Ни кредитов, ни диалога с агрессором: эксперты объяснили, почему МВФ не стоит взаимодействовать с Кремлем

Офис Международного валютного фонда. Фото: imf.org

Международный валютный фонд (МВФ) отложил свой визит в Москву с целью консультаций.

Предполагалось, что в рамках предстоящих консультаций с Россией группа сотрудников Фонда будет проводить виртуальные обсуждения с 16 сентября, а затем отправится в страну для личных встреч. Однако такая информация вызвала протест со стороны Украины и ряда других стран.

Зачем МВФ контактировать с Кремлем? 

Последняя миссия МВФ в Россию по статье 4 устава, которая обычно проводится ежегодно, была в мае 2019 года. После нее была еще одна миссия в ноябре 2019 года для обсуждения текущей ситуации в экономике, перспектив ее развития и экономической политики.

Причиной первого после 2019 года визита в Россию Фонд назвал стабилизацию экономической ситуации в стране. 

“После вторжения в Украину экономическая ситуация была исключительно нестабильной, что затрудняло проведение консультаций по статье 4, особенно при обсуждении перспектив и основ политики на ближайшую и среднесрочную перспективу. Теперь, когда экономическая ситуация стала более стабильной, консультации по статье 4 с Россией возобновляются в соответствии с обязательствами как Фонда, так и страны-члена”, — заявила директор департамента коммуникаций в МВФ Джули Козак на пресс-брифинге.

Теперь же возможный визит МВФ в Москву отложен. 

“Консультации по статье 4 с Россией отложены, пока мы собираем все необходимые данные и аналитику для проведения тщательных консультаций”, — сообщил представитель МВФ изданию “Интерфакс-Украина”. 

Ряд стран Евросоюза ранее призвали Фонд не возобновлять сотрудничество с Россией. Об этом представители Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Швеции, Финляндии, Дании, Исландии и Норвегии сообщили в письме, адресованном МВФ. 

“Мы призываем все международные финансовые институты, включая МВФ и его руководство, продолжать воздерживаться от деятельности с участием государства-агрессора и не возобновлять диалог до тех пор, пока Россия продолжает свою агрессивную войну против Украины”, — говорится в письме министров финансов стран ЕС к МВФ.

Дальше предоставления информации для МВФ Россия якобы идти не собирается. В мае бывший представитель РФ в организации Алексей Можин заявил, что Москва не нуждается в кредитах от Международного валютного фонда. Эксперты считают, для России интерес возобновления работы с МВФ состоит в первую очередь в распространении ложной информации о своей экономике.

“Вместе с коллегами из НБУ мы четко прокоммуницировали позицию Украины о недопустимости работы со страной-агрессором. Мы призываем изолировать РФ, не возобновлять диалог и не легитимизировать российский режим. 4 статья Устава МВФ и любые другие формальные причины не могут быть предпосылкой для работы в РФ”, — заявил министр финансов Украины Сергей Марченко.

Аналитики называют еще один негативный аспект возобновления работы МВФ с Россией. Ведь это может стать прецедентом сотрудничества Москвы с международными организациями. В Национальном банке Украины подчеркнули, что для одной из самых крупных финансовых организаций в мире недопустимо способствовать выходу страны-агрессора из международной изоляции.

В обращении министров финансов девяти стран ЕС к Международному валютному фонду говорится также, что от сотрудничества с Россией МВФ понесет репутационный ущерб.

https://youtu.be/54qPx-mw3uA

Мнения экспертов 

Чем чреваты контакты МВФ и Москвы? Почему Кремлю выгодно сотрудничать с Фондом? Нуждается ли Россия в кредите МВФ? На эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ ответили: 

  • Алексей Кущ, экономист, финансовый аналитик;
  • Иван Ус, кандидат экономических наук, главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований;
  • Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба.

АЛЕКСЕЙ КУЩ: Москва пытается легализовать себя на международном рынке через контакт с МВФ 

— Это попытка все-таки со стороны МВФ показать, что он находится как бы вне политики или над политикой. Не совсем адекватная позиция в контексте нынешних событий и той агрессивной войны, которая навязана Украине со стороны России. Поэтому МВФ в данном случае не может оставаться “над схваткой” или вне политики. Украина оказывает сопротивление попыткам легализовать Россию в рамках МВФ так  же как она это делает в сфере культуры и спорта.

Россия является участником Международного валютного фонда, тем не менее МВФ не должен верифицировать и подтверждать статистические данные, которые Россия показывает в отношении своей экономики.

И МВФ не должен подавать это как сотрудничество с Москвой, потому что российская пропаганда будет использовать этот тезис для того, чтобы продемонстрировать, что Россия якобы преодолевает международную блокаду и международное осуждение.

Россия действительно не нуждается в кредитах МВФ, тем не менее она будет использовать контакт с МВФ в пропагандистских целях, как иллюстрацию того, что международная блокада постепенно разрушается.

Одно дело — доверие к российской статистике, и оно находится на достаточно низком уровне. А другое дело — когда МВФ фактически подтверждает эти данные. То есть это уже совершенно разные подходы. Поэтому МВФ интересен России в контексте того, что фонд будет подтверждать статистические данные, например, темп роста ВВП в стране.

МВФ, подтверждая показатели российской статистики, верифицирует эти показатели. Соответственно, все аналитические, рейтинговые компании потом ретранслируют уже не российскую статистику, а статистику МВФ о том, что, например, российская экономика выросла на 3,5%.

То есть это уже идет как подача не как российской статистики, которая воспринимается критично во многих странах мира, а как показатели, зафиксированные МВФ, к которому доверие в мире — достаточно высокое.

Наибольшая зависимость МВФ — от США. Поэтому в данном случае позиция Белого дома будет ключевой. К позиции ряда европейских стран МВФ может и не прислушаться.

ИВАН УС: США должны быть настойчивыми в диалоге с МВФ

— Рассматривая Россию через экономическую призму, МВФ хочет иметь контакты с ней, чтобы понимать, что происходит в стране, которая, в принципе, еще до начала полномасштабной войны была 10-й экономикой мира в расчетах Всемирного банка и 11-й — в расчетах МВФ. И, конечно же, учитывая это значение, МВФ хочет с ней сотрудничать. Но подобные действия легитимизируют Россию.

Многое будет зависеть от того, как на это отреагируют Соединенные Штаты. Сегодня США — основная экономика в мире. И это страна, где физически находятся офисы МВФ и Всемирного банка, как и многих других международных институций. То есть, сам факт нахождения этих офисов в США — демонстрация роли, которую США играет в мировой политике.

Мне кажется, что именно США в этом вопросе нужно будет проявить давление на МВФ и дать понять, что попытки нормализовать отношения с РФ идут вразрез с принятой глобальной политикой.

Должен быть посыл: если МВФ хочет вести сотрудничество с РФ, ему нужно будет искать офис в России, потому что в США ему не рады. Я понимаю, что это звучит нереалистично и жестко, тем не менее, такие диалоги вполне возможны.

В России статистическая информация подчинена политической власти. Соответственно, Кремль не будет давать те данные, которые будут так, либо иначе показывать негативные стороны России. Они будут показывать только позитив. И эти данные подаются МВФ. Фонд не может их перепроверить.

Когда МВФ получает информацию от России и далее ее транслирует, создается впечатление, что у Москвы все хорошо. Но если послушать руководство Центрального банка — Эльвиру Набиуллину и ее заместителей, то получается обратная ситуация.

ОЛЕГ ПЕНДЗИН: Получение Россией кредита от МВФ исключено

— До тех пор, пока Российская Федерация — агрессор, подобных контактов быть не должно.

Российская Федерация формально остается членом Международного валютного фонда. Опять же ни США, ни европейские страны не прервали дипломатических отношений с Москвой. Есть обмен определенными информационными, дипломатическими нотами. Так что формально МВФ действует в русле тех процессов, которые сегодня существуют в мире на уровне дипломатических контактов. 

Тут же главный вопрос не просто обмен информацией, а вопрос о том, чтобы Международный валютный фонд не выступил стороною налаживания экономического сотрудничества с Российской Федерацией. Этого точно этого не будет. Просто потому, что наложены очень серьезные санкции американцами и европейцами.

Я думаю, что уровень зависимости от доноров, уровень влияния на принятие решений наиболее крупных доноров и участников Международного валютного фонда однозначно приведут к тому, что <…> попытки налаживания связей со страной-агрессором будут, естественно, отложены.

Международный валютный фонд дает кредиты не в валюте, он дает кредиты в SDR (Special Drawing Rights — специальные права заимствования). Это внутренняя валюта МВФ, которая формируется из корзины валют и корзины валют доноров. На сегодняшний момент существуют очень большие ограничения по поводу использования Москвой свободно конвертируемых валют — долларов и евро. А SDR не предполагают обмена на валюты с ограниченной конвертируемостью. То есть SDR можно поменять на свободно конвертируемую валюту, обращения которых с РФ на сегодняшний момент резко ограничены. 

Поэтому с этой точки зрения даже технологическое получение кредита Российской Федерации в SDR невозможно, потому что никаких механизмов поменять эту валюту на внутреннюю валюту МВФ, на то, что будет необходимо в международных расчетах, у Российской Федерации нет. 

Читайте также: МВФ и Киев начинают переговоры по расширенному финансированию

Прямой эфир