За готовность Молдовы присоединиться к санкциям против России, Кремль молниеносно пригрозил Кишиневу отрезать газ, а также напомнил, что в так называемой “ПМР” проживает около 220 тысяч граждан РФ. Тем не менее НАТО не видит реальных признаков возможного вторжения России в Молдову. Как видятся эти угрозы в самой Молдове и готов ли альянс помочь стране в обороне рассказал в эфире марафона “FreeДОМ” на телеканале UA бывший вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Молдовы Александр Фленкя.
— Достаточно ли сил и желания у России, чтобы напасть на Молдову?
— Оценку, озвученную замом Генсекретаря НАТО Мирча Джоанэ, разделяет и руководство Молдовы. Звучат те же заявления о том, что в обозримом будущем не видно предпосылок прямого военного вторжения. В то же время, все это прекрасно осознают — рычаги давлений, в первую очередь энергетические, у России по-прежнему остаются. И здесь непонятная судьба действующего контракта на поставку природного газа “Газпрома” в адрес Молдовы, который в любой момент может быть прекращен, и определенные сигналы из Москвы уже были. Другой очевидной уязвимостью является тот факт, что около 70% электроэнергии потребляемой Молдовой, производится в контролируемом Россией Приднестровье. Поэтому, скорее всего, нас ждет очень тяжелая зима. Так или иначе, вся Европа и Молдова, в частности, сейчас находится в состоянии гибридной войны, и под гибридными угрозами со стороны России, в нашем случае речь идет об энергетике.
— Что дает Молдове статус кандидата в члены Европейского Союза: больше сотрудничества с ЕС или же сложности от того, что Российская Федерация не поддерживает эти шаги?
— Это очень важный знак, в том числе символический шаг, который еще раз подтверждает принятие Европой того факта, что Республика Молдова, как и Украина, является частью Европы со всех точек зрения. Мне кажется, что факт получения Молдовой статуса кандидата на вступление в ЕС, каким-то образом поменял, или способен изменить отношение Москвы к Кишиневу и к Республике Молдова в целом. Статус кандидата принципиальным образом здесь ничего не меняет, потому что исходить нужно из того, какие амбиции есть у конкретного человека Владимира Путина. А амбиция состоит в том, чтобы воссоздать в той или иной форме Советский Союз. Повторюсь и подчеркну, речь идет именно об амбициях, не о планах. Очевидно, что война в Украине пошла не по планам путинских генералов. И эти амбиции опасны, потому что реализация их достаточно непредсказуема.
— Насколько сильна Молдова сейчас в военном плане?
— Речь, скорее, идет о военной немощности, нежели о мощи, откровенно говоря. Тут нужно понимать, что с первых лет независимости, буквально сразу же после окончания войны в Приднестровье в июле 1992 года, понятным и очевидным образом в качестве вероятного противника и главной военной угрозы рассматривалось именно Приднестровье и находящийся там контингент российских войск. Поэтому Молдова, будучи с одной стороны государством нейтральным, а с другой, с достаточно скромным экономическим потенциалом, вкладывала ресурсы в той мере, чтобы поддерживать некий паритет и баланс оборонного потенциала по отношению к тому российскому контингенту и Вооруженным силам Приднестровья, которые имеют место быть на левобережье Днестра. Россия никогда не рассматривалась в качестве вероятного противника, просто в силу географии, и очевидно того факта, что между Россией и Молдовой есть Украина. А сценарий 2022 года и открытая агрессия 30 лет назад никому не могла прийти даже в голову.
— На данный момент НАТО и Европейский Союз заинтересованы в модернизации армии Молдавии, либо же в переходе на стандарты НАТО?
— Конкретно та помощь, которая уже поступает и будет поступать от ЕС, и перспективная поддержка НАТО, должны дополнить друг друга. Мы говорим о несколько разных вещах. Те 40 млн евро в дополнение еще к 7,5 млн евро, которые еще в декабре были заявлены, будут целиком направлены на то, что называется нелетальное оборудование. То есть речь не идет о системах вооружения. Поэтому, да, Молдова будет по-прежнему оснащена советским оружием. Тем не менее, вспомним документы, принятые на саммите НАТО буквально на прошлой неделе. Речь идет в среднесрочной перспективе инвестиций альянса в вооружение и в поддержку оборонного потенциала стран-партнеров, в том числе Украины и Молдовы. И это беспрецедентное решение для НАТО. И вот здесь уже речь идет непосредственно о летальном оружии. Конкретные параметры этой помощи и того переоснащения национальной армии Республики Молдова, которое предусмотрено в рамках этой будущей помощи, объявлены не были. Мы сами с нетерпением ждем пояснений и информации от руководства нашей страны.
— Расскажите по поводу предложения военной помощи от Румынии. Как стоит разделять информационные месседжи России касательно Румынии?
— Так и есть. Одни и те же методички, используемые Кремлем в их пропаганде по отношению к Украине и к Республике Молдова. Тут сложно комментировать это как-то предметно. Нужно рассматривать это исключительно как элементы пропаганды и гибридной войны по отношению ко всей остальной Европе в целом. В том, что касается конкретно Кишинева и Бухареста, нужно понимать, что Румыния существует не сама по себе, а является страной-членом ЕС и НАТО. Соответственно, является и частью общеевропейской оборонной политики безопасности, общей внешней политики ЕС. А также связана многосторонними обязательствами в рамках НАТО. Поэтому даже теоретически говорить о каких-то своих конкретных планах Румынии, либо обязательствах Румынии в оборонной сфере по отношению к республике Молдова просто неуместно. Вся та поддержка, которая есть на политическом уровне, в первую очередь, а также заявленная помощь и поддержка в плане укрепления обороноспособности наших Вооруженных сил, это все многосторонние обязательства и договоренности в рамках ЕС и НАТО.
— Как Вы думаете, какими будут дальнейшие шаги Российской Федерации?
— Все те угрозы, все те риски для нашей безопасности остаются в силе. Нужно понимать, что в условиях продолжающейся полномасштабной агрессии России против Украины, никто в принципе на европейском континенте не находится в безопасности. И понимание этого факта разделяется всеми европейскими лидерами. И есть четкое понимание этого факта также и здесь, в Республике Молдова. В том, что касается конкретно Приднестровья, помимо тех традиционных и перманентных угроз безопасности и дестабилизации, которое Приднестровье несет для нашей страны просто в силу факта существования непризнанной неконтролируемой территорией, на которой находятся неконтролируемые никем, кроме России, вооруженные люди, добавляется общий контекст региональной безопасности, или точнее ее отсутствие. Поэтому очевидно, для того чтобы эти риски и угрозы снять раз и навсегда, нужно не только вернуть мир на европейский континент, но также раз и навсегда решить приднестровскую проблему путем восстановления целостности нашей страны, потому что иначе говорить о безопасности в Восточной и Юго-Восточной Европе не приходится.
— Есть ли временные рамки и идеи того, чтобы начать возвращение Приднестровья под контроль Молдовы?
— На протяжении трех десятков лет после развала Советского Союза и уже более точно после окончания всех войн в бывшей Югославии, сложился некий хрупкий мир, хрупкий баланс сил в Европе, который никто не хотел тревожить. Особенно, учитывая статус России как главного поставщика энергоресурсов в Европу. Поэтому все конфликты на территории бывшего Советского Союза были заморожены. Сейчас мир меняется. И почти все эти конфликты были розморожены. Старый миропорядок был разрушен, новый еще не сложился. А это означает, что кроме всех тех рисков и угроз, которые есть, существует и окно возможностей. Более того, просто обязательства нашей страны и всего европейского континента в целом, воспользоваться этой ситуацией и построить новый миропорядок, в котором будет мир, безопасность и в котором замороженных конфликтов больше не будет.
Читайте также:
Европарламент готовится проголосовать за первый миллиард евро из нового пакета помощи Украине
На пути в Крым взорвали бронепоезд. Версии задымления у Крымского моста. Дайджест