Всё о системе “Дія”: “Неофициальный разговор” с замминистра юстиции Сергеем Орловым

Фото Facebook Сергея Орлова

Можно ли в Украине вступить в брак онлайн и потом онлайн развестись: “На самом деле, инициатором может быть одна из сторон”. В чем Украина первая: “Эта услуга является инновационной”. О сервисах для жителей неподконтрольных территорий: “Мы максимально упростили этот процесс”. И какой будет цифровая Украина через пару лет…

Герой программы “Неофициальный разговор” – заместитель министра юстиции Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Сергей Орлов.

Харьковчанин Сергей Орлов стал заместителем министра юстиции в 30 лет. Он ответственный за диджитализацию министерства. Внедряет е-услуги, оптимизирует информационные системы и государственные реестры. До Минюста работал бизнес-консультантом и помощником народного депутата. Окончил Национальный университет “Киево-Могилянская академия”. Имеет диплом по специальности “Финансы и кредит”. Хобби – сноубординг. Свободное от информационных систем и регистров время любит проводить в горах.

Ведущая программы – Карина Самохвалова.

В каждом министерстве – свой “цифровой” зам

– Когда приезжали иностранные делегации на Крымскую платформу, им показывали работу “Дії”. Так у многих государств нет такого. Это такая старая Европа, и там этого нет. Насколько я знаю, сейчас Министерство цифровой трансформации как бы “окутывает” каждое иное министерство, и назначает туда своего человека, который будет курировать взаимоотношение с системой “Дія”.

– На самом деле, Минцифры столкнулось с проблемой организационной структуры вообще в правительстве. Есть очень много классных идей, есть очень много классных инициатив, есть понимание, как структурно проводить изменения в системах, но не хватает людей, которые могут на себе “замыкать” эти процессы и системно ими заниматься.

– Это в каждом министерстве будет такой замминистра?

– Да-да. Уже сейчас почти в каждом министерстве такой “цифровой” заместитель есть. Кроме того, в ключевых центральных органах исполнительной власти, учреждениях также есть профильные замы, которые называются CDTO (Chief Digital Transformation Officer, руководитель по цифровой трансформации, – ред.). Также они появляются на уровне городов и областей. То есть нас все больше и больше.

– Как Украине войти в топ-20 развитых цифровых стран мира?

– Здесь важно понимать, как мы меряем. Есть много разных рейтингов. Один из них, например, при ООН. Буквально в прошлом году они делали отчет, в котором Украина вошла в рейтинги. И ключевыми параметрами этих индексов являются, в том числе, количество внедренных электронных сервисов для населения, степень и частота их использования, а вот уровень осведомленности – это уже отдельный индекс. И согласно этим индексам измеряется общий уровень диджитализации страны.

Как мы, как Минюст, можем повлиять на то, чтобы Украина поднималась в этих рейтингах? В первую очередь, это внедрение новых цифровых услуг и переход в режим paperless, который был объявлен президентом. Что такое рaperless – это “ликвидация бумаги”. От английского paper – “бумага”, less – “без”. То есть такой режим без бумаг. Мы для себя его определяем, как отсутствие лишних ненужных справок, которые получает гражданин при коммуникации с государством.

– Что в первую очередь можно оцифровать в Минюсте? Вы уже погрузились?

– Здесь нужно сказать, что под Минюстом мы понимаем набор политик, которые формирует министерство. И буквально в начале этого года было принято постановление Кабинета министров, в котором мы “зафиксировали” 8 ключевых цифровых проектов в Министерстве юстиции и закрепили их за ключевыми политиками. Это и сфера регистрации актов гражданского состояния (РАГСы), и сфера имущественных прав, бизнес…

По сути, в каждом из них есть ключевые проблемы – это качество данных систем. То есть в своем большинстве данные уже, но их качество оставляет желать лучшего. Второй момент – это удобство пользования этими реестрами. Это сильно ускорит прохождение некоторых услуг. И уберет лишние возможности для каких-то неправомерных действий в реестрах, например.

– О каком количестве реестров сейчас идет речь?

– В Минюсте вообще 23 реестра.

– А в первую очередь на каких реестрах вы сосредоточитесь?

– Я бы, наверное, выделил сейчас то, что в фокусе внимания – РАГСы, реестр имущественных прав, реестры заключенных, а также реестр юрлиц и физпредпринимателей (или как мы между собой называем – реестр бизнеса).

И еще реестр нотариата – это отдельный большой срез. Мы там строим новую электронную систему нотариата, которая в себе объединит все эти реестры и создаст дополнительные ключевые.

Ну и, конечно, исполнительная служба. Это автоматизированная система исполнительного производства. Тут есть большой набор процессов, которые мы автоматизируем внутри.

– А база должников по банковским кредитам?

– Если человек не возвращает долг, и на него открывается исполнительное производство, то – да, он может попасть в реестр должников.

Мы с этой темой сейчас даже в ручном режиме работаем – оперативно стараемся реагировать и на социальные медиа. Например, если где-то в социальных сетях появляется негативный комментарий, либо наша сторона, либо Министерство цифровой трансформации “отлавливает” его, и мы оперативно включаемся в ситуацию. Для меня лично это один из способов получения обратной связи. Вижу, где болит, и могу туда погрузиться.

– И на что вам жалуются?

– Часто жалуются, например, на то, что был уплачен долг по исполнительному производству, но потом сумма была увеличена. Это связано с определенными процессами, условно, у исполнителя. Потому что он не успел увидеть поступление денег, и провел дополнительное действие, например, по взысканию долга. То есть в таких случаях правда есть и с одной, и с другой стороны. Но приходится эти вопросы как-то регулировать в рабочем ключе.

Сейчас мы реализуем сервис, который будет автоматизировать эти обмены, и одновременно с прохождением оплаты будет проходить закрытие такого производства.

Брак и развод онлайн

– С ноября, как анонсировал Минюст, мы сможем подать заявку на заключение брака онлайн. Это то же самое, что заключить брак онлайн или что-то другое?

— Это другое. Как сейчас происходит офлайн-процесс? Чтобы подать заявление о регистрации брака, необходимо обратиться лично в орган РАГС. При первом визите оформляется заявление, проверяются документы, выбирается дата бракосочетания. И после этого нужно прийти еще раз через время, чтобы провести церемонию.

Сейчас мы делаем так, что заявление можно подать онлайн, подписать его удалено электронными цифровыми подписями.

— Как это на будет происходить на практике? Вот я, допустим, беру ваш и свой паспорт, и мы вместе подаем заявление или раздельно?

– Подавать заявление может одна из сторон. Например, мы с вами предварительно договорились подать заявление о регистрации брака, я могу внести все данные, подписать со своей стороны заявление и информация поступит в личный кабинет моей будущей супруги для того, чтобы она смогла подписать со своей стороны заявление своим цифровым ключом. И тогда информация поступит в РАГС, и за нами закрепляется бронь на бракосочетание.

– Мы заходим в “Дію”, и там в сервисах это все появится?

– Не совсем так. У “Дії” есть два компонента: один – это мобильное приложение, второй – это портал diia.gov.ua. Большинство людей знают о приложении, потому что телефон всегда под рукой.

Но есть портал, на котором гораздо больше сервисов, чем в приложении.

Вот на этом портале будут реализованы как раз наши услуги по взаимодействию с органами РАГСа – заявление на регистрацию брака, заявление на выдачу повторных свидетельств и выписок.

– То есть для подачи заявления на регистрацию брака я захожу на портал “Дія”, передо мной лежит лишь мой паспорт…

– По большому счету, если это первый брак и нет никаких предыдущих историй, то даже паспорт может не потребоваться, потому что в “Дії” информация есть. Потребуется только ваш ключ цифровой подписи и заполнить анкету, все.

– И сколько дней ждать ответ?

– Как только второй заявитель подписывает заявление и информация попадает в РАГС, то в течение суток происходит проверка и обработка информации, и вы получаете подтверждение о том, что ваша запись принята, можете приходить в обозначенное время.

– Вы не боитесь каких-то интернет-мошенников, брачных аферистов?

– По большому счету, повторная верификация всех документов произойдет в момент визита в РАГС, поэтому самый большой риск будет – что мы потеряем временной слот, выделенный под это время, это 40 минут или час.

– А если мой будущий муж – иностранец?

– Пока мы реализуем такой сервис только для граждан Украины, впоследствии будем модернизировать.

– Итак, сейчас будет доступна только подача заявления онлайн. А в дальнейшем планируется, что мы и пожениться сможем онлайн?

– Такой концепт есть, он активно обсуждается в стенах министерств и юстиции, и цифровой трансформации.

Просто здесь есть свои плюсы и минусы. Есть мировая практика онлайн регистрации брака. Например, она внедрена в Соединенных Штатах. Но там несколько отличается юридический компонент, так как там, грубо говоря, женят представители духовенства, и органы типа наших РАГСов – это больше как венчание. Там такая церемония проходит в режиме Zoom: вы появляетесь на мониторах, смотрите друг на друга, подтверждаете согласие на брак – и все, а документы потом отдельно подписываются.

– Наверное, такая практика очень актуальна во время пандемии?

– В целом, да. Но есть тонкий вопрос по теме безопасности. К сожалению, могут быть случаи фиктивных браков или не всегда они заключаются по согласию двух сторон. В момент же визита в органы РАГС регистратор имеет возможность верифицировать, по крайней мере, что люди готовы, что они действительно соглашаются или нет. В онлайн пока не всегда это возможно, пока не проработаны условные протоколы, алгоритмы того, какие действия нужно совершать возле компьютера, на какой блок проверочных вопросов ответить. Поэтому мы очень осторожно подходим к этому.

– Ближайший год мы не женимся онлайн?

– Думаю, что нет.

– Хорошо, а развестись онлайн можно будет?

– Этот проект также запланирован. Мы изучали этот вопрос на примере иных стран. Так вот в отдельных регионах Италии для того, чтобы развестись, нужно потратить минимум 3 года – это прямо зарегулировано, а, иногда, этот процесс занимает 5 или 7 лет.

Поэтому мировая тенденция такова, что процедура заключения брака должна быть упрощена, а процедура его расторжения – все-таки с осложнениями.

єМалятко

– Программа єМалятко. Я знаю, что эта услуга очень популярна на неподконтрольных территориях, потому что им не нужно уже пересекать линию соприкосновения, чтобы зарегистрировать ребенка. Как это работает?

– Для жителей временно оккупированных территорий по єМалятко была одна сложность – для регистрации ребенка, люди должны были взаимодействовать с судом.

Вот когда ребенок родился на подконтрольной Украине территории, достаточно медицинской справки о рождении специальной формы. А в случае свидетельства о рождении, медицинской справки, выданной на оккупированной территории, необходимо решение украинского суда о том, что факт рождения соответствует действительности. Соответствующее решение суда передается в органы РАГС и тогда происходит регистрация ребенка.

Вот этот треугольник “Человек – Суд – РАГС” был автоматизирован в єМалятко для жителей временно оккупированной территории.

Дополнительно мы добавили возможность получения документов по почте. То есть условно человек живет на оккупированной территории, он понимает, что ему удобно доехать до определенного ближайшего почтамта на подконтрольной Украине территории. Он может оформить все документы удаленно, они придут на почтамт, он приедет и заберет их оттуда. То есть мы максимально упростили этот процесс.

– А на всей территории Украины как будет развиваться єМалятко в ближайшее время?

– Сейчас у нас уже внедрена услуга доставки почтой, так же как и для жителей временно оккупированных территорий. Пока она доступна, если не ошибаюсь, только в областных центрах.

Мы планируем в сервис добавить еще две услуги уже этой осенью. Но о них мы объявим, думаю, на Дія-саммите, который пройдет в ноябре. Это мероприятие, посвященное презентации новых сервисов и услуг, реализованных на портале и приложении “Дія”. Таких ивентов было уже несколько. Очередной будет в ноябре, на котором будем презентовать новые услуги, в том числе и по єМалятко.

 Регистрация рождения есть. А регистрация смерти онлайн?

– Регистрация смерти – это отдельный проект. Дискуссии вокруг него уже идут. Он очень многокомпонентный – там задействованы медучреждения, Национальная служба здоровья, Министерство здравоохранения, Министерство юстиции, Министерство социальной политики, Пенсионный фонд… И есть сложности, связанные с однозначной идентификацией умершего и с ответственностью стороны, которая верифицирует, что тот, кто умер, совпадает с личностью, зафиксированной в документах. Поэтому дискуссии все еще ведутся, аналитика еще идет, проект находится у нас в работе. То есть он у нас есть, мы им занимаемся.

“Дія” для бизнеса

– Давайте поговорим о бизнесменах. У вас есть проект – регистрация ФЛП (ФОП) в два клика. Как это будет?

– Регистрация ФЛП – это третий этап.

У нас вся инновация в сфере регистрации в “Дії” разделилась на три условных этапа. Первым этапом была внедрена возможность зарегистрировать онлайн ФЛП. Второй этап сделал возможной регистрацию бизнеса, то есть юридического лица, ООО (ТОВ). И третьим этапом мы реализовали услугу автоматической регистрации ФЛП.

В чем отличие между первым и третьим этапами? На первом технически было реализовано так, что документы попадали в буферную систему, с которой потом работал человек (регистратор). И наличие человеческого фактора давало минусы. Во-первых, – сроки. Во-вторых, – отказы. Потому что все равно решение принималось человеком, а не компьютером. И иногда у разных регистраторов отличалася трактовка в отношении возможности/невозможности регистрации.

И вот на третьем этапе мы реализовали автоматическую регистрацию ФЛП, то есть мы убрали человека.

Вот это – первая полноценная услуга в режиме рaperless, когда нет человека.

И данные, которые ввел заявитель на портале “Дія”, попадают напрямую в реестр. Эта услуга является инновационной в том плане, что она дает прецедент для развития новых услуг в таком же режиме.

– А как вы будете классифицировать предпринимателей? Например, я продаю пиво…

– Сейчас у Министерства цифровой трансформации есть проект – пакетная регистрация бизнеса по типам отраслей, для того, чтобы человек мог получить дополнительные услуги по получению лицензии, разрешений, связанных с той или иной спецификой отраслей.

– ФЛП – это к Минюсту именно?

– Да, ФЛП – это к Минюсту. Но у нас происходит регистрация ФЛП как предпринимателя. То есть ФЛП станет ФЛП, когда соответствующая запись появится в нашем едином реестре юрлиц и физлиц – предпринимателей.

Мы, как Минюст, отвечаем за свою сторону – за регистрацию этого человека в нашей системе. Дальше мы должны получить обратную связь от налоговой, куда поступает запрос о проверке кода и постановке на учет, и получить обратную связь от управления статистики, что информация об этом ФЛП и там отражена.

– А в какой стране еще можно так быстро, в два клика, стать предпринимателем?

– Доступ к предпринимательству активно развит в Штатах, например.

Есть ряд стран, где это развивается. Но там мы говорим не столько об автоматической регистрации, сколько об упрощенной процедуре.

То есть мы одни из первых, кто реализовал автоматическую регистрацию напрямую в реестр.

– В чем мы еще первые?

– Наверное, электронные паспорта. Изначально Минцифры реализовало отображение паспорта в приложении “Дія”. Теперь этот электронный паспорт уже приравнен к оригиналу.

– А какой Украина будет в плане цифровизации в ближайшие пару лет?

– Думаю, мы будем двигаться в сторону активного внедрения новых сервисов. И за пару лет мы сможем оцифровать все ключевые услуги – наиболее такие, знаете, “болезненные” для общества, наиболее неудобные. Мы попробуем сделать именно это.

Прямой эфир