Выбор между китайскими и отечественными машинами — как санкции ударили по автопрому России

Иллюстративное фото: celes.club

Европейский Союз совместно с США, Великобританией и другими союзниками расследует резкий рост экспорта некоторых товаров в соседние с Россией страны. В частности, автомобилей. Об этом заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. По его словам, Евросоюз обсуждает создание нового механизма против третьих стран за помощь Москве. В то же время, по словам экспертов, из-за действия антироссийских санкций автомобильная промышленность в России “объективно умерла”, сообщает FREEДОМ.

В 2022 году Евросоюз сократил экспорт автомобилей в Россию на 80%. В то же время, по словам главы внешнеполитического ведомства ЕС, в разы возрос ввоз машин в соседние с Россией страны.

“Мы увеличили экспорт автомобилей в некоторые страны Центральной Азии почти на 300%. Несколько странный интерес к европейским автомобилям у некоторых соседей России. Не так ли? Логично будет предположить, что эти автомобили были импортированы, а затем реэкспортированы. Если это так, это будет в обход санкций”, — сказал Боррель.

Тем не менее, из-за введения санкций по итогам прошлого года в России сократились более чем наполовину продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей. По словам экспертов, это стало крупнейшим падением российского авторынка за всю его историю. После начала полномасштабного российского вторжения в Украину Россию массово покинули иностранные автомобильные компании европейских, американских и японских производителей.

На протяжении последних десятилетий Россия шла по пути замещения всего отечественного импортным. Станки, подшипники, автомобили, авторучки — не было ни одного российского автомобиля, который бы выпускался из отечественных комплектующих на 100%. Например, по данным аналитиков, у “Нивы” импортные комплектующие составляли 20%, у Ladа — почти 60%.

“Поскольку российский весь автопром был очень плотно интегрирован в Европу и в мир, то очень многие комплектующие, особенно существенно важные, приходили из-за границы. Системы впрыска, ОБС, тормоза, усилители, поршневые кольца, вся электроника. Вот этого не стало. Развернуть срочно производство высокотехнологичных комплектующих невозможно. Для этого нужно покупать под ключ заводы, технологии, материалы, инженеров. У России на это сейчас нет ни времени, ни возможностей”, — комментирует журналист, автомобильный эксперт Сергей Асланян.

Как отмечают российские СМИ, в стране практически исчерпаны запасы новых иностранных автомобилей. Дефицит новых машин там попытались восполнить китайскими моделями. Их доля за год заняла половину российского рынка.

Также на внутреннем рынке выросла доля и российского производителя Lada. Однако, по словам экспертов, это — спекуляция, так как новые автомобили не производят, а статистика роста объясняется только за счет того, что все остальные ушли. Из новых машин 2022 года в ассортименте только китайские и немного корейских. Европейские, американские и японские авто уже не завозят. Машин производства 2023 года в салонах нет.

“В ассоциации “Российские автомобильные дилеры” говорят, что счет реально доступных импортных авто идет и вовсе на десятки. Ввозить массовый сегмент по параллельному импорту невыгодно — возросшая из-за сложной логистики финальная цена отпугнет потребителя. В ближайшем будущем у российских потребителей останется выбор преимущественно между китайскими и отечественными машинами”, — говорится в публикации российского издания “Известия”.

По словам экспертов, для спасения российского авторынка Кремль разрешил производить так называемые “упрощенные” модели автомобилей, собранные по нормам 90-х годов. Примечательно, новые модели будут выпускать без подушек безопасности и кондиционера. При этом цена автомобиля без каких-либо атрибутов комфорта обойдется недешево — около 12 тысяч долларов. Однако, по данным “Автостата”, из-за падения реальных доходов российские граждане вместо новых отдадут предпочтение подержанным, но импортным авто.

Читайте также: Lada в России можно заказать только в двух цветах: о причинах дефицита краски рассказал автоэксперт

Напомним, председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский высказал мнение, что в условиях ограниченного доступа к иностранным технологиям, ухода крупнейших грандов автомобилестроения с российского рынка, РФ будет производить автомобили, но они будут более низкого технологического качества. Уже сейчас российский автопром вынужден упрощать производство автомобилей.

Прямой эфир