Атомная энергетика, бриллианты, СМИ, нефтепродукты: что ЕС может включить в 10-й пакет санкций против России

Иллюстративное фото: slovoidilo.ua

Европейский Союз готовит 10-й пакет санкций против России, подтвердила президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен во время выступления на Всемирном экономическом форуме в Давосе. По ее словам, ЕС ввел самые действенные санкции за всю историю, в результате которых российская экономика “погружается в рецессию на десятилетия, а ее индустрия лишается современных и критических технологий”.

Но ключевая задача нового санкционного пакета в отношении страны-агрессора — борьба с обходом ограничений как самой РФ, так и третьими странами, с которыми она пытается сотрудничать.

Десятый раунд будет сосредоточен на том, чтобы закрыть лазейки, покончить с этими обходами и иметь огромные последствия для тех, кто обходит санкции Евросоюза”, — заявила Урсула фон дер Ляйен в интервью CNN.

13 января Reuters со ссылкой на чиновников ЕС сообщал, что 10-й пакет санкций планируют подготовить к годовщине полномасштабного вторжения России в Украину — 24 февраля.

По данным журналистов издания, Польша и Литва призывают страны ЕС ввести санкции против атомного сектора России. Украина, в свою очередь, попросила Евросоюз включить в санкционный список и “Росатом”, однако Венгрия такие ограничения пока блокирует.

“Сейчас одним из приоритетов будет введение наконец-то санкций на атомную энергетику и атомные энергоресурсы, которые экспортирует Россия и, соответственно, индивидуальные санкции на весь топ-менеджмент “Росатома”, поскольку мы все видим, как РФ крайне небезопасно и террористически ведет себя на нашей Запорожской атомной электростанции”, — отметила аналитик Киевской школы экономики Юлия Павицкая.

Также из неофициальных комментариев стало известно, что обсуждаются дополнительные ограничения против российских пропагандистских медиа и новые отключения банков РФ от SWIFT.

Кроме того, в феврале этого года вступит в силу эмбарго на российские нефтепродукты. А это, по мнению экспертов, сильно ударит по российской экономике. Правительству придется останавливать нефтеперерабатывающие заводы и замораживать скважины, потому что нефть будет просто некуда девать.

“Российская экономика довольно простая. Она очень зависит от нефтегазовых доходов. С одной стороны, они использовали это как шантаж, а с другой — это их ахиллесова пята. Каждый раз, когда у России падают нефтегазовые доходы, она попадает в кризис и рецессию”, — добавила Павицкая.

По мнению экспертов, российская экономика сможет выдержать этот год за счет фонда национального благосостояния. Однако деньги на войну у России могут закончиться уже к 2025-му.

“Мы считаем, что запас есть примерно на 2023-2024 годы. Начиная с 2025-го ситуация становится очень тревожной. И в этот момент, видимо, будет использован шестой инструмент — это отъем денег у населения. Тогда могут появиться обязательные облигации для населения. Вот это последний инструмент”, — сказал доктор экономических наук России Игорь Липсиц в интервью “Настоящему Времени”.

По данным Bloomberg, в Минфине РФ оценили прямые потери от западных санкций в сотни миллиардов долларов. Во внутреннем докладе ведомства не приводится общая оценка ущерба от санкций. Но известно, что только золотовалютные резервы России заморожены на сумму более чем 300 млрд долл.

Какие ограничительные меры Евросоюз может включить в 10-й пакет антироссийских санкций, в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:

  • советник президента Украины по экономическим вопросам Олег Устенко;
  • председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский;
  • эксперт по международным отношениям Богдан Ференс.

Олег Устенко: В 10-м пакете санкций против РФ мы ожидаем, в частности, введение ценового потолка на нефтепродукты и ограничения в отношении ядерного сектора

— Логика всех санкционных пакетов со стороны Евросоюза включает, с одной стороны, урезание любых доходов РФ для того, чтобы не было возможности получать эти средства в госбюджет и потом использовать для финансирования войны против Украины. Вторая задача — принудить в итоге к принятию решений, связанных с тем, что экономический фронт полностью проигран. Соответственно, вести такую войну невозможно, и лучше идти на попятную и принимать те решения, которые России советуют Украина и весь цивилизованный мир.

Напомню, что санкции были очень обширны. Они начинались с заморозки более 300 млрд золотовалютных резервов Центробанка РФ, которые находились за пределами страны. В данном случае мы говорим об 1/5 их ВВП, который был накоплен если не за десятилетия, то за долгие годы. Эти деньги давал возможность накопить энергетический сектор… Затем были серьезнейшие санкции, связанные с фактически полным отключением России от международного рынка финансирования капитала.

В этом году у них уже возникли серьезные проблемы, связанные с дефицитом госбюджета… Согласно скудной прошлогодней статистике, эта цифра составляла более 3 трлн руб., но она минимум на 30% выше.

Если бы не было этого шага, россияне могли бы ходить на внешние рынки и одалживать там деньги.

Еще один очень серьезный удар: Россию отключили от международного научного обмена. Это означает, что она полностью отсечена от доступа к новой технике и технологиям.

И следующий пакет санкций как раз вписывается в эту общую логику. В последнем пакете особенно можно выделить введения ценового потолка на нефть, который больно ударил по поступлениям в госбюджет. Скажем, госбюджет на 2023 год был рассчитан с учетом цены нефти в 70 долл. за баррель, а в реальности должен быть переориентирован на цену в 40 долл. за баррель.

Мы хотели бы видеть в этом пакете введение аналогичного ценового потолка на нефтепродукты, прежде всего, на дизель. Это опять таки обрубит важные статьи доходов госбюджета России, а также поставит под вопрос смысл использования их собственных нефтеперерабатывающих заводов.

Желательно также было бы увидеть в 10 пакете санкции в отношении ядерной промышленности и ядерной энергетики РФ. Это активно обсуждается. И действительно обсуждаются ограничения в энергетическом секторе России, формирование дополнительных списков, а также лазейки, которые РФ пытается для себя найти для получения средств в госбюджет.

В реальности мы не можем сейчас четко проанализировать те резервы, которые есть у России. До 24 февраля у них было порядка 450-500 млрд долл. резерва. Из них полностью сгорели 350 млрд долл. При хорошем раскладе у них осталось от 50 до 150 млрд долл. резервов — это более чем мало для такой страны, как Россия.

Более того, оставшееся частично в виде золота, потому что они активно переводили свои позиции в золото. Возвращаясь к вопросу санкций: проблема России состоит в том, что золотовалютные резервы использовать на внешнем рынке практически невозможно. Запрет покупать российское золото был в первых пакетах санкций.

Это означает, что их золота достаточно для внутреннего потребления или для попыток продажи тем странам, которые не присоединились к санкциям. Но любая страна все-таки прагматик — никто в здравом уме не пожелает выступить против такого мейнстрима, чтобы не попасть под так называемые вторичные санкции по отдельным пунктам. Они более чем активно действуют.

Действительно у них есть китайский юань, но его не так много. Продажи юаня толком ничего не означают. Они пытались поддерживать свой курс, сглаживать колебания…

Одно из знаковых выступлений в Давосе — президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Она заявила, что Россию ждут серьезные экономические проблемы и катастрофа минимум на ближайшее десятилетие. Ну, читай, десятилетия. И эти проблемы связаны с тем, что российской экономике фактически не дадут возможности больше развиваться.

В феврале готовится большой, 10-й пакет санкций, а также можно работать по девятому пакету, потому что установленная предельная цена на нефть подлежит постоянной ревизии в сторону снижения, что будет дальше продолжать обрезать доходы РФ.

И вот Россия фактически загнана в угол. С одной стороны, это невозможность развиваться в долгосрочной перспективе, потому что нет доступа ни к технологиям, ни к технике — а их параллельный импорт очень часто пресекают, и пресекут в 10-м пакете санкций. Это значит, что любой, кто будет в этом задействован, подлежит вторичным санкциям. С другой стороны, это финансовые средства. Выйти на внешние рынки нельзя, инвестиции в страну равны нулю. Более того, любыми правдами и неправдами многие россияне, в том числе денежные мешки, пытаются вывозить свои средства. В данном случае мы можем говорить о средствах среднего и малого бизнеса, а не о средствах российской номенклатуры, потому они либо уже находятся под арестом — это 150 млрд долл., либо попадут под арест в ближайшем будущем.

Несмотря на браваду Москвы, санкции действуют и более чем серьезно бьют по российской экономике. Это отключает возможности по финансированию военной машины — день войны против Украины стоит России около 1 млрд долл. А только за счет нефти потери составили минимум 300 млн в день… К этому можно смело добавить еще 100 млн убытков от дизеля, а также комплексный удар по всем остальным направлениям. Таким образом средства есть только на силовой блок.

Отсутствие денег станет серьезным вызовом для Центробанка России, потому что в таком случае включится печатный станок. И тогда инфляция, которая была в прошлом году в России на уровне около 12%, вполне может быть трансформирована не в ожидаемые ими 5% в 2023 году, а в десятки процентов.

В случае России я оперирую цифрой 3% падения в прошлом году, и 4-5% падения в этом. Например, Иран более 40 лет находится под санкциями. Если сравнивать уровень жизни иранского населения сейчас и в досанкционном 1978 году — они все еще находятся ниже того уровня, с которого стартовали. И падение у них было на протяжении 10-15 лет — такое вялое по 2-3-4-5%. Приблизительно такую же историю готовит для обычных россиян сейчас их руководство.

Игорь Бураковский: В антироссийских санкциях важны не только сами ограничения, но и координация действий по управлению ими

— Прежде всего, хочу сказать, что каждый последующий пакет санкций вызывает все больше дискуссий в Евросоюзе. Это понятно, потому что санкции переходят на более высокий уровень.

Теперь относительно ожиданий. Из того, что сегодня есть в прессе, можно говорить, что речь идет о семи основных пунктах. Первый — это ограничения в отношении сектора атомной энергетики и “Росатома”. До этого “Росатом” был такой священной коровой, против которой ничего не предпринималось. Это, наверное, связано с позицией Венгрии, на территории которой “Росатом” строил два атомных энергоблока.

Причем интересно, что эти санкции будут реализовываться в два этапа. Первый — это ограничения на поставки технологий, различного рода финансовых операций с объектами российской атомной энергетики, которые, в конце концов, приведут к полному блокированию любых контактов с атомным энергетическим сектором России.

Второй — это запрет на торговлю бриллиантами. Это звучит немного наивно по сравнению с ограничениями на атомную энергетику. Это та мера, против которой традиционно выступала Бельгия, один из крупнейших производителей ювелирных изделий, в том числе по огранке бриллиантов — это преодолено. Это был достаточно серьезный и стабильный источник экспортных доходов для РФ.

Также это расширение списка товаров двойного назначения, отключение от SWIFT новых банков, новые запреты в отношении деятельности российских СМИ на территории ЕС — на сегодня нескольким десяткам росСМИ уже запретили вещание. А основной вопрос — это снижение ценового потолка на нефть. И мне кажется, что также впервые четко и артикулировано прозвучит вопрос о санкциях ЕС против Беларуси.

[Законное изъятие на восстановление Украины замороженных активов российского Центробанка на сумму в 300 млрд долл.] — это одна из долгоиграющих экономических дискуссий. Она возникла практически сразу после введения санкций на государственные и не только государственные активы РФ, находящиеся за пределами российской юрисдикции.

Сначала подход был такой, что теоретически это возможно, но сегодня это перешло в практическую плоскость. Скажем, в Канаде уже был принят соответствующий закон, который позволяет передавать арестованные активы страны-агрессора пострадавшей стране. Дальше там идет большая юридическая формула, как она покушались на суверенитет страны-жертвы.

Но тут есть политико-юридические аспекты. Первый заключается в том, что страны хотят принять решение, например, на уровне Евросоюза о возможности такой практики, которая станет частью внутренней санкционной политики ЕС. А второй шаг — это принятие соответствующих законодательных актов на уровне отдельных стран. Думаю, как раз в этом и вся загвоздка. Потому что — хотим мы того или нет — но есть определенные процедуры, в том числе по применению санкций и принятию решений относительно них.

Что касается санкционного саммита, который предлагает группа Ермака-Макфола: это очень важно, потому что в мире все взаимосвязано. Если, например, 54 страны, которые входят в антироссийскую коалицию, реализуют санкции, а такие крупные игроки, как Китай, Индия, некоторые страны Латинской Америки не реализуют… Это в общем создает возможности для обхода санкций.

Санкции — это не только сами меры, но еще два важных пункта: координация действий и управление санкциями со стороны стран, которые их непосредственно вводят, а также международная дипломатия, цель которой заключается в том, чтобы страны пассивно принимали санкции, даже при отсутствии политического осуждения военной агрессии РФ против Украины.

То есть если все не поставляют определенные виды товаров, то и мы это не делаем. С учетом глобализации в мире и той особой роли РФ в мировом разделении труда, такого рода форумы и решения являются очень важными для мобилизации всего мира, в том числе в экономическом противодействии российской агрессии.

Предложение Киевской школы экономики [о новом пакете нефтегазовых санкций в преддверии внедрения 5 февраля эмбарго на нефтепродукты в Евросоюзе] — эффективная и рабочая инициатива, но не новая. Ради справедливости нужно отметить, что эта тема достаточно давно обсуждается в экспертном сообществе. Как раз заслуга Киевской школы экономики в том, что ее сформулировали и пытаются реализовать как позиции Украины, в том числе на переговорах по санкциям. Далее — вопрос политики и того, как это можно будет реализовать.

Если говорить в целом, Россия — нефтегазовое государство со всеми вытекающими отсюда последствиями. И поэтому ограничения нефтегазового сектора являются очень важной мерой по лишению России экономического потенциала для ведения войны.

Второе — это то, что связано со вторичными санкциями. РФ для обхода эмбарго сегодня активно использует различного рода схемы с покупкой танкеров, сменой флагов. Здесь тоже должны быть санкции, чтобы такую полутеневую деятельность юридически преследовать.

Ну и, наконец, последний момент. Думаю, нам очень важно добиваться расширения списка технологий и комплектующих двойного назначения. Чем шире будет этот список, тем меньше будет возможностей для российского военно-промышленного комплекса создавать вооружение.

Кроме того, нужно говорить непосредственно о механизме управления санкциями. Чтобы прекратить российский экспорт, существует предложение создать системы регистрации и отслеживания российских товаров, условно говоря, от поля до прилавка. Такой механизм действует в сельском хозяйстве ЕС, когда можно четко понять, откуда пришло зерно и как оно выращивалось. То есть практически на каждую партию зерна есть соответствующий паспорт.

Богдан Ференс: В 10-м пакете хотелось бы увидеть более эффективные ограничения в контексте технологий для снижения военного потенциала РФ

— [Заявление Урсулы фон дер Ляйен о западных санкциях, которые погрузят российскую экономику в рецессию на десятилетия] — это контекст санкционной политики, которая имеет свою последовательность. Санкции направлены, в первую очередь, на то, чтобы реализовавшая агрессию страна не имела возможности финансировать свою армию и технологически создавать те или иные виды вооружения.

Поэтому санкции действительно носят более долгосрочный характер. Хотя нам в Украине хотелось бы видеть намного быстрее результаты санкционной политики, потому что уже далеко не первый месяц идет война, и будет 10-й пакет санкций. И хотелось бы, чтобы это имело более эффективный, ощутимый результат — не только в экономическом, но и технологическом, в первую очередь, военном контексте для снижения потенциала России как страны-агрессора.

Также посмотрим, каким образом будут введены ограничения со стороны наших западных партнеров и ЕС, которые бы не допускали обхода этих санкций. Мы прекрасно понимаем, что Россия пользуется серыми и черными схемами для торговли с третьими странами, а также так называемыми юридическими прокладками для получения тех или иных продуктов, возможно, даже технологий. Должны быть более эффективные инструменты предотвращения существования и реализации таких схем.

Прямой эфир