Россия уже более семи лет активно применяет различные методы для нанесения ущерба подводным коммуникациям в Балтийском море, включая кабели связи и газопроводы. Эти угрозы требуют незамедлительных и скоординированных действий со стороны НАТО и Европейского Союза. Усиление патрулирования, техническая модернизация систем мониторинга и защита кабелей — ключевые направления для нейтрализации угроз и предотвращения экономического ущерба. Об этом в эфире телеканала FREEДOM сегодня, 29 декабря, рассказал капитан первого ранга запаса, заместитель начальника штаба Военно-морских сил Вооруженных сил Украины (2004-2012 гг.) Андрей Рыженко.
Российская Федерация использует как примитивные, так и высокотехнологичные методы воздействия для диверсионных акций в Балтийском море. Технологии активно применяются для получения данных о радиолокационных системах, аэродромах и промышленной инфраструктуре побережья.
“Практика использования гражданских судов для разведки достаточно известна еще с советского времени. Однако современное оборудование не такое габаритное, как было раньше. Сейчас можно поместить его в несколько чемоданов, незаметно и быстро установить на судне. Его можно, например, использовать для снятия характеристик радиочастотного спектра по побережью Балтийского моря“, — рассказал Рыженко.
Он отметил, что обнаружить кабель на дне Балтийского моря несложно, поскольку его средняя глубина — около 60 м.
“Для исследования подводных коммуникаций используется сканер бокового обзора. Это маленькая торпеда весом 20 кг, она опускается, запрограммировано идет по маршруту, и может выявить все, что находится на глубине меньше 200 м“, — объяснил эксперт.
Были зафиксированы случаи, когда гражданские суда, управляемые из России, повреждали кабели, просто сбрасывая многотонные якоря.
“Это очень примитивный и кустарный метод диверсии. Однако он работает. Кинетическая энергия, с которой многотонный якорь падает на морское дно, с учетом веса цепи может действительно разбить кабель или повредить его очень сильно и ограничить его работу“, — пояснил капитан первого ранга запаса.
Видимо, такую диверсию и совершил нефтяной танкер Eagle S, который входит в теневой флот РФ. Береговая охрана Финляндии задержала танкер 26 декабря по подозрению в повреждении электрокабеля Estlink 2, проложенного по дну Балтийского моря между Эстонией и Финляндией.
“Танкер Eagle S шел из Санкт-Петербурга. Я так понимаю, что на судне знали точку кабеля, который нужно было повредить. При приближении к ней началась манипуляция одним из якорей. И, по всей видимости, он у них оборвался, потому что когда судно привели в финский порт, у него оказался только один якорь”, — добавил Рыженко.
Не менее тревожным является деятельность секретного подразделения Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.
“Оно существует уже около 50 лет, и профессионально занимается поиском под водой важных объектов связи. У этого подразделения есть специальные подводные аппараты — пилотируемые и беспилотные, которые опускаются на глубину до 6 км и находят кабели и станции. И потом, в зависимости от того, что нужно сделать, уничтожают, повреждают или прослушивают эти объекты”, — отметил спикер.
Балтийское море является стратегически важным регионом для Европы, но при этом обладает высокой уязвимостью.
“Балтийское море очень уязвимо для разного рода диверсий, потому что оно неглубокое. И в нем очень много кабелей, которые никто не скрывает“, — уточнил Рыженко.
Для России Балтийское море имеет особое значение. Здесь расположены порты, через которые идет значительная часть экспорта нефти.
“Два порта — Приморский и Усть-Луга — поставляют за границу очень большое количество нефти, в том числе и через теневой флот“, — рассказал эксперт.
Рыженко отметил, что теневой флот России, насчитывающий около 400 танкеров, играет ключевую роль в обходе международных санкций, принося российскому бюджету до 35 млрд долл. в месяц.
На фоне растущих угроз страны НАТО начали принимать меры для защиты инфраструктуры. Военно-морские силы Эстонии и Финляндии усилили патрулирование кабелей, обеспечивающих энергетические связи между Таллинном и Хельсинки.
“Эстония и Финляндия могут объявить о расширении прибрежной зоны территориальных вод. Тогда получится, что эта зона фактически перекроет выход танкерам теневого флота из российских портов. А в прибрежной зоне действуют правила суверенитета, контроля над экологическими вопросами, над вопросами безопасности. Поэтому эти страны самостоятельно могут решать проблему с теневым флотом в их водах, не оглядываясь на международные организации”, — подчеркнул Андрей Рыженко.
Читайте также: Торговые, рыболовецкие и научно-исследовательские суда России шпионят с советских времен — подробности от Ягуна
Напомним, что береговая охрана Финляндии 26 декабря задержала нефтяной танкер Eagle S по подозрению в повреждении электрокабеля Estlink 2. Танкер был оснащен оборудованием для шпионажа за кораблями и самолетами НАТО.
Это уже не первое повреждение подводных кабелей в Балтийском море за последнее время. 17 ноября произошел обрыв кабелей между Швецией и Финляндией. 18 ноября был поврежден оптоволоконный кабель, соединяющий Германию и Финляндию.
Читайте также: ЕС готовит новые санкции против теневого флота РФ после обрыва кабеля в Балтике — заявление