“Метро”: почему строительство станций “Шулявская” и “Политехнический институт” откладывали несколько лет

Скрин с видео

В конце 50-х годов ХХ века протяженность Киева от окраины до окраины уже достигала примерно 30 километров. Чтобы добраться из конца в конец, теперь не хватало и двух часов.
Поэтому каждая новая станция метро становилась подарком для города и, конечно, для жителей каждого отдельного района.

Станция “Политехнический институт” – глубокого залегания. Открыта 5 ноября 1963 года и, впервые в практике метростроения, создана из железобетона вместо чугуна. Интерьер станции довольно “спартанский” и без архитектурных “излишеств”.

По сравнению с первыми станциями, здесь значительно меньше мрамора, другая форма пилонов. Собственно, композиция интерьера посвящена освоению космоса и тоже довольно лаконична. Наземный вестибюль находится в здании дирекции Киевского метрополитена, он имеет один выход – на проспект Победы. Неподалеку расположен Национальный технический университет Украины “Политехнический институт имени Игоря Сикорского” и Киевский зоопарк.

Шулявская” до 1993-го называлась “Заводом “Большевик”. Открыли ее в ноябре 1963 года, это пилонная станция глубокого залегания. С промежуточным вестибюлем, который сооружали по аналогии с “Арсенальной” – методом так называемого “опускного колодца” с поверхности земли.

Отделка вестибюля, как и отделка подземных залов, выполнена из разноцветной керамической плитки, которую, кстати, наклеивали вручную. А вот мрамор, традиционный для первых станций киевского метро, здесь уже не применяли. Зато в торце центрального зала выложили художественное панно из плитки и смальты – “Прогресс советской труда”. Оно и сегодня напоминает о прежнем названии станции.

Станции “Политехнический институт” и “Завод “Большевик” (ныне “Шулявская”) сначала должны были появиться на свет в составе первой очереди – в ноябре 1960-го. Но что-то пошло не так, и метрополитен в столице Украины запустили без них. Открытие отложили на 3 года.

“Когда рассматривался проект строительства двух станций, появился важный вопрос. Посчитали, что дорого и нецелесообразно раскапывать проспект, но тогда вмешалась Гражданская оборона. Выяснилось, что станции неглубокого залегания, несмотря на то, что их дешевле строить, непригодны, поскольку укрытия на этих станциях не соответствуют требованиям ГО”, – рассказывает главный инженер метрополитена Владимир Зель.

Вот так судьба станций была решена не строителями и проектировщиками, а людьми в погонах. В послевоенное время строительству объектов гражданской обороны придавали особое значение. А метро – это, безусловно, идеальное укрытие на случай каких-либо катаклизмов.

Больше выпусков  “Метро” смотрите по ссылке.

Прямой эфир