Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что миротворческий контингент на территории Украины не может быть альтернативой членству в НАТО. Он подчеркнул, что для успешной реализации этой идеи Украине необходимо получить поддержку большего числа европейских лидеров. В Европе же возобновились дискуссии по этому вопросу.
Что говорят в ЕС о миротворцах для Украины
Идею отправки европейского военного контингента в Украину впервые высказал президент Франции Эммануэль Макрон в феврале 2024 года. Тогда многие лидеры стран Европейского Союза не поддержали ее.
В последнее время дискуссии о введении в Украину миротворцев возобновились. Например, в Германии эта идея стала активнее обсуждаться в преддверии парламентских выборов. Кандидат в канцлеры от лидирующего по рейтингам Христианско-демократического союза (ХДС) Фридрих Мерц заявил, что готов рассмотреть участие Федеративной Республики Германия (ФРГ) в этой инициативе. Его коллеги по партии считают это обязанностью Берлина, но Германия должна действовать в рамках ЕС и НАТО.
“Будучи самой крупной экономикой в Европе, Германия должна быть готова внести свой вклад в обеспечение мира и архитектуры европейской безопасности. Эффективным и, учитывая наши ограниченные материальные и человеческие ресурсы в Европе, реалистичным задействование миротворческих сил будет лишь в том случае, когда миротворчество включено в архитектуру европейской и трансатлантической безопасности и, следовательно, в НАТО, поскольку тогда Украина окажется под ядерным щитом“, — заявил эксперт ХДС по внешней политике Родерих Кизеветтер в интервью немецкой газете Neue Osnabrück Zeitung.
Размещение миротворцев должно быть частью пути Украины в НАТО, но не должно стать заменой Североатлантическому альянсу. Кроме того, для эффективной реализации этой идеи нужно вовлечение как можно большего числа европейских стран, акцентировал президент Украины Владимир Зеленский в интервью в эфире телемарафона “Єдині новини”.
“Мы поддерживаем такую инициативу [размещение миротворческого контингента в Украине], но одной Франции недостаточно. Мы бы не хотели, чтобы это были одна-две страны. Я думаю, что и Великобритания будет поддерживать такой шаг, и некоторые другие страны, о которых мы договаривались вслух не говорить. Они пока не хотят говорить об этом публично, потому что боятся влияния России. Но сама эта идея прозвучала на нашей встрече с президентом Франции Эммануэлем Макроном и [новоизбранным президентом США Дональдом] Трампом во Франции. Я увидел, что Трамп положительно относится к этой инициативе“, — рассказал Зеленский.
По мнению экспертов, именно Дональд Трамп подтолкнул ЕС к возобновлению дискуссии об отправке миротворцев в Украину своими заявлениями, что европейцы не должны полностью полагаться на Вашингтон в плане собственной безопасности.
Но то, как будет выглядеть миротворческая миссия в Украине, зависит от того, на каких условиях подпишут возможный мирный договор.
“Тут не идет речь о введении войск для осуществления каких-то операций на территории Украины. Речь идет о наблюдении за выполнением тех соглашений, которые могут быть достигнуты. В такого рода практике требуется согласие обеих сторон. И должно быть понимание с обеих сторон, что они доверяют военнослужащим, которые будут совершать это наблюдение, и что их оценки будут восприниматься серьезно“, — пояснил президент общественной организации “Украинская ассоциация внешней политики” Владимир Хандогий.
В декабре агентство Reuters со ссылкой на официальных лиц и экспертов представило проект, как может выглядеть миротворческая миссия ЕС в Украине. Предположительно в ней примет участие коалиция из пяти-восьми стран, общая численность военных может составить до 100 тысяч человек.
Ранее сообщалось, что Рим готов принять участие в миротворческой миссии для обеспечения безопасности Украины после заключения перемирия.
Как перспективу введения миротворческих войск оценивают эксперты
В каком формате возможно введение миротворческих войск на территорию Украины? Согласится ли на это Россия? Хватит ли европейским странам решимости на то, чтобы отправить в Украину свой военный контингент, и какие могут быть альтернативы? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:
- Владимир Фесенко, политолог;
- Денис Кузьмин, эксперт Центра международных исследований Одесского национального университета им. И.И. Мечникова;
- Сергей Джердж, глава Общественной лиги “Украина — НАТО”.
ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО: РФ не согласится на миротворцев из стран НАТО
— Участвовать в войне в нынешней фазе, в боевых действиях войска стран НАТО точно не будут, так как прямое столкновение НАТО и России может привести к ядерной войне.
Одно дело, когда Россия воюет только с Украиной, а страны НАТО нас поддерживают. Другое дело, если напрямую начинают воевать между собой страны НАТО и Россия — тогда велика опасность того, что конфликт довольно скоро перерастет в ядерную войну. Это взаимное уничтожение. Причем уничтожение не только воюющих сторон — огромная проблема может возникнуть для всего мира и существования человеческой цивилизации. Риск цены прямого военного столкновения между НАТО и Россией понимают обе стороны.
Размещение военного контингента на территории Украины возможно только после окончания военных действий. Это должно быть предметом договоренностей и частью мирного соглашения.
Миротворческий контингент должен наблюдать за прекращением огня — об этом должны договориться Украина, Россия и та сторона, которая будет выступать в роли посредника или инициатора переговоров. В данном случае, скорее всего, это будут Соединенные Штаты. Если все три стороны согласятся, что в роли миротворцев будут выступать европейские страны, страны НАТО, тогда они смогут выполнять эту функцию.
В то же время, Россия вряд ли согласится на такой вариант, потому что она рассматривает любую европейскую страну, особенно члена НАТО, как союзника Украины. РФ может отказаться от того, чтобы в роли миротворца было государство-член Альянса. Этот вариант отвечает интересам Украины, и если на нем будет настаивать президент США Дональд Трамп, тогда это будет форма переговорного давления на Россию. Но удастся ли договориться? На мой взгляд, пока это очень большой вопрос, на который нет ответа.
Россия точно не согласится, чтобы в этой роли выступали страны НАТО. Мы же вряд ли согласимся, например, на то, чтобы такую роль выполняли Беларусь или Китай. Я допускаю, что может быть какой-то миротворческий контингент под эгидой ООН. В таком случае должно быть решение Совета безопасности ООН и соответствующее финансирование. И, скорее всего, это будет контингент из нейтральных стран.
После вторжения России в Украину в 2014 году и заключения двух Минских соглашений (в сентябре 2014 года и в феврале 2015-го) о прекращении огня на Донбассе функцию контроля выполняла миссия ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Возможности и мандаты миссии ОБСЕ были ограничены, реального контроля за прекращением огня они не осуществляли, поэтому были постоянные нарушения. После подписания вторых Минских соглашений было, по-моему, больше 40 временных прекращений огня, которые длились по несколько дней.
Альтернатива нынешним миротворцам — предоставление гарантий безопасности для Украины на будущее. Здесь Украина вправе договариваться с теми странами, которые согласятся на размещение их военного контингента на ее территории. Тогда нам придется менять Конституцию, поскольку размещение на постоянной основе зарубежных войск требует соответствующих изменений основного закона Украины. Но думаю, что как раз на этот счет у украинского общества консенсус будет.
В перспективе возможно создание некого оборонного альянса внутри Евросоюза. Тесное сотрудничество Украины с таким альянсом может быть наиболее вероятным сценарием укрепления оборонного партнерства Украины с рядом европейских стран.
Также важно то, на чем акцентировал президент Владимир Зеленский, что прекращение огня и идея размещения миротворцев не означает, что Украина отказывается от перспективы членства в НАТО. К сожалению, возможен вариант, когда и американская сторона в виде новой администрации Трампа, и уж тем более Россия могут ставить вопрос, что условием прекращения огня должен быть отказ Украины от перспективы членства в НАТО. Эта проблема будет вызовом для нас на будущих переговорах. Украинская сторона должна сейчас вместе с европейскими партнерами скоординированно выступать за то, чтобы Россия не разыгрывала версию блокирования перспективы членства Украины в НАТО.
ДЕНИС КУЗЬМИН: Без формального перемирия ввод миротворцев исключен
— Идея введения миротворческих сил на территорию Украины хоть и сырая, но обсуждается уже давно. Реализация возможна, если достигнуты определенные мирные соглашения, соблюдение которых эти силы и будут обеспечивать.
Миротворцы — это не войска других стран, которые вступают в войну на нашей стороне. Это совершенно другой подход. Однако, без формального перемирия или начала реализации мирного плана, эта идея неосуществима.
Например, ввод миротворцев из Франции, Польши или Швеции на территорию Украины может быть воспринят Россией как угроза и стать легитимной целью для атак. Возможно, они могли бы взять на себя охрану западных границ Украины, чтобы высвободить украинские войска для других задач. Конечно, маловероятно, что они захотят оказаться на линии фронта.
Европейцы сейчас пытаются показать свою решимость, но все это пока на уровне идей. Неясно, какие страны могут участвовать, какие будут процедуры и, главное, под чьим мандатом будут действовать эти силы. Единственный легитимный орган, который мог бы дать такой мандат, — это Совет Безопасности ООН, но из-за позиции России, которая до сих пор член этой структуры, это маловероятно.
Если же миротворческие силы станут частью договоренностей, скажем, с участием США, то такая инициатива может обрести реальную основу. Но сейчас первоочередные вопросы — это поставки вооружений и средств ПВО, в которых Украина остро нуждается.
Демонстрация решимости со стороны Европы — важный сигнал, но не стоит питать иллюзий. Политическое решение — одно, а реальное выделение средств и войск — совсем другое.
Также важно понимать, что решение может принять не весь ЕС, а несколько стран. Это, с одной стороны, упрощает процесс, с другой — позволяет сосредоточить усилия. Такие силы могут стать символом гарантий для Украины, особенно в условиях неопределенности с членством в НАТО.
Европейцы подчеркивают, что без формального согласия России они не готовы действовать, тем более направлять миротворцев на фронт. Их задача — обеспечить техническую поддержку и обучение. Хотя Европа демонстрирует готовность помочь Украине, она также сталкивается с экономическими трудностями, вызванными войной и отсутствием дешевых российских энергоносителей.
СЕРГЕЙ ДЖЕРДЖ: Размещение миротворческих войск вдоль нынешней линии разграничения — это проигрышный вариант
— Если бы такая международная миссия размещалась вдоль границ Украины, признанных на международном уровне, и помогала защищать и возвращать нашу территорию, это было бы положительным шагом. Такая зона безопасности вдоль границы Украины с Россией могла бы принести определённую стабильность.
Однако если говорить о заморозке конфликта и размещении войск отдельных стран вдоль нынешней линии соприкосновения, то это проигрышный вариант. Мы видим пример Кореи, где уже 70 лет существует линия разграничения, и ситуация остается неизменной. Это не принесло облегчения корейскому народу, а, наоборот, усугубило проблемы. На севере из-за коммунистической идеологии ситуация доведена до абсурда — это отдельная тема. Точно так же может случиться с жителями Донбасса и Крыма. Это будет потерей людей и территорий.
Кроме того, мы наблюдаем, как в демократических странах регулярно меняется власть. Приходят новые лидеры с новыми планами и видением, как это случилось в США. Например, если миссию возглавит Италия или Франция, то через пару лет новая власть в этих странах может принять решение отозвать свои силы. Тогда линия соприкосновения останется без защиты и Украина снова окажется уязвимой.
Такие инициативы отдельных стран, к сожалению, не имеют силы решений Совета Безопасности ООН. А в нынешних условиях, когда Россия обладает правом вето, такие решения невозможны. Реформа ООН — это дело будущего, и сегодня отсутствует механизм для независимых от политической конъюнктуры решений.
Если же миротворческие войска уйдут, Украина снова окажется втянута в войну, а Россия за это время может укрепить свои позиции, добиться смягчения санкций и использовать заморозку конфликта в своих интересах. Такое развитие событий сделает возобновление войны еще более разрушительным — как для нас, так и для Европы.
К вопросу использования миротворческих войск на территории Украины нужно подходить крайне осторожно, чтобы избежать негативных последствий.
Читайте также: Миротворческие войска в Украине: при каких условиях страны согласятся отправить своих военных — мнения