Реформа ООН — это политическая воля ключевых стран мира: интервью с Андреем Каракуцем

Андрей Каракуц. Фото: kas.de

После того, как Совет безопасности ООН 30 сентября получил от России очередное вето на резолюцию касательно незаконной аннексии украинских территорий, голосовать должен другой орган — Генеральная ассамблея ООН, в которой не предусмотрено право вето. Резолюция, осуждающая действия Кремля относительно Херсонской, Запорожской, Луганской и Донецкой областей, была инициирована США и Албанией.

Кроме России, в Совбезе ООН больше никто не выступил против, однако несколько стран воздержались от голосования — у каждой на то свои причины, обусловленные геополитикой. Это Китай, Габон, Индия и Бразилия.  

Теперь ряд стран ООН возлагают надежду на массовую поддержку Украины в голосовании Генеральной ассамблеи даже несмотря на то, что все резолюции этого органа носят лишь рекомендательный характер. К слову, в марте Генассамблея уже дала свой ответ на российское вторжение в Украине — 141 страна осудила действия России. Но и это количество голосов — не предел.

Параллельно с этим украинские дипломаты продолжают налаживать связь со странами Африки и Латинской Америки. Почему это так важно для Украины, а также какие перспективы ждут ООН, говорим в эфире телеканала FREEДOM с главой общественной организации “Центр прикладных исследований” Андреем Каракуцем.

— Могут ли попытки союзников по организации увенчаться успехом?

— Безусловно, в Совете безопасности невозможно получить то голосование, которое бы обошло РФ. Поэтому как раз инструмент Генеральной Ассамблеи ООН является наиболее действенным. И после того, как получится организовать голосование, называются разные цифры: 141 страна, а может, и больше. То есть мы можем говорить о том, что поддержка Украины как минимум не падает. Если голосов будет больше, мы покажем, что поддержка, наоборот, растет.

Ситуация, происходящая в Организации Объединенных Наций, демонстрирует, что ее нужно реорганизовать. То есть нужна новая структура. Об этом уже много раз говорили ведущие мировые лидеры, в том числе президент США Джозеф Байден, который выступал на заседании ООН несколько дней назад — он предложил, что нужно расширять Совет Безопасности ООН. Нужно не позволять, чтобы одна страна могла своим вето блокировать любое решение. В таком более расширенном совете, в котором, кстати, заинтересованы многие страны, в том числе и наши партнеры, и Турция, и Бразилия, и Индия, и Япония. В этом совете уже не будет возможности заблокировать такие резолюции, и это откроет новые инструменты для того, чтобы международное сообщество могло напрямую вмешиваться и предотвращать такие конфликты.

— Я напомню, что во время голосования за резолюцию по Крыму в 2014 году в поддержку российских действий или воздержались, голосовали массово страны африканского континента, азиатские страны, латиноамериканские страны. Как вы думаете, если мы сравниваем гипотетическую поддержку сейчас и ту резолюцию, как изменилась динамика?

— Я думаю, что динамика изменилась положительно. Почему? Во-первых, прошло уже достаточное количество времени, чтобы многие страны поняли, что Россия осуществляет неприкрытую агрессию, нарушает международное право. Во-вторых, безусловно, качество и интенсивность украинской дипломатии очень сильно выросли. Мы можем говорить о том, что украинское министерство иностранных дел более активно сейчас работает со странами так называемого Глобального Юга, к которому как раз относятся страны Африки, Азии и Латинской Америки. И сейчас как раз наш министр иностранных дел осуществляет визит в Кувейт, у него турне по странам Африки. Это первый глобальный тур по этому континенту, который позволяет заручиться поддержкой ключевых стран.

Эти страны, кстати, это делают часто не безвозмездно, они получают взамен какие-то уступки. То есть этот процесс требует достаточно большой организации и значительных усилий. Вспомним также, что президент Украины Владимир Зеленский разговаривал с премьер-министром Индии Нарендра Моди буквально несколько дней назад. То есть мы видим консолидированные усилия для того, чтобы изменить эту ситуацию. Например, когда пытались разобраться, почему Габон проголосовал, выяснилось, что, скорее всего, сыграли китайские связи. И Украине как раз следует наращивать свои дипломатические усилия на китайском направлении для того, чтобы те страны, которые ориентируются на Китай, также поняли, что украинская независимость и неприкосновенность украинских границ является приоритетом.

— Каким образом Украина сейчас должна действовать, имея небольшой люфт, чтобы эти страны все-таки поддержали резолюцию?  

— Российская Федерация играет на экономических отношениях, переманивая на свою сторону эти страны. Но также есть одна еще очень важная тема. Нам нужно доносить как раз вот эти месседжи о том, что действия России — это не война с Западом, как рассказывает российская пропаганда. Это, в первую очередь имперский захват, который имеет своей целью геноцид украинского народа, который направлен на то, чтобы максимально инкорпорировать территорию независимой страны как часть своего государства. То есть все эти месседжи близки африканским странам.

И, кстати, Российская империя и Советский Союз не были такими странами, которые боролись за права и независимость стран Глобального Юга. Нужно также напоминать, что Советский Союз вел и агрессию в Афганистане, что Советский Союз в первую очередь был заинтересован в продвижении коммунизма, а не независимости этих стран. То есть вот эти месседжи, которые продвигает РФ, легко бьются.

Это довольно длительная работа, которая требует не только каких-то обращений, не только разговоров, но она требует, чтобы эти страны были заинтересованы в отказе от России, в работе с Украиной — покупке наших товаров, развитии связей. Говорить о том, что мы можем достичь такого быстрого перелома, достаточно сложно. То есть эти страны сейчас голосуют, понимая несправедливость.

Нужно усиливать направления, которые требуют длительной работы. Это открытие новых посольств, проведение экономических и экспертных встреч, образовательных программ. Там очень мало знают об Украине. И российская пропаганда работает достаточно эффективно.

Раньше очень много студентов из африканских стран училось в Украине. Мы можем даже искать этих выпускников, работать с ними. Кстати, интересный случай: бывший президент Монголии, который недавно выступил в поддержку Украины, учился во Львовском политехническом институте.

Читайте также: “Президент Путин, просто остановитесь!”: интервью с четвертым президентом Монголии Цахиагийном Элбэгдоржем

— Какие реальные шаги можно предпринять для того, чтобы реформировать ООН? Мы слышали о потенциальном расширении Совета безопасности ООН, включения в него новых стран.

— Российская Федерация не имеет права там находиться, потому что как раз после распада Советского Союза она не подавала никаких официальных заявлений. И фактически ее можно под этим предлогом исключить. Понятное дело, что этого не произойдет как раз ввиду того, что существует поддержка таких стран, как Китай. И этот процесс вызовет очень много противоречий внутри самой организации. Поэтому следующий возможный вариант — это реформа ООН.

Кстати, попытки начать эту реформу происходили еще в 90-е годы. Бывший секретарь ООН Кофи Аннан выступал с повесткой о конкретных шагах расширения полномочий Генеральной ассамблеи. Напомню, сейчас фактически все ее решения имеют, в первую очередь, рекомендательный характер.

Также предлагается расширение количества членов Совета безопасности, сейчас там 15 членов, из них 5 постоянных, а 10 выбираются на ротационной основе каждые два года из разных регионов. Так вот, есть идея, чтобы, во-первых, повысить количество постоянных членов либо в целом увеличить количество членов этого совета до 20-25. И эти члены не будут уже иметь права вето. Если его не будет, то решения будут приниматься как раз большинством. И здесь появляется как раз огромная возможность для того, чтобы осуждать страну-агрессора.

Раньше такие попытки блокировались. Например, те же самые Соединенные Штаты во время войны в Афганистане, в Ираке противились реформированию Совета безопасности ООН. Соединенные Штаты также использовали право вето для того, чтобы поддерживать Израиль в его конфликтах с арабским населением либо с арабскими странами. Также против решения о праве вето выступали такие страны как Франция и Великобритания. Это было связано с их влиянием после окончания холодной войны.

Китай, я считаю, будет самой большой проблемой, потому что эта страна также пытается расширять свое влияние. Есть опасения, что он будет пытаться захватывать новые территории. И как раз право вето в Совете безопасности ООН будет позволять обходить возможные международные санкции и препятствовать тому, чтобы международное сообщество объединилось против агрессора.

Я не скажу, что это легкий путь, но, тем не менее, он возможен. Как раз такие решения принимаются на уровне Генеральной ассамблеи ООН. Там необходимо абсолютное большинство голосов. Если ведущие страны мира согласятся подготовить такую реформу, я думаю, она может быть поддержана.

Как будут развиваться украинско-африканские отношения, смотрите в материале FREEДOM.

Прямой эфир