военную логистику армии РФ. Особенно важно наносить удары по ректификационным колонам, потому что их сложно и долго восстанавливать. Это самое уязвимое место в нефтепереработке.
Нет никакого смысла в дополнительной защите резервуаров с нефтепродуктами, если будет разрушена ректификационная колонна.
Нужно думать о том, как выводить из строя главные нефтеперекачивающие станции. Потому что на каждом нефтепроводе находится несколько НПЗ. Если уничтожить 5-6 главных нефтеперекачивающих станций — это будет эквивалентно разрушению половины НПЗ России. Соответственно, Кремль будет лишен существенной части валютной выручки.
МАКСИМ ГАРДУС: Подрыв нефтебаз в приграничных районах сковывает передвижение оккупационной армии
— Для того, чтобы удары по НПЗ были эффективными, нужно, чтобы они были не одиночными. Сейчас очень многие журналисты и пользователи соцсетей показывают карты, на которых заводы зачеркнуты крестиками. Но, если честно, это слишком оптимистический взгляд на события, потому что один удар даже нескольких дронов — это не полное уничтожение завода, а только перерыв в его деятельности. Чтобы он полностью перестал работать, скорее всего, потребуется повторный удар.
Пока что не совсем ясно, насколько эффективно будут работать санкции, чтобы Россия не могла купить недостающее оборудование для ремонта и реконструкции пострадавших заводов.
С точки зрения армии, важнейшим является производство дизеля, поскольку советская техника в основном заточена на дизельное топливо. Значительное поражение и задержка производства тех заводов, которые производят дизельное топливо, может негативно в среднесрочном плане отразиться на мобильности российской армии. Недостаток авиационного топлива, которое вырабатывается не в таком большом количестве, как дизель, скажется на работе российской авиации на линии фронта.
Нужно обращать внимание не только на атаки на НПЗ на территории РФ, а и на то, что периодически некто взрывает нефтебазы в приграничных с Россией областях, а это точно связано со сковыванием передвижения армии.
Авиационный керосин — это более редкий товар, нежели дизель, и производят его далеко не все НПЗ. Для его производства нужно более тонкое и более дорогое оборудование, потому что очень высокие требования к качеству очистки. И это крайне важно, поскольку, к сожалению, на сегодняшний день мы видим, что в воздухе у России преимущество авиации над Украиной. А вот как раз импортировать авиакеросин РФ будет очень сложно.
Я думаю, что в России начнут резервировать топливо для себя про запас другие стратегические отрасли. Постараются придумать какой-то механизм для того, чтобы обеспечить аграриев, потому что скоро посевная, и железную дорогу.
В результате лоббистских действий некоторых структур, которые попытаются защитить свои запасы, возникнет дефицит топлива для мелкого и среднего бизнеса, например, перевозчиков. Кроме того, возникнут региональные перекосы. Самые большие проблемы будут в европейской части России, а чтобы их решить, попытаются перекинуть топливо с востока.
ИГОРЬ БУРАКОВСКИЙ: Ударами по НПЗ достигаются три цели
— Украина нашла очень правильный и инновационный подход — разбомбить российскую инфраструктуру. Эта инфраструктура с одной стороны, обеспечивает экспортную выручку для Российской Федерации, с другой — обеспечивает топливом оккупационную армию.
Также сегодня России нужно топливо для того, чтобы начинать проводить сельскохозяйственные работы. Получается, тройная цель абсолютно достигнута.
Производство бензина и некоторых других видов топлива сократилось на 10%. Будет повышение цен на внутреннем рынке.
Проблема заключается в том, что каждый нефтеперерабатывающий завод завязан на конкретный регион. И после атаки в регионах сразу начинаются проблемы. А топливо — это не такой продукт, как, например, электроэнергия, которую можно, грубо говоря, по проводам перебросить из точки А в точку Б. Это совсем другая логистика со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Читайте также: Дроны атакуют российские нефтеперерабатывающие заводы: последствия для экономики агрессора (ВИДЕО)