Алмазы, нефть и другие “болевые точки”: эксперты объяснили принцип 12-го пакета санкций против РФ

Иллюстративный коллаж: aussiedlerbote.de

Европейский совет 18 декабря принял 12-й пакет экономических и индивидуальных ограничительных мер ввиду продолжающейся агрессивной войны России против Украины. 

Наиболее ожидаемая и существенная мера, которую он предусматривает — введение с 1 января 2024 постепенного запрета на импорт алмазов из России. Ужесточает Евросоюз и требования к соблюдению так называемого потолка цен на российскую нефть. 

Запрет алмазов и контроль за обходом санкций 

Основные положения 12-го пакета санкций против РФ опубликовали на сайте Европейского совета. 

“Эти меры наносят дополнительный удар по способности Путина вести войну, нацеливаясь на дорогостоящие секторы российской экономики и затрудняя обход санкций ЕС”, — говорится в сообщении Евросовета.

По словам верховного представителя Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, 12-й пакет санкций включает новые списки и экономические меры, которые еще больше ослабят российскую военную машину.

“Наш посыл ясен, как я уже заявлял, когда возглавлял неформальный Совет по иностранным делам в Киеве: мы остаемся непоколебимыми в нашей приверженности Украине и будем продолжать поддерживать ее борьбу за свободу и суверенитет”, — подчеркнул Жозеп Боррель.

В частности, ЕС вводит запрет на прямой или косвенный импорт, покупку или перевод бриллиантов из России.

“Этот запрет распространяется на алмазы, происходящие из России, алмазы, экспортированные из России, алмазы, следующие транзитом через Россию, и российские алмазы, обработанные в третьих странах”, — уточнили в ЕС.

В сообщении говорится, что прямой запрет распространяется на синтетические и нетехнические природные алмазы, а также ювелирные изделия с бриллиантами с 1 января 2024 года. Кроме того, косвенный запрет на импорт российских бриллиантов при обработке (т.е. огранке и/или полировке) в третьих странах, включая поэтапное введение косвенных запретов на импорт алмазов, происходящих из России, будет поэтапно вводиться с 1 марта 2024 года и завершится к 1 сентября 2024 года. Запрет на российские алмазы является частью усилий “Большой семерки” по разработке скоординированного на международном уровне запрета на алмазы, цель которого — лишить Россию этого важного источника дохода.

Также в пакете прописано требование, чтобы экспортеры ЕС по контракту запретили реэкспорт в Россию и реэкспорт для использования в России особо чувствительных товаров и технологий при продаже, поставке, передаче или экспорте в третью страну, за исключением стран-партнеров.

Совет добавил 29 новых организаций в список тех, кто напрямую поддерживает российский военно-промышленный комплекс в его агрессивной войне против Украины. На них будут распространяться более жесткие экспортные ограничения в отношении товаров и технологий двойного назначения, а также товаров и технологий, которые могут способствовать технологическому совершенствованию российского сектора обороны и безопасности.

Некоторые из этих 29 предприятий принадлежат третьим странам, участвующим в обходе торговых ограничений, или являются российскими организациями, занимающимися разработкой, производством и поставками электронных компонентов для российского военно-промышленного комплекса. Кроме того, сегодняшнее решение расширяет список запрещенных товаров, которые могут способствовать технологическому совершенствованию российского сектора обороны и безопасности, включив в него химикаты, литиевые батареи, термостаты, двигатели постоянного тока и серводвигатели для беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), станки и детали машин. 

Наконец, ЕС ввел дополнительные ограничения на импорт товаров, которые приносят России значительные доходы и тем самым позволяют ей продолжать агрессивную войну против Украины. Это чугун, медная проволока, алюминиевая проволока, фольга, трубы и трубки на общую сумму стоимостью 2,2 млрд евро в год. Вводится новый запрет на импорт сжиженного пропана (СНГ) с 12-месячным переходным периодом.

“Совет решил ввести некоторые исключения из ограничений на импорт предметов личного пользования, таких как предметы личной гигиены или одежду, которую носят путешественники или которая находится в их багаже, а также для автомобилей, имеющих дипломатические регистрационные знаки, для въезда в ЕС. Кроме того, чтобы облегчить въезд в Союз граждан ЕС, проживающих в России, государства-члены могут разрешить въезд своих автомобилей при условии, что автомобили не предназначены для продажи и эксплуатируются исключительно для личного пользования”, — сообщает пресс-служба.

Запрет на транзит, который сейчас применяется к товарам и технологиям двойного назначения, экспортируемым из ЕС в третьи страны через территорию России, будет распространен на все товары, которые могут применяться в бою.

Чтобы еще больше ограничить возможности обхода, сегодняшнее решение включает в себя запрет гражданам России владеть, контролировать или занимать какие-либо должности в руководящих органах юридических лиц, организаций или органов, предоставляющих услуги криптоволютного кошелька, счета или депозитарного обслуживания российским лицам и резидентам.

Кроме того, существующий запрет на оказание услуг будет распространен и на предоставление программного обеспечения для управления предприятиями и программного обеспечения для промышленного проектирования и производства.

ЕС вводит требования об уведомлении о переводе средств за пределы ЕС любым юридическим лицом, учрежденным в ЕС, которое принадлежит или контролируется юридическим лицом, учрежденным в России, либо российским гражданином или физическим лицом, проживающим в России.

Совет вводит более строгие правила соблюдения, чтобы поддержать введение ограничения цен на нефть и пресечь обходные меры. Кроме того, усиленный механизм обмена информацией позволит лучше выявлять суда и организации, осуществляющие обманные действия, такие как перевалка с судна на судно, используемая для сокрытия происхождения или назначения груза.

Кроме того, Совет решил ввести правила уведомления о продаже танкеров любой третьей стране, чтобы сделать более прозрачными их продажу и экспорт, в частности в случае бывших в употреблении танкеров, которые можно было бы использовать для обхода запрета на импорт российской нефти.

Мнения экспертов

Как повлияет очередной раунд европейских санкций на экономику России? Сможет ли РФ и дальше в обход санкций продавать нефть и алмазы? Действительно ли Центробанк может справиться с экономическими вызовами? Можно ли снизить возможность РФ финансировать путинскую войну? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Сергей Фурса, финансист;
  • Илья Несходовский, экономический эксперт; 
  • Игорь Бураковский, председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций;
  • Александр Савченко, доктор экономических наук, директор Международного института бизнеса;
  • Дмитрий Левусь, политолог, директор Центра общественных исследований “Украинский меридиан”.

СЕРГЕЙ ФУРСА: Проблема цен на куриные яйца — яркий индикатор экономических проблем РФ

— Санкции Евросоюза против Росфинмониторинга — это абсолютно формальные санкции, которые ни на что не повлияют. Я думаю сотрудничество европейских стран, США с финансовой разведкой России итак было минимальным. Поэтому вступление в силу формальных санкций фактически зафиксирует то, что уже и так есть. 

Украина давно требовала включить России в черный список “FATF” (межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, — ред.). Но пока не находила ответа и вряд ли в ближайшее время найдет. 

Серый список мало что меняет для россиян, потому что они уже сталкиваются с очень жестким контролем в нормальных юрисдикциях с российским паспортом, им очень сложно открывать банковские счета и совершать операции. 

Текущие пакеты санкций сейчас направлены на то, чтобы упредить обход предыдущих пакетов санкций. Тут два направления — это ограничение реэкспорта европейских товаров в Россию. Мы пока не знаем, заработает ли это полностью. Если да — это точно усложнит жизнь россиян. Но насколько сильно — непонятно. 

Усиление контроля за потолком цен на нефть должно возыметь эффект. Но Россия будет искать хитрые лазейки, чтобы обойти ограничения. 

Если бы санкции не работали — возможности у российской армии были бы совершенно другие. Но они не убивают на 100% российскую экономику. 

Индикатор того, что санкции не очень полезны для экономики РФ — это ситуация с ценами на яйца. Все российское государство напряглось и пытается решить проблему стоимости куриных яиц. Дело в том, что цены на яйца растут во всем мире. Вопрос в том — как на это реагирует экономика и общество. РФ приходится на глобальном уровне решать проблему ввоза и стоимости куриных яиц. Это иллюстрация ненормального положения дел. 

ИЛЬЯ НЕСХОДОВСКИЙ: Наконец-то разрабатываются механизма контроля обхода санкций 

— Когда нефть продается, то указывается цена ниже ценового порога. А компания, которая владеет танкерами и имеет российское происхождение, фактически закладывает гораздо большую цену за транспортировку нефти в Индию. Вот таким образом обходят эти санкции. 

В 12-м пакете санкций предусмотрено, что необходимо учитывать и стоимость страхования, и стоимость транспортировки нефти, и, соответственно, на это влиять. Это очень правильно. 

Наконец-то наши международные партнеры не только заявили о ценовом пороге на нефть с начала 2023 года, но и уже принимают активные действия по отношению к тем компаниям и к тем судам, которые их нарушают.  

Если не контролировать те компании, которые привыкли возить санкционное нефть из Ирана или Венесуэлы, то, конечно же, они будут перевозить и российскую нефть. 

Санкции, которые были применены по отношению к судам, перевозящим российскую нефть по ценам выше ценового порога, сработали. Мы видим, что разница между ценой нефти “Брент” и ценой нефти “Юралс” уже довольно существенная. 

Цена нефти уже ниже 60 долларов. Это самое главное. Запрет алмазов — это, конечно, тоже существенная и правильная вещь. Но все-таки удар по нефти является более болезненным.  

Алмазы — это не танкер с нефтью. Если танкер с нефтью еще можно каким-то образом отслеживать, даже если они отключают свои трекеры, то алмазы отслеживать гораздо сложнее. 

Для того, чтобы заработали санкции по отношению к российским алмазам, и были предыдущие этапы, которые позволяют идентифицировать происхождение алмаза. После обработки нужно зафиксировать, что уже готовый бриллиант произведен из российских алмазов. 

Очень правильно, что Евросоюз разработал механизм контроля происхождения алмазов, чтобы минимизировать возможность обхода санкций. Результат, конечно, будет не сразу. Стоит ожидать накопительного эффекта. 

В любых технологических сферах санкции будут срабатывать, потому что там Россия не может найти замену. 

ИГОРЬ БУРАКОВСКИЙ: Для экономики РФ наступают непростые времена

— Многие ожидали и я в том числе хотя бы какого-то влияния непосредственно на “Росатом”. Почему санкции по “Росатому” не вошли? Наверное, это связано с позицией тех стран, в частности, Венгрии, которые продолжают иметь достаточно активные связи с “Росатомом”. Давайте не забывать о том, что РФ пообещала достроить несколько блоков на атомной электростанции в Венгрии. 

Рассматривался вопрос о том, чтобы полностью наложить запрет на продажу России устаревших списанных танкеров для перевозки нефти. Эти танкеры, как известно, используются для обхода ценового потолка на российскую нефть. 

В итоге решили, что запрета не будет, но будет введен специальный механизм информирования по поводу таких сделок для того, чтобы потом эти танкеры отслеживать уже в процессе транспортировки. 

Был какой-то определенный компромисс, связанный с решением о начале переговоров между Украиной и Европейским Союзом по поводу вступления в ЕС. И, естественно, целый ряд проблем, с которыми сталкиваются страны Европейского Союза и которые считают, что более жесткие санкции — это определенные экономические проблемы для них.  

Центральный банк РФ произвел перерасчет платежного баланса. Что такое платежный баланс? Это, с одной стороны, поступление валюты в страну по разным линиям: экспорт товаров, экспорт технологий, кредиты, которые РФ кому-то предоставляет и потом получает деньги. С другой стороны — это импорт тех же самых денег, например, импорт товаров и так далее. 

5-7 млрд. долларов, которыми Россия гордилась в качестве позитивного сальдо, оказались статистическим фокусом. Когда пересчитали, то оказалось, что сальдо не такое большое. И поступления в РФ, которые были указаны, оказались другими. 

Для РФ наступили достаточно непростые времена. Сегодня сокращается ввоз не только каких-то специфических лекарств, которые и так было тяжело завозить. С линейкой лекарств широкого потребления тоже есть проблемы. 

На сегодняшний день, я думаю, перед Россией и Центробанком стоят еще более сложные задачи —  как противодействовать санкциям и как обеспечить видимость спокойствия в связи с будущими президентскими выборами. 

АЛЕКСАНДР САВЧЕНКО: Нужно наказывать страны, которые помогают РФ обходить санкции

— Когда ценности сталкиваются с интересами — интересы всегда побеждают. Пример Австрии и пример Польши — этому доказательство. Даже для Венгрии — 10 млрд. долларов дали и можно выйти выпить кофе. Мы не должны осуждать страны или людей за такой конфликт. В принципе, это ожидаемо. 

Австрийский “Райффайзен-банк” является сейчас уже главным банком в РФ и платит налоги в бюджет этой страны, которая воюет. Справедливости ради, можно сказать, что и Европейский Союз, и Европейский Центральный банк уже предпринимали внутренние усилия для того, чтобы этот банк прекратил работу в России. 

Сейчас уже страны “большой семерки” приблизились к моменту, когда замороженные активы Центрального банка РФ перейдут в статус конфискованных. Поэтому можно предложить “Райффайзен-банку” компенсацию за выход из России. 

Но можно выйти без денег, оставив все в России, потому что действует прямой запрет Путина на продажу западных активов. Можно отдать активы бесплатно бандитам Путина, но продать нельзя. 

Если есть санкции, то должен быть и механизм контроля за исполнением этих санкций. И в новом пакете это предусмотрено от европейских компаний, которые ведут торговлю и с Россией, и со странами-сателлитами.  

Страны должны будут подписать контракт с любой страной с подсанкционными товарами, что их запрещено перепродавать в Россию. 

Я думаю, должен быть еще один момент —  наказание за нарушение санкций. Это может быть административное наказание, финансовое в виде штрафа и даже уголовное. Я допускаю, что в 13-м пакете санкций это будет предусмотрено. 

Санкции действуют на ВВП. РФ приблизительно на уровне 2-3% ВВП и этого недостаточно для того, чтобы развалить экономику. Санкции должны ужесточаться. Механизм контроля должен быть жестким, а наказания за нарушения должны быть суровые.

РФ обходит санкции через такие страны, как Армения, Турция, Узбекистан, Казахстан. Я думаю, что пришло время говорить о наказаниях для этих стран. 

Санкции, которые сейчас предусмотрены, если их исполнять жестко и наказывать за обход, то два года — это максимум, что остается России. Не надо забывать, что эта страна наказывает сама себя. РФ запретила продавать нефть и газ за доллары и евро. Теперь нефть и газ продают за юани и динары. 

Нужно ослаблять возможность Путина финансировать войну.  

ДМИТРИЙ ЛЕВУСЬ: Российская статистика завышена 

— 12-й пакет санкций можно назвать многострадальным — он очень долго принимался и к нему долго шли. Потому что он затрагивает болезненные для некоторых стран аспекты. 

Болезненные вещи для многих — это банковская сфера. История с “Райффайзен-банком” тому подтверждение. Это болезненные вещи для конкретных финансовых групп, которые работают с правительствами и элитами. 

Что касается алмазного бизнеса, то 4 млрд. евро может показаться не сильно внушительной суммой. Но алмазы России — это те компании, к которым есть интерес непосредственно у ближнего круга Путина. 

Тем не менее, нефтяная сфера России до сих пор не под такими санкциями, как должна бы быть. И тут мы должны вспомнить  украинские предложения группы Ермака-Макфола, которая говорит о необходимости наложения санкций на нефтяную сферу. Потому что это то, что сейчас в основном приносит деньги России. 

Есть такая тенденция в Европейском Союзе — считать, что 12-й пакет санкций может быть последним. Но такого не будет, потому что будет вопрос вторичных санкций. Украина об этом говорит. Президент Зеленский постоянно напоминает о необходимости серьезной санкционной политики. 

Я согласен с тем, что эта “тактика 1000 порезов” не может не сказаться на российской экономике. Тем более, что последние пассажи российской пропаганды о том, что санкции не работают, на самом деле лживы. Как оказалось, российскую статистику определенным образом завышают. 

Читайте также: Ограничения на экспорт нефти: как влияют на финансы Москвы (ВИДЕО)

Прямой эфир