2023 год стал поворотным для санкций против России, они начали действовать, и отношение к их обходу также поменялось в лучшую сторону. Кроме того, зарубежные компании-перевозчики российской нефти не столько помогают РФ, сколько пользуются моментом для извлечения выгоды. Об этом сегодня, 28 мая, в эфире телеканала FREEДОМ заявил председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.
“2023 год в каком-то смысле стал поворотным для санкций. Потому что если мы раньше только говорили про санкции против компаний из третьих стран, которые обходили ограничения проукраинской коалиции, то сегодня эти санкции начинают действовать. И мне кажется, что теперь отношение судовладельцев, отношения собственников и менеджмента компании этих стран к санкциям будет действительно меняться”, — сказал он.
По словам эксперта, наряду с партнерами Украина ведет активную санкционную политику относительно РФ.
“Если речь идет о влиянии, это, естественно, дипломатические методы. То есть наши дипломаты работают и будут, видимо, работать еще более активно. И очень важно показывают, что в том числе и Украина или Украина, прежде всего, тоже занимает активную санкционную позицию. Мы прекрасно понимаем, что наши санкции не являются такими суперкритичными для Российской Федерации, давайте честно говорить, с учетом разницы экономических потенциалов, но, тем не менее, мы сами должны показывать, что вот есть российские капиталы, мы это доказываем и арестовываем за содействие войне. Мы решаем какие-то другие вопросы. Мы пресекаем, к сожалению, попытки, в том числе какого-то экспорта, реэкспорта, использования украинских товаров Российской Федерации. И многое, многое другое. Как раз списки, которые были недавно подписаны президентом, с моей точки зрения, являются абсолютно таким правильным шагом в направлении показать нашим партнерам, как мы непосредственно пытаемся противодействовать России”, — рассказал Бураковский.
Что касается Европейского Союза, то, как говорит эксперт, ситуация достаточно сложная изначально.
“На уровне Евросоюза, условно, Еврокомиссии, Европарламента и так далее принимаются политические решения, которые затем непосредственно имплементируются на национальном уровне. И тут сразу же возникает традиционная проблема. Эти дискуссии не только касаются санкций, как это имплементировать решения Евросоюза, которые сегодня принимаются консенсусом. То есть нельзя сегодня проголосовать, скажем, пять стран против, остальные 20 с чем-то стран ЕС “за”. Таким образом, мы принимаем санкции”, — говорит Бураковский.
Он уточнил, что это такая особенность институционального устройства Евросоюза.
“И есть еще один момент, что Европейский Союз с самого начала устами Урсулы фон дер Ляйен заявил о том, что да, мы помогаем Украине, Россия должна понести ответственность, мы будем ограничивать ее военный потенциал, но при этом с учетом наших экономических реалий, потому что понятно, чтобы помогать нам, европейские экономики должны быть сильными, они частично зависят от российской экономики. Поэтому тут действительно возникают такие вещи, в том числе и лобистского характера, когда национальные правительства в силу разных причин и экономических, и финансовых, и каких-то других стараются поддержать свои компании и договориться о каких-то механизмах, которые минимизировали бы негативный вред санкций или, скажем так, тяжесть санкций для экономик соответствующих стран”, — подытожил Игорь Бураковский.
Читайте также: Как Россия получает товары через третьи страны — разбор
Напомним, как заявил исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, РФ — не Советский Союз. Она серьезно глобализирована, очень сильно зависима от поставки товаров двойного назначения, от поставки компьютерной техники, микрочипов. Поэтому чрезвычайно важно ужесточать контроль за обходом санкций.