Заморозить российские активы недостаточно: сложности согласования репараций для Украины разобрали эксперты

Иллюстративное фото: biz.nv.ua

Сумма нанесенного Россией ущерба Украине уже составляет более 350 млрд долларов. При этом в годовом отчете украинское правительство озвучило прогноз, что эта цифра к концу года может возрасти до 600-750 млрд долларов.

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что на сегодняшний день замороженные в странах-партнерах российские активы являются главным источником финансирования, позволяющим покрыть большую часть расходов на восстановление Украины.

Украинское правительство уже работает над тем, чтобы конфисковать российские активы. Страна планирует начать быстрое восстановление по пяти направлениям: энергетика, разминирование, строительство поврежденного жилья и критической инфраструктуры, а также экономический рост Украины.

“Сегодня в бюджете есть уже 17 млрд гривен, которые конфискованы у двух российских банков”, — отметил Шмыгаль.

Страны Запада продолжают работу над заморозкой российских активов

Параллельно страны Евросоюза, а также США, Канада, Великобритания и Швейцария продолжают работать над вопросом конфискации арестованных российских активов, чтобы передать их Украине. Послы ЕС одобрили создание рабочей группы, которая будет заниматься вопросами использования замороженных российских активов в соответствии с международным правом.

В рамках 10-го пакета антироссийских санкций ЕС обязал все банки указать точную сумму замороженных российских активов. Это станет новым шагом к окончательной конфискации имущества страны-агрессора в пользу Украины. Пока на законодательном уровне это удалось лишь США и Канаде. Они уже передали в пользу Украины больше 30 млн долл., изъятых у подсанкционных российских олигархов.

Так, спустя год развязанной Россией полномасштабной войны Украина фактически получила почти 5,5 млрд долл. конфискованных денег российского олигарха Константина Малофеева. Это решение США. Канада, в свою очередь, изымает у олигарха Романа Абрамовича около 26 млрд долл.

Швейцария уже заморозила больше 8 млрд долл. российских активов. Это лишь доля от приблизительно 200 млрд франков, которые, по оценкам экспертов, находятся в стране и пока не могут быть заморожены, потому что не все их владельцы под санкциями. Правительство Эстонии тоже активно пытается узаконить конфискацию российских активов.

Обзор мнений экспертов

Каким будет итоговый компенсационный механизм и сколько времени пройдет прежде чем он заработает в полную силу, в эфире телеканал в эфире телеканала FREEДОМ объяснили:

  • Сергей Фурса, финансист;
  • Алексей Барановский, адвокат, представитель Съезда народных депутатов России;
  • Захар Тропин, доцент кафедры международного права Киевского национального университета им. Т. Шевченко;
  • Тарас Загородний, управляющий партнер Национальной антикризисной группы;
  • Елена Сотник, правозащитница, советница вице-премьер-министра Украины по вопросам евроинтеграции.

СЕРГЕЙ ФУРСА: Передача Украине замороженных российских активов затянется на десятилетия

— Для европейских стран частная собственность является чем-то святым и нет механизмов по передаче Украине этих денег. Поэтому механизмы надо выработать. Это должен быть консенсус как между странами, так и внутри стран. Везде возникнет оппозиция. Причем не обязательно это будут российские агенты. Это будут местные юристы, которые увидят риски и так далее. Поэтому это очень долгий процесс.

Передача замороженных активов — это не вопрос ближайших двух лет, это вопрос 50 лет. Потому что сначала надо изменить законодательство во многих странах, потом принять судебное решение, если законодательство будет изменено. И в ближайшее время мы ответа на этот вопрос не получим.

 Есть суверенные активы. Это в основном ценные бумаги, которые очень легко можно преобразовать в деньги. А есть активы российских олигархов или друзей Путина, которые имеют яхты, недвижимость в центре Лондона. Эти активы тоже интересуют Украину. И уже есть прецеденты во Франции, когда подобные активы продавались и деньги отправлялись в Украину. В Украине тоже есть активы России и российского бизнеса. Но у нас пока что, к сожалению, не видно политической воли, чтобы эти активы собирались, продавались и деньги направлялись в бюджет.

Теоретически восстановление Украины может финансироваться за счет западных денег под залог замороженных российских активов. Когда пройдут все судебные процессы эти активы будут по-настоящему конфискованы и уйдут в ту сторону, которая финансировала восстановление Украины.

АЛЕКСЕЙ БАРАНОВСКИЙ: Нужно, чтобы мир признал в российской оппозиции тех, кто передаст Украине замороженные активы

— Не все в Европе понимают, что мир с 2022 года очень сильно изменился. И поэтому нужно подтягивать скорость бюрократических процедур до актуальных потребностей. Это нужно не только Украине, но уже и всему миру, потому что его безопасность находится под угрозой из-за действий российской власти.

Первая проблема — это бюрократия — будь то европейская страна или Северная Америка. А вторая проблема — нужна политическая воля. Грубо говоря, Эстония может проявить политическую волю более наглядно, чем вся Европа. То есть если Эстония примет на национальном уровне решение о конфискации российских замороженных активов и передаче их Украине, это будет прецедент, на который все остальные страны будут равняться. Поэтому важно, чтобы кто-то был локомотивом и спустил снежный ком с горы. Дальше уже будет проще.

Россия сейчас готовится не к репарациям, а к наступлению. Но с другой стороны, есть пример Венесуэлы, когда правительству Хуана Гуайдо передали замороженные венесуэльские активы в управление. Соответственно, эта ситуация больше похожа, например, на ситуацию в Беларуси, когда лидер оппозиции Светлана Тихановская признается в мире как избранный президент. И ей бы могли передать, например, в управление замороженные белорусские активы.

С Россией ситуация в этом отношении сложнее. Единственная альтернативная площадка, альтернативная ветвь власти — это съезд народных депутатов.

 Это такой парламент переходного периода. В повестке дня, в будущем у нас стоит создание переходной администрации. Но нет того, кто со стороны России будет подписывать мирное соглашение и признавать репарации. Путинская власть, очевидно, не будет этого делать.

Еще хуже, если вместо Путина будут Патрушев, Кадыров, Пригожин или коллективное безумие. Естественно, они тоже никаких репараций никому не дадут. Они и дальше будут продолжать войну. Значит, должна быть альтернативная сила, которая будет признана Украиной международным сообществом. Мы над этим и работаем.

Съезд народных депутатов РФ — это первая ступень в этом проекте. Дальше будет развиваться ситуация в зависимости от того, сможем ли мы получить признание Украины, Польши, стран Балтии и другого международного сообщества.

Мы готовы передать репарации Украине, но вопрос в признании наших полномочий.

По нашим прикидкам, 80% всего ущерба, который нанесен Украине, будет уплачен из российских источников. Возможно, Европа чем-то поможет. Очевидно, что Европа и Америка будут принимать участие в восстановлении Украины. Но большую часть должна заплатить Россия.

В первую очередь это будут замороженные активы Центробанка. С частными лицами, конечно, вопрос более сложный. Но государственные деньги должны быть переданы Украине. В оппозиционной среде есть идея о том, что украинские компании должны быть допущены к разработке и использованию недр. Да, недра должны принадлежать народам России. Но Украина совершенно очевидно, должна получить с этих российских природных ресурсов свою часть, которая покроет тот ущерб, который ей нанесла путинская власть.

Частные лица будут очень долго судиться за свое имущество, за свои сбережения. Этим будут заниматься не простые суды, а международные европейские юрисдикции.

Инициаторы передачи замороженных активов Украине настаивают на том, что они должны использоваться для восстановления страны. С одной стороны, это правильно. Но восстанавливать сейчас, например, Харьков, который каждый день по-прежнему находится под обстрелами, нет смысла. Как по мне, наиболее эффективно использование денежных средств на тактическую медицину, бронежилеты и все остальное, что помогает украинской армии побеждать.

Восстанавливать города до окончания боевых действий — не самое эффективное использование денег. Это важный аспект, который не нужно упускать.

ЗАХАР ТРОПИН: Резолюция Генассамблеи ООН — это первый шаг к выплате репараций

— Есть три вида арестованного российского имущества:

  • имущество государства;
  • имущество государственных компаний;
  • имущество частных лиц, то есть олигархов или других частных лиц, связанных с Россией и преступлениями России против Украины.

Соответственно, механизмы должны либо идти по каждому из этих направлений, либо же должен быть разработан единый механизм, который бы объединил все эти виды имущества в рамках единой системы взыскания, конфискации и возмещения ущерба Украине и гражданам Украины.

Украина пытается продвинуть идею единого механизма, который был бы создан на базе международного соглашения в рамках резолюции Генеральной ассамблеи ООН. Эта резолюция, в частности, предусматривает, что Россия должна возместить ущерб. И главное, что должен быть создан реестр ущерба, причиненного РФ Украине. Подобный реестр на своей территории согласились создать Нидерланды.

Компенсационная комиссия будет создана в рамках отдельного международного договора. Этот механизм, как видите, уже реализуется. То есть уже происходят наработки. Но этот механизм должен быть подкреплен еще соответствующим законодательством для того, чтобы государства могли конфисковать имущество.

ТАРАС ЗАГОРОДНИЙ: Прецеденты передачи Украине конфискованных активов уже есть

— Я пока не вижу обозначенного юридического механизма выплаты репараций. Есть прецеденты, когда конфисковались деньги частных лиц, как это было в Канаде с Абрамовичем. И это очень хороший знак. Это значит, что есть прецедент и отработан механизм. Но это будет небыстрым процессом. Потому что Запад построен на системе правосудия. И для того, чтобы конфисковать активы либо у частного лица, либо у государства, должна быть отработана юридическая база, которая позволит это реализовать на практике.

Первый шаг уже сделан. Около двух месяцев назад в ООН была проголосована резолюция относительно наложения репараций на РФ. Но посмотрим, как это будет реализовано.

Я думаю, что еще как минимум год уйдет на выстраивание этого механизма. Но мы видим решительную позицию наших западных партнеров, которые готовы это сделать.  

ЕЛЕНА СОТНИК: Реестр убытков на основе резолюции ООН может появиться уже в этом году

— Работа стартовала в тот момент, когда появилась резолюция ООН по созданию механизма возмещения убытков. Необязательно, что все механизмы возмещения будут одновременно исполнены — и реестр, и механизмы подачи заявлений, и тем более механизм исполнения решений и формирования специального фонда. Главным и самым сложным моментом является наполнение фонда активами. 

Все рассчитывают на то, что ключевой составляющей будет конфискация активов РФ. Сейчас все понимают, кто является главным виновником всех военных преступлений, всех уничтоженных инфраструктурных объектов и домов жителей Украины. За это сейчас отвечает РФ, которая и должна заплатить. 

Но этот фонд будет наполняться не только конфискованными активами. Есть ряд государств, например, Канада, в которых не так много российских активов. Но она хочет принять участие и помочь в выплатах репараций жертвам российской войны в Украине. Она сможет пополнить фонд. Это не будет ограничено многосторонним договором [который Украина может заключить со странами-партнерами].

Уже началась работа над техническим моментами создания реестра убытков. То есть мы можем рассчитывать на то, что этот реестр и техническая база могут появиться очень быстро — в этом году.

Самый сложный момент, как я считаю, это вопрос критериев и механизма подачи заявлений. Этот механизм должен принимать во внимание все условия, которые выдвигают Украина и украинцы.  

Человек, который пострадал в результате агрессии против Украины, должен получить возможности обратиться к этому механизму. Какие необходимы документы? Какие критерии? Это, пожалуй, самые сложные составляющие, над которыми сейчас работают юристы.

Еще один вопрос — вопрос доверия к Международной комиссии, которая будет рассматривать эти заявления. Очевидно, что эту комиссию необходимо создавать как раз исходя из деятельности экспертов, специалистов, юристов, людей, которые работали в системе международного права. Но этот механизм не новый, он уже работал — подобный кейс есть у Кувейта. Но ситуация абсолютно другая.

Также мы должны четко разделить два механизма: о компенсации и об ответственности за военные преступления, которые совершает РФ. Это взаимосвязанные, но все же параллельные процессы.

Читайте также: Конфискация подсанкционных денег РФ — как решается вопрос передачи Украине (ВИДЕО)

Прямой эфир