Более миллиона тонн агропродукции стоит на кораблях в Босфоре, и еще миллионы заблокированы в Одесских портах. Об этом рассказал заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук сегодня, 28 октября, в эфире телеканала FREEДОМ, комментируя работу “зернового соглашения” Украины и России при посредничестве ООН и Турции.
Марчук напомнил, что через порты Одессы с помощью “зернового коридора” с 1 августа удалось экспортировать более 9 млн тонн зерна.
“Это действительно хороший показатель того, что Украина выполняет свои обязательства. Она подписала соглашение и действует в рамках этого документа. Поэтому весь мир ожидает продолжения “зернового коридора”, — сказал он.
От того, как будет эксплуатироваться украинское зерно, зависит благополучие, продовольственная безопасность многих стран в мире, акцентировал Марчук.
“Одним из факторов, который подтверждает это, является заявление Всемирной продовольственной организации, где говорят, что с того момента, как начали работать порты Одессы в мире цены на продовольствие опустились. Фактически они стали такими, как в довоенный период, которые фиксировали еще в феврале месяце. До этого времени цены росли”, — уточнил эксперт.
Марчук подчеркнул, что Россия не имеет права, по сути, в одностороннем порядке блокировать и замедлять прохождение судов с украинским зерном.
“Не имея такого права, они действуют всякими хитрыми методами. То есть, не говорят прямо, что они не будут осуществлять проверок кораблей. Технически может кто-то заболеть. Если нет одного представителя, значит, нужно перенести проверку. Или, например, судно нужно проверять ночью. А они говорят: нет, я ночью не поеду, потому что страшно в море выходить. То есть они находят тысячи причин, чтобы этот процесс затянулся. Может корабль один проходить два-три часа, а один может стоять 12 часов. Поэтому мы имеем ту проблему, которая сегодня сложилась Босфоре”, — пояснил Марчук.
Кроме того, что корабли стоят, они несут финансовые убытки, подчеркнул он. По его словам, Украина оперативно выгружает на корабли продукцию, а РФ затягивает инспекцию. Так, убыток от простоя в сутки составляет на один корабль от 10 до 50 тыс. долл.
“Это вовремя не полученное продовольствие на те континенты, которые его ждут. Но также это фактически аварийная ситуация в Босфоре, потому что уже на сегодняшний день более 175 кораблей ждут свою очередь. Поэтому сегодня нам нужно продолжение зерновой инициативы. И говорить о том, чтобы количество представителей, которые бы могли работать в соответствии с работой Конвенции ООН, которые проверяют корабли, его нужно увеличить, чтобы быстрее проходила проверка”, — сказал эксперт.
По его оценкам более 1 млн тонн зерна на сегодня стоят в Босфоре. Но еще миллионы тонн фактически заблокированы сейчас в портах Одессы, потому что они не могут осуществлять вовремя выгрузки, так как корабли стоят.
Как сообщалось ранее, 22 июля в Стамбуле по предложению Организации Объединенных Наций Украины, Турция и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш подписали Инициативу о безопасной транспортировке зерна и пищевых продуктов из украинских портов “Одесса”, “Черноморск” и “Южный”.
Зерновой коридор заработал с 1 августа, когда первое судно с украинским продовольствием вышло из порта Одессы.